НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников, способствующая повышению результативности коррекционной работы
учебно-методический материал по логопедии на тему
Доклад для выступления на заседании методического объединения
учителей – логопедов.
Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия
учителя- логопеда с родителями воспитанников,
способствующая повышению результативности
коррекционной работы»
Учитель- логопед Усова Г. В.
МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»
Основное условие реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования – взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО - является принцип партнерства с семьей.
С детьми дошкольного возраста я работаю первый год. Ранее работала в коррекционной школе. Большая часть учебного года уже позади. Поэтому есть определенные результаты, которые можно проанализировать. Сейчас видно, что получается, а где результаты оказываются ниже, чем ожидалось.
Мое сообщение в меньшей степени- демонстрация опыта работы, а в большей степени- планирование объема взаимодействия с родителями воспитанников в будущем.
Родители детского сада и родители школы- это две существенные разницы. С родителями дошкольников можно встречаться столько, сколько необходимо. Они каждый день приводят своих ребятишек в детский сад, в отличие от школы, куда большинство детей ходят самостоятельно. Если на сегодняшний день мне не хватает контактов с родителями воспитанников, то в моих силах эту ситуацию изменить.
Содержание ФГОС и многочисленные методические рекомендации к нему помогают педагогу выстроить работу с родителями дошкольников. В документе отражена ведущая идея системы работы с педагогов с родителями, из которой вытекают основные задачи организации их взаимодействия, направления содержательной деятельности, методы и формы работы с родителями.
Каждый педагог в этой системе выбирает свои приоритетные направления. Мне более близки формы взаимодействия, которые предполагают индивидуализированное общение с людьми. Это предполагает и непосредственно специфика работы учителя- логопеда. В основном приходится обсуждать вопросы, касающиеся трудностей в развитии конкретных воспитанников. Эти вопросы публично не обсуждаются.
Открытое занятие – это очень хороший способ навести контакт с родителями.
На родительском собрании в начале учебного года родители получили информацию о режиме проведения коррекционных логопедических занятий, познакомились с направлениями работы с детьми с нарушениями речи, с требованиями учителя- логопеда. Спустя некоторое время стало понятно, что разговор с родителями нужен более конкретный, детальный. Их необходимо знакомить с большим количеством специфических вопросов работы логопеда. А это закономерно, так как из всех родителей группы детей, с которыми я работаю , только одна мама имеет педагогическое образование.
Чтобы родители могли помочь своему ребенку справиться с проблемами в речевом развитии, им необходимо иметь представление о том, как правильно это делать. Очень важно увидеть, как реализуются различные приемы и виды работ на занятиях с их ребенком. Открытое занятие- самый эффективный способ информирования конкретных родителей по поводу специфики работы по преодолению трудностей конкретного ребенка в конкретный период времени.
Посещение открытых занятий позволяет родителям контролировать ход логопедической работы, видеть объем знаний и умений своего ребенка и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно- игрового, речевого материала.
Проведение открытого занятия для родителей мало чем отличается от занятия, проводимого для коллег. Обязательно должны быть озвучены тема и целевые ориентиры занятия. Нужно попросить присутствующего родителя увидеть не только то, как справляется его ребенок с заданиями, но и структуру занятия, какие подобраны задания, упражнения, игры, какой отобран лексический материал. То есть родителю необходимо активно анализировать увиденное.
Очень интересно проходит занятие, если маму (папы пока что на мои занятия не приходили) из «зрительного зала» перевести «на сцену». Например, провести занятие не с одним ребенком, а с ребенком и его мамой. Или (если виды заданий хорошо знакомы) ребенок объясняет задание, а мама выполняет. Или наоборот, мама, вместо логопеда, играет с ребенком в какую- либо дидактическую игру.
Обычно по окончанию занятия у родителей появляются вопросы, желание услышать комментарии того, что происходило перед их глазами. Поэтому открытое занятие очень плавно переходит в индивидуальную консультацию. И она зачастую бывает очень плодотворной и информативной.
Подобное мероприятие способствует преодолению препятствий в общении родителей с логопедом, формирует установку на контакт, способствует возникновению доверительного отношения к специалисту. А позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом взаимоотношений. Это настраивает родителей на совместную работу, которая, в свою очередь, способствует достижению успехов в решении коррекционных задач.
