Занятие по развитию связной речи на тему: «Как снеговик друзей искал».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Занятие по формированию связной речи в котором представлены разные виды работ: описательный рассказ, моделирование, метод языковой трансформации рассказ от первого лица, составление рассказа по серии сюжетных картин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kak_snegovik_druzey_iskal_po_svyaznoy_rechi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию связной речи на тему:

«Как снеговик друзей искал».

Коррекционно-образовательные цели: Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин.

Коррекционно – развивающие цели: развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание бережного отношения к природе, животным.

Оборудование: сюжетные картины; предметные картинки: белка, заяц, медведь; конверты с индивидуальными заданиями; мольберт, костюм Снеговика; искусственная елка; березовый пень; модели (оранжевый, серый, белый треугольники); пиктограммы к рассказу «Белка и заяц»; план - схема для описательного рассказа.

Ход занятия

I Организационный момент.

Отгадывание загадки:

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет, когда это бывает?

 - Какое время года? (Зима.)

Образование родственных слов к слову зима, снег.

Игра с мячом «Подбери слова - родственники». Дети передают мяч по кругу и подбирают слова – родственники к слову зима (зимушка, зимовать, зимний, зимовьё, зимующий, зимородок, зимник), снег (снежок, снежки, снежный, снегирь, Снегурочка, Снежная королева, подснежник, снегопад, снегоход, снегокат, заснеженный, снегоуборочная машина).

Появление Снеговика.

- К нам в гости пришел Снеговик. Он услышал, что вы ребята говорите о зиме, снеге и решил с вами поиграть.

«Путаница» Интеллектуальная разминка. (Логопед подводит детей к фланелеграфу, на котором выставлены картинки с летними и зимними сюжетами.) Что такое?! Все картинки перепутались! Исправьте ошибки снеговика. (Ответы детей полными предложениями.)

Развитие мелкой моторики.

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную слепили.

(Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А ещё в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол по одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки.)

Съели суп, и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.) Н. Нищева

II. Основная часть.

1.Сообщение цели занятия.

2. Логопед начинает рассказ по сюжетным картинам:

«Однажды трое друзей слепили снеговика с красной морковкой вместо носа. Они весело играли с ним, но наступил вечер и дети ушли домой. Загрустил наш снеговик и решил отправиться искать друзей в лес…» 

3. Упражнение для активизации лексики. Детям предлагается ответить на вопрос: «Каких животных мог встретить Снеговик в глухом лесу?»

Я сейчас вам назову,

Кто живет в глухом лесу.

Зайцы, белки, барсуки,

Волк, медведи и ежи…

А теперь продолжи ты!

Дети продолжают: лоси, куницы, лисы, полевки, бобры, рыси, норки.

4.Игра с целью обучению свободному общению в процессе совместной работы, доброжелательному обращению к партнерам с просьбой, обмениваясь материалами. Дети делятся на две подгруппы:

«Найди жилища животных». Дети подбирают соответствующие картинки.

«Собери животных из частей» Письма - подсказки. Логопед раздает детям конверты с материалами. Дети составляют животных из частей. Если каких - нибудь частей не хватает, то попросите, друг друга о помощи, не забывайте про волшебное слово «пожалуйста».

«….(имя ребенка), дай мне, пожалуйста, медвежью лапу. Спасибо, ……»

Игра «Чей, чья, чьё, чьи?» - закрепление образования притяжательных прилагательных и употребления их в ответах на вопросы по образцу.

Образец:

Чей хвост? – Это хвост заячий.

Чья берлога? – Это берлога медвежья.

Чьё ухо? – Это волчье ухо. Ит.д.

III. Составляем продолжение рассказа. Логопед:

- Вместе со снеговиком отправляемся в путь, чтобы не потеряться возьмём друг друга за плечи. (Дети идут через препятствия) На заснеженной поляне он увидел ….

Загадка - модель: Летом рыжая, а зимой серая. (Белка) /Логопед выставляет модели/

Если поменять местами треугольники, то про кого будет следующая загадка. (Заяц.)

Моделирование рассказа «Белочка и заяц» /текст в «Альбоме для обследования» О. Б. Иншаковой /с помощью графических схем и пересказ с опорой на них, используя метод языковой трансформации. Двое из детей пересказывает рассказ от первого лица, надев шапочки. 

….На заснеженной поляне он увидел белку и зайца. Снеговик спросил: «Будьте моими друзьями?» Но, они разговаривали между собой и не заметили снеговика, поэтому отправился Снеговик дальше …

Отгадывание лесного зверя по описательному рассказу с опорой на план - схему

Один ребенок описывает животного с опорой на план – схему, а остальные дети отгадывают. Описание медведя: «Это животное имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит он тяжело, двигая лапами как  – то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать и ловко лазать  по деревьям. Любимая пища у него ягоды, мед. На холодные месяцы он забирается в берлогу, спит и сосет лапу».

