Конспект итогового занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предлагается конспект обобщающего занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР. Стихотворная форма занятия легче воспринимается детьми и повышает их мотивационную готовность к сотрудничеству. Можно проводить, например,как обобщение полученных знаний за второй период коррекционного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2360 ЮВАО
Конспект итогового занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в у детей с ОНР.
«Загадки зимнего леса»
подготовила учитель-логопед
высшей категории
Сидорова Ульяна Митрофановна
Москва 2012 г.
Конспект обобщающего занятия по совершенствованию лексико –грамматических категорий и развитию связной речи.
Тема: Загадки зимнего леса.
Цель: Развитие монологической речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные : упражнять в составлении рассказа по заданному началу, продолжать формировать навык составления описательных рассказов , закреплять умение детей вести диалог, продолжать упражнять в образовании притяжательных прилагательных, закреплять навык согласования существительных в творительном падеже множественного числа.
Коррекционно-развивающие: развивать умение планировать последовательность связного высказывания, интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Методические приемы:
Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, элементы драматизации, логические задачи, сюрпризный момент.
Оборудование : загадки, картины – иллюстрации, шапочки зверей и птиц, подарки- , силуэты птиц.
Предварительная работа: повторение лексических тем: « Дикие животные» ,
« Зимующие птицы», отгадывание загадок, составление описательных рассказов о птицах и животных, дидактические игры « Кто где живет», «Четвертый лишний».
« Волшебный сундучок».
« Отгадай по описанию ».
Словарная работа: обитатели, жилище, оперенье.
Ход занятия:
I. Организационный момент. ( введение в тему).
Развитие слухового внимания, восприятия.
Логопед:
Здравствуйте, мои друзья.
Сообщить хочу вам я.
Что сегодня вместе с вами
Поспешим мы в зимний лес.
Cвежим воздухом дышать
И загадки все лесные
Предстоит нам отгадать.
Вот и первая загадку :
Не спеши кричать отгадку.
Назови зверей и птиц
Обитателей лесных .
( Дети называют птиц и зверей).
Логопед:
Молодцы , что не ленились
Все ответить потрудились.
Будем дальше путь держать.
Но на сей раз , чтобы верно
Вам загадку отгадать,
Нужно СЛОВО досказать.
II .Основная часть.
1.Д\и «Доскажи словечко». Образование притяжательных прилагательных.
(Звучит легкая музыка, дети заходят в » лес». Висят картины с изображением жилищ обитателей леса.)
1.1.Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь - лесной ( медведь).
Отвечать не торопись
На картины осмотрись.
1.2.Где зимою спит так сладко
Косолапый наш медведь?
( в берлоге).
(Дети ищут картину с изображением берлоги.)
-Чья это берлога? ( медвежья)
1.3.Рижая плутовка
Всех обманет ловко.
Если надо убежит
И от злого волка.
Что же это за краса?
Ну конечно - же (лиса).
1.4.А когда грозит беда
То с большой сноровкой
Быстро шмыгнет в ( норку).
( Дети подходят к картине с изображением норы.)
- Чья нора изображена на картине ? (лисья)
2.Д\и: « Отгадай загадку»
Черная , крикливая ,
Птица говорливая .
По помойкам шныряет
Еду собирает.
Кто это? (Ворона).
( Дети подходят к картине с изображением вороньего гнезда).
2.1.Вот на ветке чудо - дом,
Как тепло вороне в нем.
Как же этот чудо-дом
Мы, ребята, назовем ? (гнездо)
Чье это гнездо ? ( Воронье)
2.2.По деревьям скок да скок,
А орешки – щелк да щелк.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу .
-Кто живет в дупле? (белка)
( находят картину с изображением дупла белки).
- Чье дупло мы видим на картине ? (беличье).
Молодцы ребятки
Отгадали вы загадки.
III. Логическая задача « Кто где зимует? » ( составление рассказа по заданному началу).
Зимний лес стоит, как в сказке.
