Консультация для родителей "Мелкая моторика в развитии речи детей"
консультация (младшая группа)

Кулебякина Елена Алексеевна

"Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию." В.М.Бехтерев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sayt.docx101.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Мелкая моторика в развитии речи детей

«Движения руки всегда тесно связаны с речью

и способствует её развитию»

В.М.Бехтерев

Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.

 Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание  и т.д. – это все мелкая моторика.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.         

 Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них заикания.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. От того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут  пальчики ребенка, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность развития мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.

Развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений, пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.        

 Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

 Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

 Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

 Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж (пальчиковые упражнения, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.).

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают  «пальчиковые игры».

 Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. Пальчиковые игры, отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.

 Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Актуальность развития мелкой моторики - в развитии  детей.

Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, восприятию.

Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко.

Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и прочее.

По уровню развития мелкой моторики можно говорить (как об одном из показателей) о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе.

Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.

 Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Конечно, развитие мелкой моторики детей – не единственный фактор, способствующий развитию речи.

Развивать речь ребёнка необходимо в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами, разучивать стихи и т.д.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.  Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной.  Речевы...

Консультация "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей"

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и ...

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...

Консультация для родителей "Роль развития мелкой моторики в развитии речи детей". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Роль развития мелкой моторики в развитии речи детей". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...