Посещение открытых занятий подводит родителей к пониманию того, что в общении с ребенком как можно чаще нужно выходить за рамки бытовых тем и бытовой лексики. Программа дошкольного учреждения и программа работы учителя- логопеда в частности предполагают развитие речи ребенка в различных направлениях и в определенной системе. Эти направления очень четко прослеживаются в тех заданиях, которые традиционно выдаются на выходные дни. Думаю, термин «домашнее задание» уйдет из нашего обихода. Во- первых, ФГОС не допускает этого в отношении дошкольников. Но, ведь, это всегда официально так и было- домашнее задание выполняют только учащиеся школ. Во- вторых, это и к лучшему. Формулировка «домашнее задание» является достаточно узким понятием. Родителям может казаться, что, выполнив задание с ребенком, их миссия по выполнению коррекционных задач выполнена. Мы-то понимаем, что содержание того, раньше называлось «домашним заданием» всего лишь отражает ориентиры, от которых можно оттолкнуться родителям в общении с ребенком. Это и лексическая тема, и способы словообразования и словоизменения, и грамматические конструкции, и порядок работы по закреплению произносительных навыков, и работа над развитием фонематического слуха и восприятия. Уход от понятия «домашнее задание» расширяет зону ответственности родителей в решении коррекционных задач, превращает их из пассивных исполнителей заданий логопеда в активных участников образовательного процесса.
Проведение открытых занятий актуально во время всего периода взаимодействия учителя- логопеда и родителей. Коррекционное воздействие может быть успешным только при соблюдении единых требований, при условии равноправного партнерства учителя- логопеда и родителей в течение всего времени, отведенного на совместную работу.
Планированием и проведением открытых занятий учитель- логопед способствует реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта, поскольку занимается педагогическим просвещением родителей, создает условия для участия родителей в реализации индивидуального образовательного маршрута развития их ребенка, то есть помогает родителям воспитанников становиться активными участниками образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_zasedanii_metodicheskogo_obedineniya_uchiteley-_logopedov.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад для выступления на заседании методического объединения
учителей – логопедов.
Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия
учителя- логопеда с родителями воспитанников,
способствующая повышению результативности
коррекционной работы»
Учитель- логопед Усова Г. В.
МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»
Основное условие реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования – взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО - является принцип партнерства с семьей.
С детьми дошкольного возраста я работаю первый год. Ранее работала в коррекционной школе. Большая часть учебного года уже позади. Поэтому есть определенные результаты, которые можно проанализировать. Сейчас видно, что получается, а где результаты оказываются ниже, чем ожидалось.
Мое сообщение в меньшей степени- демонстрация опыта работы, а в большей степени- планирование объема взаимодействия с родителями воспитанников в будущем.
Родители детского сада и родители школы- это две существенные разницы. С родителями дошкольников можно встречаться столько, сколько необходимо. Они каждый день приводят своих ребятишек в детский сад, в отличие от школы, куда большинство детей ходят самостоятельно. Если на сегодняшний день мне не хватает контактов с родителями воспитанников, то в моих силах эту ситуацию изменить.
Содержание ФГОС и многочисленные методические рекомендации к нему помогают педагогу выстроить работу с родителями дошкольников. В документе отражена ведущая идея системы работы с педагогов с родителями, из которой вытекают основные задачи организации их взаимодействия, направления содержательной деятельности, методы и формы работы с родителями.
Каждый педагог в этой системе выбирает свои приоритетные направления. Мне более близки формы взаимодействия, которые предполагают индивидуализированное общение с людьми. Это предполагает и непосредственно специфика работы учителя- логопеда. В основном приходится обсуждать вопросы, касающиеся трудностей в развитии конкретных воспитанников. Эти вопросы публично не обсуждаются.
Открытое занятие – это очень хороший способ навести контакт с родителями.
На родительском собрании в начале учебного года родители получили информацию о режиме проведения коррекционных логопедических занятий, познакомились с направлениями работы с детьми с нарушениями речи, с требованиями учителя- логопеда. Спустя некоторое время стало понятно, что разговор с родителями нужен более конкретный, детальный. Их необходимо знакомить с большим количеством специфических вопросов работы логопеда. А это закономерно, так как из всех родителей группы детей, с которыми я работаю , только одна мама имеет педагогическое образование.
