Консультация для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logo_igry_dlya_leksiki.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Логопедические игры для формирования лексикона у детей»

        Логопедическая  работа  по  развитию  лексики  тесно  связана  с  формированием   представлений  об  окружающей  действительности  и  познавательной  деятельности  детей.

          Развитие  лексики  проводится  в  следующих  направлениях : обогащение  словарного  запаса, уточнение  значение  слова, расширение  семантики  слова, особенно  важной  является  работа  по  усвоению  слов  обобщающего  значения.

          Работа  над  уточнением  значения  слова  связана  с  формированием  представлений  об  окружающих  предметах  и  явлениях, с  овладением  классификацией  предметов, с  работой  по  становлению  лексической  системы.   Классификация  предметов  может  проводиться  как  в  неречевом  плане (например, разложить  картинки  на  две  группы), так  и  с  использованием  речи (например, отобрать  только  те  картинки, на  которых  нарисованы  овощи, назвать  их  одним  словом).  Рекомендуется  использовать  записи, рисунки, помогающие  детям  овладеть различными  категориями  предметов, усвоить  и соотнести  обобщённое  название  и  название  конкретных  предметов, овладеть  родовидовыми  отношениями.

          В  логопедической  работе  по  обогащению  словарного  запаса  особого  внимания  требует  предикативный  словарь (глаголы  и  прилагательные).

         

  При  этом  используются  такие  приёмы  работы:

1.Описание  предметов (по  цвету, форме, величине  и т.д.). Детям  предлагаются  картинки  и  задаются  вопросы.

Например: «Какой  помидор, какой  огурец?, «какой  мяч?».

2. Отгадывание  загадок:

      Про  кого  можно  сказать рыжая, пушистая, хитрая?

       Жёлтый, овальный, кислый. Что  это?

3. Добавление  прилагательных  в  предложение. Детей  просят  закончить  предложение. Используются  пары  картинок: Груша  сладкая, а лимон… . Огурец  овальный, а  помидор.. .Дерево  высокое, а  кустарник…

  Обогащение  словаря  осуществляется  и  за  счёт  местоимений, числительных, наречий  и  других  частей  речи.

  Уточнению  значений  слов  способствует  и  работа  над  антонимами: существительными (день – ночь, радость – печаль), прилагательными ( высокий – низкий, длинный – короткий), глаголами ( радуется – грустит), наречиями ( далеко – близко).

  Важное  место  отводится  усвоению  значения  слова  с  постепенным  переходом  от  конкретного  значения  слова  к  пониманию  грамматического  значения  в  словосочетании, предложении.

 

Дидактические игры для формирования детского лексикона

«Транспорт»

Послушайте  слова  и назовите  только  те  из  них, которые  обозначают  транспорт.

Грузовик, метро, самолёт, скамейка.

Автобус, дорога, вертолёт, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

       

«Догадайся»

Догадайтесь, каким  будет  четвёртое  слово (смысловые  ряды).

Гвоздь – молоток, шуруп…

Дом – крыша, книга…

Квадрат – куб, круг…

Птица – яйцо, растение…

Хорошо – лучше, медленно…

Огонь – пожар, вода…

Зерно – амбар, деньги…

Электричество – выключатель, вода…

Школа – обучение, больница…

Человек – ребёнок, собака…

Резина – шина, сталь…

Птица – гнездо, человек…

Пальто – пуговица, ботинок…

Утро – ночь, зима…

:                          «Кто  как  передвигается»

  Человек  ходит, черепаха  ползает, птица  летает, лягушка  прыгает, заяц  скачет, рыба  плавает.

« Кто  как  голос  подаёт»

Голубь  воркует, корова  мычит, воробей  чирикает,  кошка  мяукает, петух  кукарекает, собака  лает, курица  кудахчет, свинья  хрюкает, волк  воет, кукушка  кукует, медведь  рычит.

    «Какие  звуки  издаёт»

Дверь  скрипит,  ветер  воет, свистит, машина  гудит, дождь  шумит, листья  шелестят, ручей  журчит.

«Кто  как ест»

Кошка  лакает  молоко, заяц  грызёт  морковку, телёнок  сосёт  молоко, собака  грызёт  кость, корова  жуёт  сено, курица  клюёт  зерно.

«Кто  что  делает»

Учитель  учит, доктор  лечит, повар  варит, уборщица  убирает, маляр  красит, художник  рисует, продавец  продаёт, парикмахер  стрижёт, водитель  водит  машину.    

   

    «Развитие  ассоциаций»

  Взрослый    даёт  детям следующую  инструкцию :

« Я  буду  называть  слова,  а  вы  в  ответ  назовёте  первое  слово, которое  припомните (или  какое  придёт  вам  в  голову)».  Слова   называются  по  одному.  Примерный  перечень  слов:

  Стол, посуда, дерево, бабочка,  собака, заяц, смелость, цвет.

  Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать,  слезать.

  Желтеть, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий,  деревянный.

  Быстро,  высоко, весело, два, летящий.

  Можно задать  вопрос : « Как  вы  думаете,  а  почему  припомнилось  именно  это  слово?»

«Обобщение по  теме: «Овощи»

Послушайте  слова.  Какие  из  них  обозначают  овощи?

Лук, репа, подорожник, укроп.

Чеснок, редис, роза, брюква.

Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

Помидор, щавель, свёкла, капуста.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

Закончить предложение и назвать слова «неприятели»

Слон большой, а комар…

Камень тяжёлый, а пушинка…

Зимой погода холодная, а летом…

Суп горячий, а компот…

Днём светло, а ночью…

Кричат громко, а шепчут…

«Кто или что может это делать?»

Бегать - …

Скакать - …

Летать - …

Плавать - …

Ползать - …

Катится - …

Стоять - …

Лежать - …

Прыгать - …

Сидеть - …

«Отгадай, что это за животное»

Сторожит, грызёт, лает – кто это?

Мяукает, лакает, царапает - ..

Хрюкает, роет - ..

Ржёт, бегает, скачет - ..

Блеет, бодается - ..

Мычит, жуёт, ходит - …

Летает, жужжит, жалит - …

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Солнце (какое?)…

Небо…

Облака…

Дождь…

Ветер…

Листья…

Земля…

Трава…

День…

К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?», по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

Растёт (что?)…

Зеленеет…

Краснеет…

Созревает…

6. Подберите картинки к словам:

Высокий, пятнистый…

Лохматый, косолапый…

Голодный, серый, злой…

Маленькая, быстрая, проворная…

Хищный, сильный, полосатый…

Яркое, тёплое..

Серый, колючий…

7. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов.

Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами.

Он на севере живёт, вместо сена мох жуёт.

Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки от копыт до головы.

Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Зверь я горбатый, я нравлюсь ребятам.

Он большой, серый и злой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи"

Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи"...

Консультация для родителей Мелкая моторика и развитие речи ребенка

Консультация для родителейМелкая моторика и развитие речи ребенка...

Консультация для родителей: мелкая моторика и развитие речи ребенка.

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...

Консультация для родителей "Мелкая моторика в развитии речи детей"

quot;Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию." В.М.Бехтерев...