Конспект по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников по теме "Домашние животные", средняя группа.
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Борисова Наталья Борисовна

Предложенный вариант конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе поможет начинающим учителям-логопедам спланировать занятие по теме "Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Домашние животные. Словоизменение.

Цель: Формирование умения правильно согласовывать в речи числительные «Один», «Одна» с существительными.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Домашние животные», их внешнем виде и образе жизни.

-формирование умения строить фразу из 3-х слов с использованием имени существительного в родительном падеже без предлога и с предлогом «У».

Коррекционно-развивающие:

- развитие физиологического и речевого дыхания, внимания, мышления, памяти, общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:.

- воспитывать положительное эмоциональное отношение к домашним животным..

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме,   плоскостное изображение Домовенка.

Ход занятия.

1. Орг. момент. Построить детей в ряд. Показать поочередно предметные картинки с изображением домашних животных и их детёнышей: коровы, телёнка, лошади, жеребёнка, свиньи, поросёнка, козы, козлёнка, собаки, щенка, кошки, котёнка. Предложить назвать животное, изображенное на картинке. Ребенок, назвавший животное, садится на место.

 - Кого вы видели на картинках? Кто они все вместе? (Это домашние животные.)

       2. Упражнение «Отгадай-ка». К нам в гости пришел Домовенок, он хочет загадать вам загадку:

- Кто громко лает, чужих в дом не пускает? (Это собака.)

- Как вы догадались, что это собака? - Кто такая собака? (Собака - это домашнее животное.)

- Как пугает собака чужих людей? (Гав- гав- гав!)

- Что делает собака, когда кричит: «Гав- гав- гав!»? (Собака лает.)

      3. Упражнение «Кто как кричит».

 — Как кричит кошка? Что это она делает? (Кошка кричит «мяу» — она мяукает.)

— Как кричит корова? Что это она делает? (Корова кричит «му» — она мычит.)

— Как кричит свинья? Что это она делает? (Свинья кричит «хрю» — она хрюкает.)

— Как кричит коза? Что это она делает? (Коза кричит «ме» — она блеет.)

— Как кричит лошадь? Что это она делает? (Лошадь кричит «и-го-го» — она ржет.)

      4. Упражнение «Что неправильно». Прочитать детям отрывок из стихотворения К. Чуковского «Путаница» о том, как домашние животные изменили свои голоса, и предложить исправить их.

Замяукали котята:

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, Хрюкать!"

А за ними и утята: "Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, Квакать!" Свинки замяукали: Мяу, мяу! Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!».

— Отгадайте, что неправильно?

 — Как должны кричать котята?

      5. Физминутка.

Общая моторика «Котик»

Мелкая моторика «Котята»

Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! 
 
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!


Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так!

Изображаем мытье лапок.

Поглаживаем ладошками ушки, животик

Опустить плечи вниз, покачать спокойно расслабленными руками из стороны в стороны.

Ладошки складывают под щеку, глаза закрывают.

У кошечки нашей есть десять котят, 
Сейчас все котята по парам стоят: 
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых
И самых красивых. 

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.

Покачиваем руками, не разъединяя их. 
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). 

      7. Игра «Кто у кого?». На наборном полотне выставить картинки: котенок, щенок, теленок, жеребенок, поросенок, козленок. Сообщить детям, что у взрослых домашних животных есть малыши, детеныши. Попросить детей найти малышей домашних животных. Дети по очереди выходят и ставят свою картинку перед картинкой с изображением соответствующего детеныша.

— У кошки котенок. У собаки щенок. И т.д.

— Кто детеныш козы? (Козленок — детеныш козы.)

— Кто детеныш коровы? (Теленок — детеныш коровы.) И т.д.

Вывод: котенок, щенок, теленок, жеребенок, поросенок, козленок — это детеныши домашних животных. 

     8.Игра «Один — одна». Раздать детям игрушки (или предметные картинки), изображающие детенышей домашних животных и взрослых животных. Логопед говорит, что у всех детей по одному животному. Про детёнышей мы говорим «Один», про мама детёнышей скажем «Одна». Например: «У меня один жеребёнок», «У меня одна лошадь.

— Полина кто у тебя? (У меня один котенок.)

— Арина, кто у тебя? (У меня одна кошка.) И т.д.

    9. Игра «Кто спрятался». Предложить детям по видимой части тела угадать и назвать домашнее животное. Использовать настольный театр: спрятать за дерево корову так, чтобы дети видели только голову, спросить:

— Кто спрятался? (Спряталась корова.)

— Как ты догадался (-ась)? (Я увидел (а) голову коровы.) И т.д.

    10. Итог занятия.

- Каких домашних животных вспомнили? Почему их называют домашними?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы....

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «День рождения в лесу» (лексическая тема: дикие животные и их детеныши) (старшая группа)

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на лексическую тему "Дикие животные и их детёныши"...

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Город профессий» (старшая группа)

Данное занятие для детей старшей группы расширяет представления о профессиях людей в контексте общей темы "Все профессии важны, все профессии нужны". Учит образовывать сложные слова. Развивает речевую...

Конспект занятия "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с ФФН"

Расширение , уточнение  и активизация словаря ,формирование  понимания  и  употребления в речи имён существительных единственного и множественного числа....

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников по теме "Животные жарких и холодных стран"

Конспект ООД по теме "Животные жарких и холодных стран" поможет учителям-логопедам провести занятие по данной теме....

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН подгрупповых занятий по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка. Развитие связной речи. Средняя группа.

КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН подгрупповых занятий по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка. Развитие связной речи. Средняя группа. (по Бардышевой Т.Ю...