Статья "Родительский клуб – одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Из опыта работы учителя-логопеда с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №24 «Солнышко»
Статья (из опыта работы).
«Родительский клуб – одна из эффективных форм
взаимодействия с родителями»
Автор: учитель-логопед: Захарова Н.В.
Неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя-логопеда ДОУ является вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс, для повышения их компетентности в вопросах развития и воспитания дошкольников.
Осознанное включение родителей в совместную деятельность позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, а также обеспечить полноценное развитие ребенка с нарушениями речи. Ведь давно доказано, что развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов.
Но как, же привлечь к сотрудничеству таких занятых и далёких от педагогической теории современных родителей?
Данный вопрос я думаю, не раз возникал у большинства педагогов. Три года назад я тоже заинтересовалась этой проблемой, так как число детей с тяжёлыми нарушениями речи стало неукоснительно расти, а большинство родителей стали склоняться к мнению, что коррекция недостатков речевого развития должна полностью «ложится на плечи» педагогов дошкольного учреждения. Традиционные формы работы с родителями в виде родительских собраний, лекций, отчетов, информационных уголков уже не приносили желаемых результатов. Я отчётливо понимала, что необходимо создать такие условия, чтобы родители желали сотрудничать и стали активными участниками коррекционно-образовательного процесса.
Знакомясь с опытом работы других педагогов, моё внимание привлекла такая форма взаимодействия с семьёй, как «Родительский клуб».
Коренное отличие клуба от других форм работы — это позиция равенства его участников — родителей и педагогов. Здесь люди собираются для того, чтобы обмениваться мнениями, общаться, обсуждать волнующие их темы. Вся работа клуба направлена на максимальную результативность встреч для всех его участников. А участниками являются не только учитель-логопед и родители, но и дети. Приход в клуб совершенно доброволен, но для того чтобы максимально заинтересовать, как можно больше родителей, необходима мотивировка.
И здесь возникает ещё одна проблема. Ежегодно в нашем детском саду состав группы компенсирующей направленности меняется, так как в ней находятся дети двух возрастов (старшие и подготовительные). Конечно же, меняются родители. На первом родительском собрании им снова приходится знакомиться друг с другом, они скованны, как правило, просто молча, слушают педагогов, почти не задают никаких вопросов. В такой ситуации большинство родителей с опаской и недоверием относятся к предлагаемым новым формам работы, так как не хотят быть обременёнными какими-либо дополнительными обязанностями.
Как же увлечь их, чтобы они добровольно согласились стать активными участниками клуба? Наблюдая за родителями не один год, я заметила, что лучше всего они раскрепощаются в совместной деятельности с детьми. Поэтому первое заседание клуба было решено провести в виде развлечения «По дороге красивой речи» с участием детей. В начале заседания я довела до сведения родителей о том, что в нашем детском саду начинает функционировать родительский клуб «Мы вместе».
Целью данного клуба является - приобщение родителей к коррекционному процессу, путем совместных с детьми практических занятий и консультаций. Основные задачи клуба:
1. Повышение родительской компетентности в вопросах коррекции речевого развития детей.
2. Оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома.
3. Обсуждение волнующих тем, обмен опытом.
Затем немного теоретических знаний об основных составляющих этапах логопедического развлечения, таких как пальчиковая и артикуляционная гимнастики, упражнения для развития дыхания, фонематического слуха, лексико-грамматических категорий.
Следующий этап – само развлечение. В котором родители, вместе с детьми, выстроившись друг за другом «паровозиком» под весёлую музыку отправились в путь. Начиная с этого момента, на лицах родителей появились улыбки. Они с легкость включались в совместную деятельность с детьми, более заинтересованно слушали мои комментарии, советы, рекомендации по поводу правильности выполнения заданий и даже задавали вопросы. Так эмоции, полученные родителями и детьми от совместно проведенного досуга, послужили стимулом дальнейшей работы клуба.
В конце заседания я ознакомила родителей с положением о создании клуба и планом работы на год. Приоритетным направлением нашего клуба была выбрана практическая деятельность: мастер-классы, совместные занятия с детьми, семинары с использованием мультимедии. Так на каждом заседании клуба родители на практике знакомились с методами и приёмами развития тех или иных сторон речевой деятельности, учились адекватно оценивать возможности своего ребёнка.
Несомненно, поиск и подбор материала, его компоновка, поиск эффективных практических упражнений и приемов занимает много времени и сил, но эти усилия несравнимы с теми результатами, которые приносит клуб в работе с родителями. За несколько лет взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования клуба я убедилась в том, что выбранная структура и схема подачи информации формируют атмосферу доверия и настоящего сотрудничества между педагогом и родителями.
Для тех, педагогов, которых заинтересовала данная форма работы с родителями, ниже приведен примерный план заседаний нашего родительского клуба «Мы вместе».
Примерный перспективно - тематический план заседаний
для родителей детей группы компенсирующей направленности подготовительного возраста.
Тема заседания | Участники | Форма | Сроки |
1. «Путешествие по стране правильной речи» Цель: показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам формирования навыков речевого развития. | родители, дети, учитель – логопед, | Семинар-практикум, памятки | сентябрь |
2. «Занимательные игровые упражнения для развития дыхания у детей дошкольного возраста». Цель: научить основным правилам проведения дыхательной гимнастики, привлечь родителей к изготовлению пособий. | родители, учитель – логопед, | Мастер-класс с использованием мультимедиа | ноябрь |
3. «Работа над звуковой культурой речи». Цель: познакомить родителей со спецификой проведения подгрупповых занятий по звукопроизношению, научить основным приемам работы над звуковым и слоговым анализом слов. | родители, учитель – логопед. | Практическое занятие с использованием мультимедиа | февраль |
4.«Профилактика дисграфических и дислексических нарушений у детей» Цель: повышение родительской компетентности в понимании данной темы, научить различать неспецифические ошибки на письме. | родители, дети, учитель – логопед, | Мастер-класс, презентация памятки | апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб как одна из форм работы с родителями
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Необходимо вовлекать родителей в жизнь детского сада.Родительский клуб – одна ...
Семейный клуб «Дружба» как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ (ЗПР) в ДОУ.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ ...
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ В ДОУ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ
В работе рассмотрены вопросы организации литературного клуба в группе детского сада, привлечение родителей к активному участию в деятельности клуба, взаимодействие с детской библиотекой. Предста...
«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. В дошкольном возрасте интенсивно ф...
Публикация "Детско-родительский литературный клуб в ДОУ как одна из эффективных форм формирования будущего читателя" в сборнике Международной конференции "Внедрение результатов инновационных разработок", 2017г.
В статье рассмотрены вопросы организации детско-взрослого литературного клуба в группе детского сада, взаимодействия с детской библиотекой....
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
Родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Семья вместе с детским садом создает тот внешний комплекс факторов воспитывающей среды, которые определяют успешность либо не успешность всего ...
«Школа для родителей будущих первоклассников» как одна из эффективных форм работы с родителями в рамках преемственности по обеспечению подготовки ребёнка к школьному обучению»
Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования (из опыта рабоиты). Тема: «Школа для родителей будущих первоклассников» как од...