Формирование пространственно-временных представлений у детей с речевыми нарушениями
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Данная статья отражает методы и приемы формирования пространственных,временных представлений у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_prostranstvenno-vremennyh_predstavleniy.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование пространственно-временных представлений у детей с речевыми нарушениями.

   Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников имеющих речевые нарушения это длительный и трудоемкий процесс.        

   Если умело заинтересовать детей, продумать все этапы работы, то тогда можно добиться хороших результатов.

   Пространственно-временные представления включают в себя величины,  местоположение и перемещение предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

   Представления о последовательности смены явлений и состояний материи

называют временными. Это смена времени суток, времен года, дней недели.  

   Недостаточная  сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи.

   Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в использовании   в речи предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения            предметов, живых существ. Дошкольники испытывают затруднения при   использовании прилагательных толстый –тонкий, широкий – узкий, длинный – короткий, большой – маленький. Часто у  них наблюдается запаздывание формирования схемы тела. Дети не дифференцируют правую и левую руки, глаза,  уши, плечи и т. д.

   Ориентировка на листе бумаги формируется с запозданием. Так же  наблюдается стойкая проблема при обозначении единиц времени, частей суток, дней недели, не различают время по механическим часам.

  Недостаточно развитая ориентировка во времени в дошкольном возрасте проявляется в ошибках грамматического оформления устной речи, а в школе выльется при письме выраженные аграмматизмы.

Части суток, дни недели, месяцы года.

Братьев этих ровно семь

Вам они известны всем

Каждую неделю кругом

Братья ходят друг за другом

Попрощается последний

Появляется передний ….(дни недели)

Друг за другом чередой

Мирно ходят брат с сестрой

Братец будит весь народ,

А сестра наоборот,

Спать немедленно зовет…(день и ночь)

-На первую ступеньку встал парень молодой, а к двенадцатой ступеньке пришел старик седой (год).

-Этот год живет всех дольше, и часов и дней в нем больше. Все мы ждем его прихода ровно раз в четыре года (високосный год).

-Ежегодно приходят к нам в гости : один седой, другой молодой, третий – скачет, а четвертый плачет (времена года).

-Четыре раза в году они земли наряд меняют (времена года).

-Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (времена года).

-Двенадцать братьев разно называются и разными делами  занимаются (месяцы года).

-Есть семь братьев, годами равные, именами разные (дни недели).

-Семеро молодцов друг за другом бегут, как же их зовут? (дни недели).

Предлоги: спереди, сзади, под, над, за, по.

Сидит зайка под кустом

Куст для зайки

Это – дом.

Под землей живут жуки

И растений корни

Дождевые червяки

Ты об этом помни.

Над цветком жужжит пчела

Собирает сок она,

Сок цветов душистый,

Сладкий, сахаристый

Его в улей принесет,

Скоро в сотах будет мед.

Под землею он живет,

Там он роет длинный ход (крот).

За густой мохнатой елкой

Затаились злые волки,

А зайчишка, скок-поскок

От них скрылся за кусток.

Спереди у зверя рог,

Он зовется……(носорог)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка

Сзади хвост ее краса,

А зовут ее ……(лиса).

Мы шагаем по дорожке

Не устанут наши ножки

Вот забор, а за забором

Домик бабушки Федоры.

Время и часовые стрелки.

Без ног и без крыльев летит,

не догонишь его (время)

-Кто без ног летает?  (время).

Стрелка часовая

Идет за часом час,

Не спеша, не отставая,

И ведет с собою нас.

Минутная стрелка-

Ты часовой сестра.

Минутная стрелка,

Длинна ты и быстра!

Отсчитывать минуты-

Это ведь не шутка!

Вслед за стрелкой часовой

Не спеша, пойдем с тобой

Тик-так, Тик-так-

Шаг-шаг еще шаг!

Список литературы:

  1. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста: практическое пособие.М.,2004.
  2. Шаховская С.Н.,Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. М.,1992.г
  3. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду. М.,1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В статье описаны направления логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы формирования и развития связной речи детей с речевыми нарушениями"

Семинар-практикум разрабатывался и проводился на заседании районного методического объединения логопедов...

«Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»...

Речевой материал для формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями

Коррекция слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями....

Конспект коррекционного занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжёлыми нарушениями зрения в подготовительной группе. Образовательная область: познание. Тема: «Прогулка по лугу»

Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить знания детей о днях недели;- закрепить счет до 10 и обратный счёт;-формировать умение различать количественный и порядковый счет ...

Формирование и развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями.

Формирование  различных типов дыхания, обучение ребёнка разграничению типов дыхания и пользования ими в различных условиях, увеличение функционального объёма лёгких, ритмизация дыхания - это одно...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи в подготовительной группе по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными"

План-конспект по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными". Различение детьми окончаний местоимений и подбор существительных в соответствии с родом и числом местоим...