Эффективные формы взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников
консультация
Воспитательный процесс - это серьезный ежедневный труд, и для его успешной реализации необходимо стремление, настойчивость и, конечно, любовь к детям.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой, а большинство семей, решая проблемы экономического характера, отстранились от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
- Как заинтересовать родителей в совместной работе?
- Как сделать их участниками воспитательного процесса? Ведь положительный результат, может быть достигнут только при взаимодействии и сотрудничестве педагогов и родителей на протяжении всего дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_formy_vzaimodeystviya_pedagogov_doo_s_roditelyami_vospitannikov.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Эффективные формы взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников»
Воспитательный процесс - это серьезный ежедневный труд, и для его успешной реализации необходимо стремление, настойчивость и, конечно, любовь к детям.
Цель нашей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми для создания единого образовательного пространства детский сад – семья.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания является наиболее актуальной в современном мире, так как отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
Часто педагогам и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой, а большинство семей, решая проблемы экономического характера, отстранились от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов.
- Как заинтересовать родителей в совместной работе?
- Как сделать их участниками воспитательного процесса? Ведь положительный результат, может быть достигнут только при взаимодействии и сотрудничестве педагогов и родителей на протяжении всего дошкольного детства.
Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Участие этой группы родителей в жизни детского сада минимальное, или вовсе отсутствует.
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, необходимо активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей.
Какие же формы, методы и приёмы использовать в работе с родителями, семьёй?
В работе с родителями выделяются следующие приоритетные задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и умений.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Традиционные формы работы всем известны, это:
- фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
- информационные стенды для ознакомления родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, другими специалистами;
- информационные буклеты;
- тематические консультации групповые, индивидуальные;
- вовлечение в конкурсы уровня детского сада, поселкового, районного, краевого, всероссийского, международного уровня (например: снежных построек, «Пасхальная радость», и др.);
- использование позитивных социализирующих возможностей Интернета: участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах
- для творческого общения существует такая форма работы с семьей как выставки детско-родительских работ (темы выставок разнообразны: «Осень», «Подарки для любимой мамы», поделки из природного материала и т.д.).
- родители призываются к участию в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка и т.п;
- работа по благоустройству ДОУ (оснащение предметно-развивающей среды, субботники по благоустройству участков группы, субботники по благоустройству групповых комнат);
Для более эффективного взаимодействия с родителями применяют инновационные формы работы.
1.Просмотр видеофрагментов различных видов деятельности ребёнка в ДОУ с последующим анализом со стороны родителей, а затем и воспитателей.
2. Тематические досуги в традиционных («Защитники Отечества», «Праздник урожая», «День знаний», «Фунтик в цирке») и инновационных формах («Русские посиделки»; «На ярмарке», «Масленичная ярмарка»; устный журнал «Семейный альбом», «Будем Родине служить»; квест «Тропа к генералу», игра-викторина «Что такое семья?»).
3. Устный журнал – это мероприятие, при проведении которого сведения сообщаются в форме отдельных «страниц». Содержание устного журнала может отражать одну тему или целый комплекс самых разнообразных вопросов, т.е., иначе говоря, журнал может иметь тематический или обзорный характер. Содержание устного журнала раскрывается на его страницах. Методы оформления каждой страницы могут быть самыми разнообразными: выступления ребят, демонстрация занимательных опытов, встреча с учеными, ответы на вопросы, чтение стихов, исполнение песен, музыкальных произведений, юморесок и т.д. Широко применимы в журнале технические средства: мультимедиа-проекторы, интерактивная доска.
4. Совместное проведение досугов, где родители выполняют роль участников праздников, а не зрителей («Моя семья?», «Русские посиделки» и др.).
5. Игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи. Игротека – это собрание игр, которые направлены на все виды деятельности в развитии ребенка. Цели игротеки: знакомство родителей с условиями, методами использования игр и игровых упражнений, направленных на развитие детей в домашних условиях.
6. Оздоровительные праздники (например: «Папа, мама, я – дружная семья», «Русские богатыри», квест-игра «Тропа к генералу»).
7. Технология «Семейный театр в детском саду», где родители на позиции участников совместной театральной деятельности с детьми (например: «Новогодняя сказка», «Красная шапочка на новый лад» и др.).
Семейный театр является новой формой совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьёй, ориентированной на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.
8. Родительские собрания. При организации родительских собраний используются такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления следует переход к дискуссии, в качестве примеров используются моменты из жизни группы, включаются практические задания, игры, музыкальное оформление.
9. Тематические проекты, реализующиеся в сотрудничестве с родителями обучающихся («Быть здоровым -здорово», «На просторах космоса », «Откуда хлеб пришел» и др.). Проектная деятельность способствует проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей дошкольного возраста.
10. Открытые занятия для родителей. Это способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно-образовательной работы, направленной на обучение и воспитание ребёнка. Родители с удовольствием приходят в группу, переживают и волнуются, реально видят возможности своего любимца, просят совета, как лучше организовать помощь ребёнку дома, знакомятся с новыми программами.
Для детей присутствие родителей является большим эмоциональным фактором, вызывающим стремление проявить себя с хорошей стороны, быть внимательным и собранным.
Преимущества данной педагогической концепции взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны, поскольку это:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей,
- рост родительской активности,
- установление тесного контакта с каждой семьей;
- учёт индивидуальности ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведёт к повышению эффективности педагогического процесса;
- согласование воспитательного воздействия на ребенка,
- обобщение положительного опыта семейного воспитания;
- укрепление внутрисемейных связей;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье;
- возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
Таким образом, ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников, способствующая повышению результативности коррекционной работы
Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей – логопедов. Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников,...
"Творческая мастерилка" как форма взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ в рамках ФГОС
Презентация представляет собой опыт работы педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ....
ОНЛАЙН – КОНФЕРЕНЦИЯ - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ.
Современное дошкольное образование ориентировано на поддержку разнообразия детства, уникальности и значимости этого возрастного периода. Сегодня в дошкольных образовательных организация...
Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников
Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и пов...
Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями воспитанников всегда остается актуальным вопросом....
Материал в помощь воспитателям ГБДОУ. Формы взаимодействия педагогов ГБДОУ с родителями воспитанников.
Информационный материал для воспитателей , о взаимодействии с родителями детского сада. Умение находить точки соприкосновения, повышать педагогическую грамотность родителей....
Статья "Эффективные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей младшего дошкольного возраста"
В статье описывается опыт организации взаимодействия педагога-психолога с родителями детей 3-4 лет в период адаптации к детскому саду....