И готовит вам подсказки.
Приготовились опять
Вновь загадку отгадать.
( звучит волшебная музыка).
Повернулись, покружились
И в зверей мы превратились.
Стали думать и гадать
Как нам зиму зимовать.
( дети одевают шапочки зверей и садятся на стульчики).
Логопед: Шел охотник по лесу . На лесной опушке он увидел зверей, которые о чем то говорили. Что подслушал охотник ? Что сказали звери друг другу? Где и как они будут зимовать? ( Составление короткого рассказа по заданному началу с элементами драматизации).
IV. Динамическая пауза – « Папа , мама и ребенок». Работа над интонационной выразительностью речи.
Логопед: Вот пришла пора, зверюшки ,
Нам немножко поиграть.
(Изобразите животных и покажите голосом кого вы изображаете.)
На охоту вышли волки, Идем по кругу, широко шагая, говорим
Волки вышли из-за елки. Низким голосом.
Волк, волчица и волчонок,
Папа , мама и ребенок.
Три колючих колобка Приседаем, согнув спинки.
Притаились у пенька. Движемся по кругу вприсядку.
Еж, Ежиха и ежонок,
Папа , мама и ребенок.
Три пушистых рыжих шкурки Идем по кругу крадучись.
Дружно вышли на прогулку.
Лис, лиса и лисенок,
Папа , мама и ребенок
Звучит волшебная музыка).
Y. Повернулись , покружились
Снова в ребят превратились.
Путь свой держим на опушку.
Ой , глядите, здесь кормушка.
Ну попробуй , отгадай .
Кто к кормушке прилетал. ( Картина с изображением кормушки. Силуэт птицы) .
Дидактическая игра « Отгадай , с помощью вопросов , кто обедал в птичьей столовой?».
(Закрепление навыка ведения диалога. Составление описательного рассказа, посредством подведения итога.)
Предполагаемые вопросы детей :
-Какого размера эта птица?
- Какого цвета у нее грудка?
- Какого цвета оперенье?
- Чем питается эта птица? И т. д. ( после вопросов детей).
Логопед: Давайте вспомним , что мы узнали об этой птице и назовем ее. Ребенок по желанию подводит итог и тем самим составляет описательный рассказ о птице. Если отгадали верно , логопед открывает силуэт.
VI.Заключительная часть:
Дидактическая игра « Чем кормили птиц». (Закрепление навыка употребления существительных в творительном падеже мн. числа.)
Ответы детей: - Я накормлю птиц семечками, ягодами, крошками.)
Вот и закончились загадки
Молодцы мои ребятки.
Вас хочу благодарить.
И немножко наградить.
Логопед дарит детям сувениры .
-Чем тебя угощаю?
Ответы детей: Вы меня угостили двумя орешками и т. д.
( Закрепление навыка согласования числительных с существительными в творительном п. мн. ч).
VI. Итог занятия.
В зимнем лесу мы гуляли,
Свежим воздухом дышали.
Только нам домой пора . До свиданья, детвора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"
Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...
Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Фронтальное занятие по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР...
Конспект комбинированного занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Урок для Буратино»
Программное содержание.1. Учить детей правильно употреблять несклоняемые слова. Расширять словарь детей.2. Упражнять детей в словоизменении....
Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе детей с ОНР
Здесь представлено фронтальное лексико - грамматическое занятие в подготовительной к школе группе по теме "Посуда"...
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме « Защитники Отечества.»
Подгрупповое логопедическое зантие с применением информационно-коммуникативной технолоии....
Конспект итогового занятия по формированию лексико- грамматических категорий в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Весёлое путешествие"
Материал предназначен для педагогов, работающих над проблемой преодоления речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР....
Методическая разработка Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в разновозрастной логопедической группе для детей с онр по теме "Космос"
ЦЕЛЬ: уточнение и расширение словарного запаса по теме. КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:Совершенствовать умение изменять существительные по числам.Формировать умение согласовывать существител...