Чтобы родители могли помочь своему ребенку справиться с проблемами в речевом развитии, им необходимо иметь представление о том, как правильно это делать. Очень важно увидеть, как реализуются различные приемы и виды работ на занятиях с их ребенком. Открытое занятие- самый эффективный способ информирования конкретных родителей по поводу специфики работы по преодолению трудностей конкретного ребенка в конкретный период времени.
Посещение открытых занятий позволяет родителям контролировать ход логопедической работы, видеть объем знаний и умений своего ребенка и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно- игрового, речевого материала.
Проведение открытого занятия для родителей мало чем отличается от занятия, проводимого для коллег. Обязательно должны быть озвучены тема и целевые ориентиры занятия. Нужно попросить присутствующего родителя увидеть не только то, как справляется его ребенок с заданиями, но и структуру занятия, какие подобраны задания, упражнения, игры, какой отобран лексический материал. То есть родителю необходимо активно анализировать увиденное.
Очень интересно проходит занятие, если маму (папы пока что на мои занятия не приходили) из «зрительного зала» перевести «на сцену». Например, провести занятие не с одним ребенком, а с ребенком и его мамой. Или (если виды заданий хорошо знакомы) ребенок объясняет задание, а мама выполняет. Или наоборот, мама, вместо логопеда, играет с ребенком в какую- либо дидактическую игру.
Обычно по окончанию занятия у родителей появляются вопросы, желание услышать комментарии того, что происходило перед их глазами. Поэтому открытое занятие очень плавно переходит в индивидуальную консультацию. И она зачастую бывает очень плодотворной и информативной.
Подобное мероприятие способствует преодолению препятствий в общении родителей с логопедом, формирует установку на контакт, способствует возникновению доверительного отношения к специалисту. А позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом взаимоотношений. Это настраивает родителей на совместную работу, которая, в свою очередь, способствует достижению успехов в решении коррекционных задач.
Посещение открытых занятий подводит родителей к пониманию того, что в общении с ребенком как можно чаще нужно выходить за рамки бытовых тем и бытовой лексики. Программа дошкольного учреждения и программа работы учителя- логопеда в частности предполагают развитие речи ребенка в различных направлениях и в определенной системе. Эти направления очень четко прослеживаются в тех заданиях, которые традиционно выдаются на выходные дни. Думаю, термин «домашнее задание» уйдет из нашего обихода. Во- первых, ФГОС не допускает этого в отношении дошкольников. Но, ведь, это всегда официально так и было- домашнее задание выполняют только учащиеся школ. Во- вторых, это и к лучшему. Формулировка «домашнее задание» является достаточно узким понятием. Родителям может казаться, что, выполнив задание с ребенком, их миссия по выполнению коррекционных задач выполнена. Мы-то понимаем, что содержание того, раньше называлось «домашним заданием» всего лишь отражает ориентиры, от которых можно оттолкнуться родителям в общении с ребенком. Это и лексическая тема, и способы словообразования и словоизменения, и грамматические конструкции, и порядок работы по закреплению произносительных навыков, и работа над развитием фонематического слуха и восприятия. Уход от понятия «домашнее задание» расширяет зону ответственности родителей в решении коррекционных задач, превращает их из пассивных исполнителей заданий логопеда в активных участников образовательного процесса.
Проведение открытых занятий актуально во время всего периода взаимодействия учителя- логопеда и родителей. Коррекционное воздействие может быть успешным только при соблюдении единых требований, при условии равноправного партнерства учителя- логопеда и родителей в течение всего времени, отведенного на совместную работу.
Планированием и проведением открытых занятий учитель- логопед способствует реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта, поскольку занимается педагогическим просвещением родителей, создает условия для участия родителей в реализации индивидуального образовательного маршрута развития их ребенка, то есть помогает родителям воспитанников становиться активными участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наиболее эффективные формы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей.
В материале описаны формы работы логопеда с рдителями по преодалению ОНР....
Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»
Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколь...
Презентация на тему "Эффективные формы общения воспитателя с родителями воспитанников"
Цель данной презентации: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать сов...
Создание информационного сайта ДОУ - эффективная форма сетевого взаимодействия с родителями воспитанников.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки, и оптим...
Мастер-класс для учителей - логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»
Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколько принципов, в соответствии...
Онлайн-марафон как эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей воспитанников ДОУ.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования через сеть интернет....
«Гость группы» как одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26891050","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26891051","attributes":{"alt":"","class"...