Придумывание окончания рассказа. Дети исполняют веселый танец.

….Отправился он дальше и набрел на медвежью берлогу. Под глубоким сугробом спал огромный медведь. Не стал Снеговик беспокоить медвежий сон и зашагал дальше. Вернулся наш Снеговик из леса грустным, ведь друзей он так и не нашел. Но тут вышли ребята на прогулку и стали танцевать вокруг него, и он развеселился...

IV. Рассказывание рассказа с установкой на запоминание и пересказ. «Однажды трое друзей слепили снеговика с красной морковкой вместо носа. Они весело играли с ним, но наступил вечер и дети ушли домой. Загрустил наш снеговик и решил отправиться искать друзей в лес. На заснеженной поляне он увидел белку и зайца. Снеговик спросил: «Будите моими друзьями?» Но, они разговаривали между собой и не заметили Снеговика. Поэтому он отправился дальше, и набрел на медвежью берлогу. Под глубоким сугробом спал огромный медведь. Не стал Снеговик беспокоить медвежий сон и зашагал дальше. Вернулся наш Снеговик из леса грустным, ведь друзей он так и не нашел. Вдруг вышли ребята на прогулку и стали танцевать вокруг него. Снеговик развеселился и сказал: «Спасибо вам ребята, вы настоящие друзья!»

1. Анализируем, рассуждаем.

Какое время года изображено на картине? Как можно догадаться?

Какая бывает зима? (холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, студеная).

Как одеты дети? Почему?

Что они слепили из снега?

Какой бывает снег? (Блестящий, рыхлый, искрящийся, искристый, пушистый, рыхлый, липкий).

Какой снег, если он хорошо лепится?

Из скольких комков обычно лепят снеговика?

Что поставили дети вместо носа?

Нравиться ли детям, когда зимой выпадает  много снега? Почему?

Из чего можно делать постройки? (Из снега, льда, песка, досок, камней, бревен, веток, кирпичей и т.д.)

Какие из названных материалов не требуют для построек дополнительных средств: гвоздей, молотка, мастерка, цементного раствора, веревок и пр.?

Где теплее: в домике, сделанном из снега, или на открытом, воздухе? Почему?

Почему бурый медведь укладывается на зиму в берлогу? (Зимой такому огромному зверю трудно прокормится и двигаться по глубокому снегу.)

Почему диким животным и птицам особенно тяжело зимой? (Мало корма, холодно.)

Почему загрустил Снеговик?

Кого встретил Снеговик в лесу?

Кто стал друзьями Снеговика?

 Составляем предложения по опорным словам.

Друзья – комки – снеговик – лепить.

Морковка – снеговик – нос – вставить.

Вечер – дом - играть – дети - уйти.

Снеговик – лес – друзья - грустный – отправиться.

3. Сочиняем в рифму.

Мы скатали снежный ком,

Станет ком…(снеговиком).

Вот на ветку сели птички –

Желтогрудые… (синички).

V. Пересказ рассказа по цепочке.

VI.Итог. Что интересного было на занятии? Какое название рассказа, который мы составили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи по теме "Пересказ рассказа "Кот в сапогах" по Е. Пермяку".

Тема: Пересказ рассказа «Кот в сапогах» по Е. Пермяку.Цель: Учить пересказывать рассказ с опорой на предметно – графический план.Задачи:Коррекционно – образовательные:  - расширять и уточнять сло...

Конспект логопедического занятия По развитию связной речи На тему: « Весёлый зонтик». Составила и провела: учитель-логопед Панфилова Екатерина Владимировна

Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия по формированию навыка связной речи в подготовительной логопдической группе...

Открытое занятие по развитию связной речи на тему: "Весенняя сказка".

Рекомендовано для воспитателей старшей группы....

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи по теме: «Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием технологий ТРИЗ».

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи по теме:«Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием технологий ТРИЗ».Задачи:Коррекционно-образовательна...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Рассматривание и сравнение двух пейзажных картин «Лес в снегу» Л.И. Бродской и «Зимний пейзаж» И.Э. Грабарь

Конспект поможет в проведении занятия по развитию связной речи при рассматривании и сроавнении пейзажных картин по теме "Зима"...

Занятие по развитию связной речи на тему: «Как снеговик друзей искал».

Коррекционно-образовательные цели: Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин.Коррекционно – развивающие цели: развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Ра...