Консультация для родителей. Мелкая моторика и развитие речи ребенка
консультация по логопедии

 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты.

В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а, следовательно, и развить речь. Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. По данным М. М. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.  Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому актуальность мелкой моторики бесспорна, и способствовать ее развитию нужно с пеленок.

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Что же такое мелкая моторика, и почему она так важна?

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Мелкая моторика – это совокупность движения рук с тремя основными системами организма – нервной, мышечной и костно-связочной. В разговорной речи мелкую моторику часто называют ловкостью рук, тесно связывая ее с быстрой реакцией и логическим мышлением. Занимаясь с ребенком, очень важно проводить занятия по мелкой моторике, особенно для детей дошкольного возраста.

Развивая двигательные функции ребенка, мы укрепляем память, зрительную и нервную систему. Известны факты, когда слабовидящие и незрячие дети имеют очень сильную моторику, являющуюся для таких людей замещающим фактором их развития. На ранних этапах развития необходимо провести диагностику моторики, чтобы определить насколько правильно развивается малыш, нет ли патологий в двигательной или нервной системе маленького организма.

        

Нарушение мелкой моторики, как правило, очень связано с развитием речи, ведь за движение рук и ног отвечает речевой отдел коры головного мозга. Для того чтобы дать возможность малышу правильно развиваться, не отставая от сверстников, нужно практиковать с ним занятия лепкой, рисованием, сборкой конструкторов из мелких деталей, мозаики или пазлов.

Мелкая моторика и речь – две взаимосвязанные функции детского организма.

В раннем возрасте на этапе становления речи, можно проводить занятия, связанные со строительством домиков из большого количества кубиков или нанизывание колец на стержень пирамидки. Хватательные движения малыша, понимание – куда и для чего он переносит кубики или кольца, и в какой последовательности он должен это делать быстро развивают мелкую моторику, а, как следствие, – умственные способности и речь.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи. Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи.

Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования скоординированных движений кистей и пальцев руки, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Приемы развития мелкой моторики

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Развитие мелкой моторики для малышей заключается в проведении игр. Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований: - работа должна быть систематичной и постоянной; -работа должна; соответствовать ; уровню ; общемоторного, психического развития ребенка; - работа должна соответствовать возрастным требованиям; -работа должна приносить ребенку радость. Воспитание и коррекция речи детей - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Одним из ведущих принципов всей коррекционной работы и каждого этапа в отдельности является принцип от простого к сложному. Этому же принципу подчинена и моя работа по развитию мелкой моторики. Каждый вид деятельности по формированию тонких движений пальцев рук является пропедевтическим по отношению к следующему. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях вправо, влево, вниз и т.д.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень удобно учить с детками стихи, предлагая им включить зрительную, моторную и слуховую деятельность. Детям это удобно, интересно, а главное эффективно.

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег

И на ёлке снег, снег и под ёлкой снег, снег

А под снегом спит медведь

Тише, тише, не шуметь.

Мишка косолапый

По лесу идёт.

Шишки собирает,

Песенки поёт.

Шишка отскочила

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился

И ногою – топ!

Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Большое внимание в индивидуальной работе с детьми следует уделять работе со шнуровками, играми - вкладками, сбору пазлов.

Удобно использовать раскраски. Чем меньше возраст у детей, тем изображения должны быть крупнее. -обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам; -штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки можно использовать, трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.

Работа с различными по фактуре материалами - еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к рукам. Из него на занятии мы лепим буквы, а так же предметы по лексической теме. Интересна и увлекательна и работа с каштанами (резиновыми мячиками с шипами). С помощью каштанов дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук.

Помимо работы с каштанами в комплекс самомассажа включены упражнения с карандашами, палочками, задание на растирание в руках мешочков с горохом и фасолью.

        

Изготовление игрушек, различных поделок из природного материала труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Изготовление поделок расширяет представление детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их точность. Таким образом, этот вид ручного труда способствует не только моторному и умственному развитию ребенка, но и активно развивает его речевую деятельность. Для изготовления поделок необходим такой природный материал как: шишки, хвоя, орехи, каштан, желуди, кора, ветки, корни, листья, семена деревьев и кустарников, мак, солома, трава, мох, птичьи перья, ракушки.

Проведение физкультминуток позволяет не только снять напряжение и одновременно способствует развитие мелкой моторики.

Выполнение фигурок их пальцев (с 2-3 лет и старше). –

Очки. Большой палец соприкасается с указательным, образуя колечко, остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Сделать колечки на обеих руках и поднести к глазам.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

большой,

указательный ,

средний,

безымянный,

мизинец.

Водные игры.

Подобные упражнения обожают практически все малыши. Разумеется, если они положительно относятся к воде:

·                     Найди меня!

Налейте малышу в тазик чистую теплую воду, усадите его рядом и поместите в воду несколько небольших пластмассовых или резиновых игрушек. Попросите кроху достать их – как правило, даже годовалый малыш без труда справляется с этим заданием. Потом слегка усложните упражнение – добавьте в воду небольшое количество темной гуаши. Вода станет мутной и игрушки на дне тазика видны не будут. Для того чтобы достать их, малышу придется слегка потрудиться.

А если кроха приближается к трехлетнему возрасту и способен понимать ваши указания, попросите его достать со дна тазика какую-либо определенную игрушку – поверьте. Его пальцы будут работать очень напряженно, ведь малыш должен узнать игрушку на ощупь. Разумеется, нельзя проводить подобные занятия в холодном помещении или в том случае, если кроха болен.

·                     Ах, эта пена!

Еще одна любимая забава – игра с пеной. Собрались купать малыша? Сделайте немного больше пены, чем обычно. Покажите малышу, как из обычной пены можно делать снежки, квадраты и прочие фигурки. Наверняка после этого принятие ванны станет любимым занятием крохи, да и польза от подобной игры с пеной весьма ощутимая.

Рисовать любят все малыши. Однако лет до 4-5 кисточка никак не хочет слушаться маленькие пальчики. Но не беда! Ведь специально для таких крох и придумали пальчиковые краски. Можно рисовать хоть всей ладошкой сразу. Купить такие краски несложно, они есть практически в любом канцелярском магазине. Но не забудьте приобрести листы ватмана – альбомного листика для творческого полета малыша будет явно маловато.

Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказывают  им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками и молниями.         Мамы обрадовались и перестали учить малышей завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически! А если руки развиты недостаточно, будет отставание в развитии ребенка, в том числе и проблемы в развитии речи. Поэтому в раннем и младшем дошкольном возрасте нужно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок (В. А. Сухомлинский)

Источник: https://infourok.ru/user/kramskaya-galina-vladimirovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи"

Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи"...

Консультация для родителей Мелкая моторика и развитие речи ребенка

Консультация для родителейМелкая моторика и развитие речи ребенка...

Консультация для родителей "Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка "

laquo;Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»...

Консультация для родителей: мелкая моторика и развитие речи ребенка.

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг...

Консультация для родителей на тему "Мелкая моторика и развитие речи ребенка"

Мелкая моторика и речь – две взаимосвязанные функции детского организма. Развернытый и понятный материал для консультации родителей....

Консультация для родителей "Мелкая моторика в развитии речи детей"

quot;Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию." В.М.Бехтерев...

Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи ребёнка".

ldquo;Источники способностей идарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источниктворческой мысли&rdquo...