Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников
статья по логопедии
Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Успех логопедической работы с детьми с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько четко организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников. Эффективная коррекция речевого нарушения возможна только в создании единого пространства учитель-логопед – семья.
В логопедической работе, как известно, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:родительские собрания, открытые занятия, «круглые столы», семинары, беседы, конкурсы, выставки, папки-передвижки, лэпбуки, тренинги, квесты, праздники, развлечения, дни открытых дверей, анкетирование. Родители, посещая эти мероприятия, получают возможность следить за успехами своих детей, знакомиться с основными методами и приёмами коррекционной работы, наблюдать, насколько их ребёнок самостоятельно справляется с заданием, видеть его трудности и перспективы.
Однако при организации работы с семьями воспитанников приходится сталкиваться с рядом проблем. Это педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребёнку, игнорирование родителями своей ответственности за воспитание детей. Так же у родителей отмечается несформированность умения самокритично оценить себя как воспитателя, прослеживается отсутствие должного уровня психолого- педагогических знаний у родителей.
На сегодняшний день многие традиционные формы работы детского сада с семьей утратили свою ценность. Особой популярностью у родителей пользуются «мастер-классы».
Мастер-класс - одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена опыта участников, т.е. это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proskurina_o_g.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
О. Г. Проскурина,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад «Белоснежка»,
г. Каргополь
Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Успех логопедической работы с детьми с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько четко организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников. Эффективная коррекция речевого нарушения возможна только в создании единого пространства учитель-логопед – семья.
В логопедической работе, как известно, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:родительские собрания, открытые занятия, «круглые столы», семинары, беседы, конкурсы, выставки, папки-передвижки, лэпбуки, тренинги, квесты, праздники, развлечения, дни открытых дверей, анкетирование. Родители, посещая эти мероприятия, получают возможность следить за успехами своих детей, знакомиться с основными методами и приёмами коррекционной работы, наблюдать, насколько их ребёнок самостоятельно справляется с заданием, видеть его трудности и перспективы.
Однако при организации работы с семьями воспитанников приходится сталкиваться с рядом проблем. Это педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребёнку, игнорирование родителями своей ответственности за воспитание детей. Так же у родителей отмечается несформированность умения самокритично оценить себя как воспитателя, прослеживается отсутствие должного уровня психолого- педагогических знаний у родителей.
На сегодняшний день многие традиционные формы работы детского сада с семьей утратили свою ценность. Особой популярностью у родителей пользуются «мастер-классы».
Мастер-класс - одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена опыта участников, т.е. это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас», т. е. не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология.
Цель: Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Достижение оптимального уровня взаимодействия учителя-логопеда и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.
- Установление единства требований детского сада и семьи в развитии и воспитании детей.
- Ознакомление родителей с направлениями работы учителя-логопеда.
Ожидаемые результаты:
- Активное участие родителей в коррекционном процессе учителя-логопеда по преодолению речевых нарушений детей.
- Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей.
- Устранение речевых нарушений у детей в более короткие сроки.
При организации мастер-классов для родителей мною осуществлялись следующие этапы:
- этап: Определение ведущей педагогической идеи, с которой связано название мастер-класса. Очень часто мастер-классы проводятся по запросу воспитателей или родителей. Но всегда нужно помнить, что большинство родителей не имеют педагогического образования и тем более не владеют специальной терминологией. Название мастер-класса должно быть понятно участникам и вызывать интерес. Самыми актуальными темами мастер-классов в моей практике являются: «Роль артикуляционной и дыхательной гимнастики в речевом развитии детей», «Вкусная зарядка для язычка», «Нетрадиционные приемы автоматизации звуков», «Речевые игры дома», «Умелые пальчики» и др.
- этап: Постановка цели и задач, связанных с темой мастер-класса.
- этап: Составление подробного плана мастер-класса. Подбор технических средств и различных форм работы в соответствии с целями и задачами. На данном этапе необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Необходимо придумать проблему, вопрос, парадокс, которые ввели бы родителей в тему мероприятия и представляли для них интерес.
- Подготовить теоретическую часть, желательно с использованием видеороликов, презентаций.
- Лекционный материал должен занимать минимум времени, большую часть времени следует отвести для практической работы (передачи опыта работы по данной теме).
- Проведение имитационной игры: учитель-логопед проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми.
- Изготовление пособий (подготовка расходных материалов на каждого участника). Это может быть изготовление игрушки, для развития речевого дыхания, или составление из картинок сказки, для проведения артикуляционной гимнастики и т.д.
- Оформление выставки пособий, литературы, памяток, буклетов.
- Обязательно продумать заключительный этап – рефлексия (небольшой тест, вопросы и замечания по содержанию мастер-класса, дискуссия по результатам совместной деятельности логопеда и родителей).
- этап: Выбор места, времени и длительности проведения мастер-класса, расстановки мебели.
- Актовый зал, группа и т.д. (зависит от количества участников).
- Лучше проводить мастер-класс для родителей в вечерние часы, после трудового дня, но помнить о длительности проведения (от 30 до 60 минут).
- этап: Выбор способа оповещения родителей о предстоящем мастер-классе.
- Индивидуальные устные приглашения.
- Объявление на стенде в группе, фойе образовательного учреждения.
- Размещение информации на сайте образовательного учреждения.
Информация о проведении мастер-класса должна содержать в себе:
- название, время и место проведения;
- краткую информацию о педагоге, который проводит данное мероприятие;
- краткое содержание мастер-класса;
- ожидаемые результаты (например, приняв участие в нашем мастер-классе, вы узнаете, что такое артикуляционные упражнения, как они влияют на речевое развитие ребенка, а также познакомитесь с приемами выполнения артикуляционной гимнастики).
- Проведение мастер-класса.
- Самоанализ.
Применение мастер-классов позволяет вовлечь родителей в коррекционно-развивающий процесс, сделать его более насыщенным и результативным. Преимущество использования мастер-классов заключается в том, что значительно повышается мотивация родителей к коррекционной работе, а, следовательно, положительных результатов можно достичь в короткие сроки.
Позитивные результаты проведения мастер-классов показывают непрерывный контакт учителя-логопеда, практически индивидуальный подход к каждому участнику - вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм трансляции педагогического опыта.
Достижение уровня партнерских отношений с родителями и создание единого пространства учитель-логопед и семья – есть главный показатель эффективности данной формы взаимодействия.
Список информационных источников:
- Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие/ Под ред. Л.С.Вакуленко. СПБ.: ООО «Издательство « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011г.
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. М., 2008г.
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи» М. «Сфера «, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"
В презентации рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...
Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В материалах рассказывается об эффективных формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...
НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников, способствующая повышению результативности коррекционной работы
Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей – логопедов. Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников,...
Логопедические домашние задания, как одна из форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Сборник домашних заданий логопеда, составленный с учётом лексических тем для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР....
«Тематические консультации, как одна из форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями»
Выступление...
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Семья имеет очень большое значение не только в процессе социализации, но и в интеллектуальном развитии ребенка. Именно в семье от значимых для него людей малыш получает первую информацию о правилах по...
"Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми в процессе консультирования в ДОО".
Традиционные и инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) в дошкольной образовательной организации....