Дыхательные упражнения для детей с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии на тему
В процессе преодоления нарушений звукопроизношения важное значение имеет работа по формированию воздушной струи.
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_vozdushnoy_strui_v_processe_preodoleniya_narusheniy_zvukoproiznosheniya.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
• «Индюшата»^ На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».
• «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».
• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
• «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные
направления:
/. Дутье при сомкнутых губах.
2 Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой.
3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.
4. Дутье на язык.
1. Дутье при сомкнутых губах.
Для укрепления мышц щек подготовительными могут считаться следующие упражнения:
• «Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.
• «Перекатывание шаров». Щеки надуваются поочередно.
• «Худенький Петя». Втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.
2. Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой
• Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».
• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т.п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
• Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т.п.
• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.
• Задувание свечи.
• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
• Пускание мыльных пузырей.
• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
• Сильно дуть на воду до образования брызг.
• Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать легких бум:шшых птичек.
• Дутье-катание по желобку легких, деревянных или целлулоидных шариков
3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.
• «Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкую улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем водуха хорошо слышен.
• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными» губами. «Пошлепать» язык губами произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.
4. Дутье на язык.
• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой, пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
• Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. ЕЪкажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.
• Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
• «Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.
Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать следующие приемы:
• Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребенка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребенок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить ее с образцом. Тот же самый прием можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях.
• «Наматываем нитку на клубок». В процессе дутья ребенок изображает руками наматывание нитки на клубок.
Упражнения на развитие воздушной струи
«Горка»
Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки». Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя (или задняя) часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Идет охотник по болоту»
Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Слегка прикуси копчик языка. Подуй». Воздушная струя будет проходить по боковым краям языка Для контроля направления воздушной струи указательными пальцами легко постукивать по щекам. В результате слышится звук, напоминающий хлюпанье воды под сапогами охотника. Щеки расслаблены.
«Чей пароход лучше гудит?»
Заготавливаются чистые стеклянные пузырьки высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см. «Послушайте, как гудит пузырек если в него подую. Гудит. Загудел как пароход. А как у тебя загудит пароход?» Дети гудят по очереди, а затем гудят все вместе. Инструкция: «Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька Подуй. Погуди». Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной «идти посередине языка
. «Пускание корабликов»
• Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках;, дуют на кораблики. Можно дуть вытягивая губы трубочкой. Инструкция:
• Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблики».
Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-и-п...» - дует ребенок. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблик».
«Пузырь»
Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу педагога «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражая выходящему воздуху. Во время игры нужно следить, чтобы дети растягивали круг постепенно. После сигнала «лопнул» следить, чтобы дети не бежали, а шли («воздух медленно выходит в маленькую дырочку»).
«Надуй игрушку!»
Педагог заготавливает для каждого ребенка надувную игрушку маленького размера, такую, чтобы ее можно было надуть за 3-4 выдоха. Педагог показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати игрушку губами. Глубоко вдохни. Выдыхая воздух медленно надувай игрушку».
Глубоко воздух вдыхаем,
С силой ветер выдыхаем.
Произнесение на одном выдохе нескольких гласных
Помоги укачать куклу — а-а-а...
Зубы заболели, вздыхаем — о-о-о...
Гудит паровоз —у-у-у— Пароход гудит - ы-ы-ы...
Жеребенок ржет - и-и-и...
Эхо звучит - э-э-э...
Произнесение на одном выдохе нескольких согласных.
Сердитый гусь шипит — ш-ш-ш.
Паровоз идет, колеса стучат — ч-ч-ч. Замедляет ход, останавливается -чщщщ. Поют синички - ц-ц-ц. Пилит пила - с,-с,-с,
Воздух выходит из насоса и свистит — с-с-с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социо-игровые задания и упражнения для детей с нарушениями речи
Предлагаю Вашему вниманию некоторые адаптированные игры-задания для использования учителем-логопедом в коррекционно-образовательном процессе.Такие игры помогают создавать условия дл...
Социо-игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи
Социо-игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи...
Дыхательная гимнастика для детей с нарушением речи
Предлагаю Вашему вниманию, комплекс дыхательной гимнастики для детей с нарушением речи. Данный материал будет полезен учителям - логопедам и воспитателям детских садов....
Релаксационные дыхательные упражнения для детей с нарушением поведения
Почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Они обзывают и бьют детей, отбирают и ломают игрушки, становятся источником обеспокоенности родителей и воспитателей....
Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи
В старшем дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию речевого дыхания. Это связано с тем, что в речи ребенка появляются более сложные конструкции предложений, при произнесении которы...
Рекомендации для родителей "Дыхательные упражнения для детей с нарушением речи"
В статье представлены игровые приемы для развития физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста....
Дыхательная гимнастика для детей с нарушением речи
консультация для родителей и педагогов...