Детско-родительский клуб «Развитие» как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями в целях развития потенциальных возможностей ребенка.
методическая разработка по логопедии по теме

В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по организации работы детско-родительского клуба «Развитие»,  в  основе которой  лежит   совместная детско-родительская практическая направленность и внедрение командного метода (участие всех специалистов). Приложением данной статьи является тематика работы клуба, памятка для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детско-родительский клуб «Развитие» как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями в целях развития

 потенциальных возможностей ребенка.

 Ефремова Наталья Зиядиновна,  учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №-305»,

Рубахина Елена Аркадьевна, педагог-психолог

                                                                МБДОУ «Детский сад №-305»,  г. Пермь

Семья является древнейшим общественным институтом. В ней сочетаются личностные и общественные интересы. Именно  в семье закладываются основы взаимоотношений, дети получают первые знания, в процессе деятельности формируются практические навыки. Семья является тем самым «маленьким миром», в котором закладываются и развиваются личностные качества ребенка. Каждая семья по-своему уникальна и неповторима. Из года в год мы с радостью наблюдаем, как растет  компетентность родителей в области воспитания и обучения ребенка. Вместе с тем, не всегда родители могут правильно на практике применить имеющиеся в багаже знания.

В нашем детском саду апробируются разные формы работы с родителями. Помимо традиционных групповых и индивидуальных консультаций, родительских собраний, уже несколько лет функционирует детско-родительский клуб «Развитие», основным отличием которого является совместная детско-родительская практическая направленность и внедрение командного метода, то есть умение работать всем педагогам и родителям в единой команде, а так же интегрированный подход в решении проблем.

Целью деятельности детско-родительского клуба «Развитие» является всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей, посещающих учреждение и психолого-педагогическое просвещение родителей.

В процессе деятельности  клуба решаются следующие задачи:

  1. обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития  потенциальных возможностей детей в условиях ДОУ и семьи;
  2.  оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в целях обеспечения всестороннего гармоничного развития ребенка;
  3.  психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей; проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом, социальном развитии детей дошкольного возраста.

В деятельности клуба мы придерживаемся следующих принципов:

  1. В работе Клуба участвуют заинтересованные и активные родители.
  1. Мы учимся любить и принимать детей такими, какие они у нас есть.
  1. Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.
  1. Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей. Вместе мы преодолеем все трудности.
  1. Учимся слушать и слышать друг друга в Клубе, дома, на улице.

Детско-родительский клуб «Развитие» работает по 5 основным направлениям, обусловленных интересами родителей и возможностями детей: «Школа молодых родителей», «Расскажем, покажем, поможем, научим», «В уютном кругу», «Скоро в школу», «Развивай-ка». Немного остановимся на каждом из направлений.

Не секрет, что родителей детей всех возрастных групп объединяют проблемы и беспокойства, связанные с адаптацией ребенка в детском саду, в  отдельно взятом социуме. По данному направлению в нашем детском саду функционирует «Школа молодых родителей», которая ориентирована на родителей детей, вновь поступивших в наше дошкольное учреждение. На заседаниях клуба с помощью видео - экскурсии знакомим родителей с кадровым составом детского сада и спецификой работы дошкольного учреждения, в игровой форме узнаем  правила поведения в детском саду, педагог-психолог проводит тренинги с детьми и родителями для успешной адаптации ребенка к детскому саду.

За последние несколько лет наметились тенденции к увеличению числа детей, нуждающихся в коррекционной психолого-педагогической помощи. В помощь родителям было создано направление «Расскажем, покажем, поможем, научим». На практических семинарах родители вместе с детьми выполняют задания, направленные на развитие и обучение ребенка.

«В уютном кругу» родители разных социальных статусов помогают друг другу в решении трудных жизненных ситуаций, возникающих при воспитании ребенка. В данном детско-родительском сообществе родители и дети учатся взаимодействовать друг с другом. Родители начинают  лучше понимать своего ребенка, видеть его интересы, возможности и реализовывать их в домашних условиях.

В рамках внедрения новых образовательных стандартов на основе ФГТ наш детский сад создаёт условия для развития интегративных качеств, которые способствуют успешной адаптации и дальнейшего обучения в школе. Данные задачи являются приоритетными в направлении «Скоро в школу» - для родителей детей   подготовительных групп.

