Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи"
консультация
Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_i_razvitie_rechi.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика и развитие речи.
Выполнила: Стукалова И.И.
Рука человека имеет самое большое представительство в коре головного мозга, то есть площадь коры мозга человека, с которой под воздействием нервных импульсов могут быть вызваны ощущения, движения рук и пальцев занимают примерно третью часть.
Учёные физиологи доказали, что двигательные импульсы пальцев рук положительно влияют на мозг человека, на формирование зон в коре головного мозга, отвечающих за речь.
В правом полушарии головного мозга человека возникают различные образы, а в левом они находят словесное выражение. Благодаря развитой моторике пальцев и кистей рук нервные импульсы между полушариями проходят быстрее и чаще, соответственно все мыслительные процессы будут проходить активнее.
Чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы: внимание и память, творческие способности и фантазия, речь.
Лучшие представители человечества писали следующее о руке человека:
«Ум ребёнка на кончиках его пальцев»
( В.А. Сухомлинский)
«Рука-это своего рода внешний мозг»
(Кант)
«Рука-это инструмент инструментов»
(Аристотель)
«О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит с ощущениями, которые получает от своих рук»
(Жан-Жак Руссо)
О «волшебных» свойствах руки знали издавна разные народы, используя упражнения и игры для развития детей с малолетства.
Всем знакомы русские народные игры -потешки: «Сорока», «Коза рогатая»; «На блины»; немецкие («В сад за сливами»), шведские («Отличные пшеничные»), шотландские (« Спляшем Пэгги, спляшем).
В Японии используют грецкие орехи для упражнений, тренирующих пальцы и ладони рук. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами.
Сейчас используют уже известные народные игры и придумывают новые. Например, авторские пальчиковые игры Т.А.Ткаченко и Е.М Косиновой с речевым сопровождением, это даёт ребёнку заряд положительных эмоций, побуждает к общению, тренирует память и возбуждает воображение.
Даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальчиков годовалого малыша, ускоряет вдвое процесс овладения речью.
Для упражнений можно использовать различные предметы: шарики, массажные мячи и коврики, карандаши.
Например, используя карандаш с гранями, ребёнок массирует кисти, запястья и межпальцевое пространство, особенно интересно малышам упражнение с проговариванием:
Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт!
Наибольшее внимание детей привлекают игры с пением или музыкальным сопровождением.
Такие, как игры Е.С.Железновой. Движение, речь, музыка-это всё позволяет проводить занятия наиболее эффективно, решая одновременно множество задач, в том числе здоровьесберегающие.
Занятия по развитию тонкой моторики у детей должны быть систематическими, только тогда будет заметная польза.
Систематически проводить пальчиковые игры очень удобно, когда занятия проводятся по лексическим темам. Например, лексическая тема « Дикие животные». Можно провести пальчиковую игру «Ёжик».
Дождик закапал.
Ёжик промок.
Кончил дела
И свернулся в клубок.
Дождик закончился,
Солнце пригрело,
Ёж развернулся и взялся за дело.
Пальцы рук и ладони соединены - «ёжик», пальцы соединены в замок-«ёжик» свернулся в клубок.
А можно использовать массажный мяч.
Ёжик выбился из сил - яблоки, грибы носил.
Мы потрём ему бока, надо их размять слегка.
А потом погладим ножки, чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко, пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал, нам « спасибо» пропищал.
Действия по тексту.
Можно выложить «ёжика» из счётных палочек, можно вдавить в шар из пластилина семечки – тоже получится ёжик.
В работе по развитию мелкой моторики можно использовать не только готовые изделия типа шнуровок, массажных мячей и т.д., но и различные по фактуре материалы: песок, проволоку, крупу, нитки, пуговицы, предметы, используемые в быту (резинки, крышки, прищепки, бигуди).
Несколько десятилетий назад развитие руки ребёнка происходило естественным путём, дети помогали родителям в бытовых делах: перебирали крупу, мели пол, сматывали клубки, помогая бабушке.
И сегодня постараемся сделать так, чтобы развитие мелкой моторики происходило не только на специально организованных занятиях, но и в обычной, такой интересной для ребёнка жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей».
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Речевы...
Консультация "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей"
В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и ...
Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»
Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...
Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".
quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...
Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно по...