Художественно-эстетическое развития в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения и посещающими дошкольные образовательные учреждения
консультация по коррекционной педагогике

Шикарева Олеся Сергеевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno.docx276.64 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развития в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения и посещающими дошкольные образовательные учреждения

                                Подготовила учитель-логопед

                           МКДОУ «Детский сад №5»

            Шикарева О.С.

Логопеды ДОУ обычно опираются в своей работе на традиционную воспитательно-образовательную логопедическую программу. Основное содержание логопедической работы включает:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка;
  • развитие фонематического слуха;
  • пополнение словарного запаса;
  • преодоление грамматических нарушений;
  • развитие связных высказываний.

Дети с речевыми нарушениями в общеобразовательных садах и группах, как правило, мало привлекаются к активному участию в выступлениях, в силу своего речевого нарушения, хотя способны обладать даже более развитым творческим потенциалом, чем их ровесники. Ведь поиск эффективных путей развития и коррекции речи невозможны без творчества и художественно-эстетического развития в целом. Поэтому одним из средств эстетического воздействия на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей, посещающих дошкольное учреждение, является «народная педагогика», отраженная, прежде всего в фольклоре или произведениях устного народного творчества. Термин «народная педагогика» в научный обиход ввел К.Д. Ушинский еще в прошлом столетии, подтверждая, что традиции воспитания такие же древние, как и сам народ. В современных условиях народная педагогика функционирует во многих формах и видах. Это традиционные формы труда и взаимной помощи, праздники, народный этикет, произведения устного народного творчества, различные игры, (считалки, прибаутки, дразнилки) и др. Элементы народной хореографии обеспечивают развитие двигательных навыков, свободы, красоты и выразительности в движениях. Лирические песниспособствуют формированию экспрессивной речи. Народные игры эффективны в развитии внимания, быстроты реакции.

В логопедической практике при коррекции речевых нарушений используются разные виды работы, такие как:

•​ Чтение и пересказ сказок и рассказов.

•​ Использование игр-драматизаций.

•​ Заучивание фольклорных форм (стихов, диалогов).

•​ Проговаривание скороговорок.

•​ Повторение чистоговорок.

•​ Разгадывание загадок.

•​ Разучивание считалок.

•​ Объяснение и уточнение смысла пословиц и поговорок.

Особенности русского фольклора проявляются в малых жанрах – пословицах и поговоркахПоговорки придают разговорной речи красочность, эмоциональную выразительность, образность. Простые, небольшие по объему, они удивляют оригинальным построением, широким использованием языковых выразительных средств.

А, звуковое, ритмическое, интонационное мастерство пословиц, соединяясь с мимикой и жестами, театральностью способно влиять не только на речевое развитие, но и на чувственно-эмоциональную сферу ребенка. Художественная сила пословиц и поговорок заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, содержит синонимы, омонимы, антонимы, сравнения.

Считалка – небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Главная особенность считалки в коррекции речи — это отработка чёткого ритма, силы голоса, умение проговаривать раздельно слова.

Чистоговорки (народно - поэтические шутки). Заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. На занятиях они помогают вводить поставленные звуки в речь. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем — целые фразы.

Использование в логопедической практике скороговорок помогает закрепить у детей чёткую дикцию автоматизированного звука, отработать различные высотные, силовые, тембральные звучания. Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Работа над скороговорками начинается с проговаривания в медленном темпе с хлопками, а, затем, по мере заучивания, темп немного убыстряется.

Большими возможностями в процессе развития связной речи и формирования рассуждений располагает такие приемы, как придумывание, загадывание и разгадывание загадок. Загадки использую при ознакомлении с новой лексической темой. Загадка помогает детям обратить внимание на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи.

Заучивание стихотворных текстов – в логопедической работе.  Одним из вариантов работы над стихотворением – это Мнемотехника или по-другому мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение героев сказок, явлений природы, действий, путем выделения главных смысловых линий сюжета.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

  • Логопед выразительно читает стихотворение.
  • Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  • Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  • Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотехника – система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличением памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

http://www.ds19.voadm.gov.spb.ru/foto/mnemotekhnika_1.png

На логопедических занятиях очень хорошо использовать дидактические - фонетические сказки, в которых одушевляются абстрактные символы – буквы, звуки. Вариант сказки моделируется с учетом актуальной ситуации и попадает в разной интерпретации: рассказывание с последующим рисованием сюжета, элементов, с его инсценированием с помощью кукольного персонажа. В комплексной коррекционной работе используют (пальчиковый театр, кукольный театр, теневой, магнитный, стендовый, а также бумажные и перчаточные куклы.