Хорошо известно, что младший и средний дошкольный возраст является самым сенситивным для развития детей. Да и родители более открыты для общения, просвещения и получения новых знаний и опыта. Данные задачи решаются в работе по наиболее практически ориентированному направлению «Развивай –ка» - для родителей и детей 2 младшей и средних групп. Основной формой проведения заседаний являются совместные интегрированные занятия детей и родителей.

Таким образом, объединив родителей всего детского сада по интересам, создалось детско-взрослое сообщество, работающее в едином ключе и способствующее решению поставленных целей и задач. В результате повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей. При создании благоприятных условий для реализации и развития потенциальных возможностей воспитанников снизился контингент детей, нуждающихся в коррекционной помощи, а так же прослеживается динамика успешной коррекции.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Герасимова А. Уникальное руководство по развитию речи. М.: Айрис Пресс, 2005.
  2. Железнова Е. Музыка с мамой. Веселые пальчики. Развивающие музыкальные игры.
  3. Зубова О.М., Лукьянова Н.А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя. 2010. №11. с.52
  4. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  5. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе. Дельта: 1998.
  6. Пазухина И.А. Идем в школу с радостью // Дошкольная педагогика. 2010 №4. с. 53
  7. Попова М.Н. Навстречу друг к другу. Спб., 2001
  8. Райгородский Д.Я. Ребенок от рождения до подросткового возраста. Бахрах-М., 2011
  9. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб.: Кристалл, 1997.

   


Приложение 1  Клуб «Развитие»

Направления

Темы собраний

«Школа молодых родителей»

 «Здравствуй, детский сад»:

  1. Видео-экскурсия по детскому саду – знакомит родителей со спецификой работы детского учреждения, кадровым составом детского сада
  2. Адаптация в детском саду

 «Хорошо у нас в саду»:

  1. «День в детском саду» (видеоролик)
  2. Правила поведения в детском саду

«Расскажем, покажем, поможем, научим»

«Вместе – разом, вместе - дружно»:

  1. Круглый стол о важности и значении интегративного подхода во взаимодействии родителей, педагогов и специалистов ДОУ.

Учимся правильно дышать»:

  1. Консультация о физиологическом и речевом дыхании,  роли гигиены носа и горла в регуляции дыхания.
  2. Обучение элементам дыхательной гимнастики в играх.

Внимательные ушки»:

  1. Консультация о значении памяти, внимания и слуха для гармоничного развития ребёнка.
  2. Практические задания для закрепления лекционного материала.

«Развиваем моторику»:

  1. Консультация о значении общей, мелкой и артикуляционной моторики для стимуляции речевого и психического развития ребенка.
  2. Демонстрация пособий, картотек игр.
  3. Презентация диска по артикуляционной гимнастике.

«В уютном кругу»

Дома весело играть»:

  1. Ребёнок на каникулах.
  2. Выходные с ребёнком.
  3. Праздники дома.
  4. Обучение технике оригами, рисование нетрадиционными способами.

«Ох уж эти детки»:

  1. Межличностное общение (отношение) в семье.
  2. Как устанавливать запреты.
  3. Поощрения и наказания.

Мама – а мы все разные!»:

  1. Лекарство от лени
  2. Активный ребенок
  3. Пассивный ребенок
  4. Агрессивный ребёнок

Я и моя семья»:

  1. Единственный ребенок в семье
  2. Рождение второго ребенка
  3. Старший ребенок в семье
  4. Детская ревность

«Приемные родители» «Совместный и не родной ребенок» - индивидуальное консультирование в течение года по запросу

«Скоро в школу»

«Мама – а я готов к школе?»

  1. Психологическая и интеллектуальная готовность ребенка к школе
  2. Основы грамоты
  3. «В школу без ошибок: профилактика дисграфии»

«Мой ребенок – будущий первоклассник»

  1. Выбор школы – учитель, программа
  2. Презентации школ
  3. Адаптация ребенка к школе
  4. Общение в школе: как вести себя, чтобы подружиться

«Развивай –ка»

Родителям предлагаются консультации в папке-передвижке, демонстрация пособий по развитию, картотека игр. Для формирования практических навыков родители приглашаются с детьми на совместные занятия – 1 раз в квартал


Приложение 2

Памятка для родителей вновь поступивших детей.

