Формирование и развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Формирование различных типов дыхания, обучение ребёнка разграничению типов дыхания и пользования ими в различных условиях, увеличение функционального объёма лёгких, ритмизация дыхания - это одно из наиболее важных направлений в работе учителя - логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhanie.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование дыхания у детей с нарушением речи.
Умение правильно дышать при различной физической нагрузке обеспечивает повышение работоспособности организма, улучшает обмен веществ, укрепляет здоровье и способствует восстановлению речи у детей.
У детей, страдающих речевыми расстройствами, обычно дыхание бывает слабое, поверхностное. Они плохо сочетают движения с дыханием, а многие страдают нарушениями речи, тесно связанными с отсутствием правильной постановки дыхания. Поэтому обучение ребёнка - логопата правильному дыханию является весьма существенным не только с точки зрения улучшения его общего состояния, но и для разрешения специальных коррекционных задач. Так, у ребенка, обученного глубокому ритмичному дыханию, происходит расслабление спастичных мышц и в первую очередь мышц туловища, что способствует обучению его правильной речи.
При обучении ребенка дыханию важно правильно выбрать исходное положение, так как в зависимости от положения тела меняются условия для дыхания.
В положении лежа на спине несколько затруднен выдох и его нужно делать с некоторым усилием, сокращая мышцы брюшного пресса. В положении лежа на животе преобладает подвижность нижних ребер. При лежании на боку дыхательные движения с опорной стороны ограничены и свободны на противоположной, при этом выдох производится более свободно, чем вдох. В положении стоя жизненная емкость легких достигает максимальных величин. В положении сидя с расслабленными мышцами живота преобладает нижнее грудное дыхание, а брюшное затруднено. При сидении с выпрямленным туловищем преобладает верхнее грудное дыхание и т. д.
1) вдох — лежа на спине, руки в стороны на 3 счета; выдох — опускание рук на 4 счета;
Для обучения правильному ритмичному дыханию на начальном этапе так же можно использовать дыхательную гимнастику А. Стрельниковой, адаптированную для детей С.М. Томилиной. Короткий вдох обозначается показом носа, а выдох – разжиманием кистей. При автоматизации звуков и их дифференциации изменять положение или направление движения кистей рук в соответствии с артикулемой: С – нижнее положение языка, кисти рук направляются вниз, Ш – верхнее положение языка – кисти рук направляются вверх.
Постановка правильного дыхания, увеличение функционального объёма лёгких, разграничение типов дыхания очень важны для постановки и автоматизации звуков. Эти упражнения требуют регулярности занятий. Их необходимо включать в режим жизни логопедической группы на протяжении всего учебного года. На этапе обучения занятия с детьми проводит логопед, на этапе закрепления – воспитатели группы либо тьютор. Так же после консультаций специалистов эти и подобные упражнения могут быть включены в физкультурные и музыкальные занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственно-временных представлений у детей с речевыми нарушениями
Данная статья отражает методы и приемы формирования пространственных,временных представлений у детей с речевыми нарушениями....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В статье описаны направления логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями...
"Современные игры и упражнения для формирования правильного дыхания у детей с речевыми нарушениями". Презентация игр.
«Dum spiro, spero» - «Пока дышу – надеюсь» - писал сосланный из имперской столицы на пустынные черноморские берега нынешней Румынии древнеримский поэт Овидий. Если без пищи человек и сухопутные млекоп...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы формирования и развития связной речи детей с речевыми нарушениями"
Семинар-практикум разрабатывался и проводился на заседании районного методического объединения логопедов...
Речевой материал для формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями
Коррекция слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями....
Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями
Важной частью речи является дыхание. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхате...
Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...