 Что-же такое Фонетические сказки и сказки по обучению грамоте:

Вот один из примеров - как происходит использование фонематических сказок. На этапе автоматизации и (или) дифференциации звуков. Учитель – логопед предлагает ребенку стать героем сказки, перевоплотиться в образ звука, совершить действия по готовому сценарию. Либо логопед предлагает самостоятельно додумать окончание сказки, также ребенок сам может предложить сюжет сказки. Главные герои – буквы и звуки. Сказочная страна-Фонетика. Сказочные города – Гласных и Согласных. Злые персонажи - Звукомор и Звуковред. Добрые – Фея Фонетика и Фея Грамота.  Придание определенных характеристик звукам, например: звук «Р» стройный, подтянутый. Это потому, что он всегда танцует (дети обращают внимание на вибрацию языка). Задаются вопросы, требующие нестандартных ответов: «Как думаешь, какой этот звук по характеру? Почему». Буква «Ы» толстая и ходит с палочкой, она стесняется своей полноты и потому никогда не встает в слове первая, а прячется за другие буквы. А поскольку она толстая, то и все слова, где есть буква «Ы» становятся большими: ус – усы, нос – носы. Также предлагается ребёнку самостоятельное сочинение сказок и рассказов на лексическую тему занятия. Обязательно перед тем как использовать произведение проводится предварительная работа. Учитель - логопед знакомит детей со сказкой, рассказом и т. д. Сначала читают, вместе рассматривают иллюстрации, обсуждают сюжет, характеризуют героев. Целесообразно использовать изображения героев произведений, которые можно выставлять на наборное полотно, магнитную доску, ковралин. Это трудоемкая работа, но она дает хороший результат. Использование произведений художественной литературы в коррекционной логопедической работе повышает заинтересованность дошкольников, способствует развитию логики изложения, правильному структурному оформлению и, как результат, улучшению качества речи.

http://www.ds19.voadm.gov.spb.ru/foto/mnemotekhnika-3.png

На логопедических занятиях всегда используются пальчиковые игры и физминутки, где дети сопровождают говорение жестами и движениями.

Так же необходимо отметить музыку – иными словами логоритмику, которая используется в логопедической коррекции! Пропевая песни во время процесса двигательной активности, мы работаем над дыханием, напевностью, протяжностью звука, привлекаем внимание к выразительным речевым интонациям. Ребенку приходится одновременно воспринимать музыку на слух, двигаться в соответствии с ритмом и приспосабливать свое дыхание для пропевания песен. Очень сложный прием, используемый на логопедических и музыкальных занятиях. Основная коррекционная задача логоритмики – с помощью ритмофизиологических упражнений под музыку, развивать чувство ритма и использовать его в лечебно-восстановительных целях. Связь музыки и ритмического движения является основой коррекционной логоритмики.

И в завершении необходимо отметить - использование и применение произведений художественной литературы и фольклора помогает:

  • повышать заинтересованность дошкольников;
  • сделать речь детей более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;
  • усилить самоконтроль за правильным звукопроизношением;
  • обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
  • способствовать развитию логики изложения, правильному структурному оформлению;
  • улучшать разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическую речь;
  • развивать и повышать культуру речи;
  • расширять детские представления об окружающем их мире;
  • прививать любовь и уважение к книге.

Таким образом, художественная литература и фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. И имеет важное значение в воспитании дошкольника.

Литература:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- М., 1985, - 200с.

2. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей, музыкальных руководителей. Конспекты занятий. Сценарии досугов, развлечений, праздников. - М., АРКТИ, 2002.- 224с.

3. Сборник упражнений и вопросов по эстетике и теории культуры. - СПб, 2000.

4. Лапшакова Л.Л. Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики. Дис. канд.пед.наук. - Ек-г, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Проблемы поиска эффективных технологий по коррекции речевых нарушений остаются актуаль...

Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Теоретическая часть.Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики. Тема моего мастер – класса сегодня ...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Тема моего мастер – класса сегодня – «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»....

Самомассаж в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

В  процессе коррекционно-речевой работы учитель-логопед использует различные средства для коррекции и развития речи, моторной и эмоционально-волевой сферы ребёнка, имеющего речевые нарушения. Сам...