Составители: Н.З.  Ефремова, Е.А. Рубахина, В.Н. Беляева

Одежда на прогулке

Одежда в группе

МДОУ «Детский сад № 305»

Нефтяников, 36

Первый раз

 в детский сад

Пермь 2011

+ 6 до - 2

Бельё, футболка, кофта, колготки, трикотажные штанишки, курка ( зимнее пальто без кофты) сапоги или ботинки

+23 и выше

 

Одежда с короткими рукавами, носки, хлопчатобумажное белье

0т –3 до - 8

Бельё, футболка, кофта, колготки, теплые штанишки, зимняя курка, шуба, утепленные сапоги или ботинки.

+ 21

Хлопчатобумажное белье, платье или тонкая трикотажная кофточка с длинными рукавами,

колготки – 3-4 года

гольфы – 5-6 лет

От – 9 до - 18

Белье, футболка, кофта, колготки, 2 пары трикотажных штанишек или утепленные, пуховик или шуба, утепленные сапоги или ботинки с носками.

+ 18

Хлопчатобумажное белье,

полушерстяное платье или кофта с длинными рукавами, колготки.

                                         



ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

А У НАС СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК

«ЭТО МНЕ ПРИГОДИТСЯ»

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Больше хвалите детей;
  2. Разрешайте приходить с любимой игрушкой;
  3. Поиграйте  в прятки;
  4. Сохраняйте традиции прощания - поцеловаться, помахать;
  5. Поиграйте в «детский сад» дома;
  6. Соблюдайте режим дня  в выходные и праздники
  7. Играйте в подвижные игры, игры с водой и песком
  8. Помните о правиле «8 объятий»

  1. Просыпаемся с улыбкой (мы встали вовремя и нам не нужно спешить).
  2. В детском саду нас ждет нарядная одежда (принесенная заранее) и удобная обувь ( не новая, чешки)
  3. Родители (1 человек от семьи) приглашаются в музыкальный зал.
  4. На празднике дети попадают в сказку, потому им не хочется, чтобы их отвлекали (переключаем телефон на беззвучный режим, не зовем ребенка, не поправляем одежду и т.д.)
  5. В течении праздника не забываем поддерживать улыбками и аплодисментами маленьких артистов, а в конце праздника поблагодарить героев и организаторов (сказать «спасибо»).

- Носовой платок

- Сменное нижнее бельё

- Пижама

- Сменная обувь

- Трикотажные шорты для   физкультуры

- Чешки

- Расческа

- Запасная одежда для прогулки в осенне-зимний период

«ЛУЧШЕ ОСТАВЛЮ

ДОМА»        

- Жевательную     резинку

- Сладости, чипсы

-  Колющие,

режущие предметы

- Зажигалки, спички

- Сотовые телефоны

- Медикаменты

- Деньги, особенно мелкие монеты

1.Прием детей проводится до 8 часов. Если привели ребенка после начала режимного момента, пожалуйста, подождите до ближайшего перерыва.

2.В случае не посещения ребенком детского сада, предупреждать накануне до 12 часов.

3.Своевременно вносите плату за детский сад до 15 числа каждого месяца.

4.Педагоги готовы беседовать с вами о вашем ребенке утром до 8 часов и вечером после 18.00.

5.Оказывать посильную помощь в жизни группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников, способствующая повышению результативности коррекционной работы

Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей – логопедов.   Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников,...

Статья "Родительский клуб – одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"

Из опыта работы учителя-логопеда с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности....

ОНЛАЙН – КОНФЕРЕНЦИЯ - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ.

Современное дошкольное образование ориентировано на поддержку разнообразия детства, уникальности и значимости этого возрастного периода. Сегодня в дошкольных образовательных организация...

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и пов...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Семья имеет очень большое значение не только в процессе социализации, но и в интеллектуальном развитии ребенка. Именно в семье от значимых для него людей малыш получает первую информацию о правилах по...

Статья "Эффективные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей младшего дошкольного возраста"

В статье описывается опыт организации взаимодействия педагога-психолога с родителями детей 3-4 лет в период адаптации к детскому саду....