ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
статья по логопедии на тему
В статье описаны направления логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования лексико- грамматического строя речи.
Грамматика русского языка достаточно сложна и при её усвоении у детей бывает немало трудностей, особенно у детей с речевыми нарушениями. Они нередко путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки при согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.
Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка"" – М. Горький. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных категорий. Таким образом, лексико-грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
настольно-печатные;
дидактические;
подвижные игры;
сюжетно – ролевые;
компьютерные игры.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что "именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку". Игра – это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.
Особую роль можно, конечно же, выделить именно дидактическим играм. Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.
Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями проводится по следующим направлениям:
Обогащение словаря
Уточнение значений слов
Формирование словоизменения
Формирование словообразования
Работа над словарем осуществляется на материале существительных, прилагательных, глаголов, наречий, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребляемым.
Игры: «Кто это и что это?», «Лото» , «Кто, что делает?», «Волшебный мешочек», «Угадай по описанию» и др.
В работе по уточнению значений слов конкретизируются все компоненты значения слова с учетом их формирования в онтогенезе. В процессе проведения этой работы детей необходимо научить дифференцировать значения слов по различным признакам, выделять существенный признак в структуре значения слова.
«Противоположности», «Нелепица»
В процессе формирования словоизменения отрабатываются все грамматические формы слов – существительных, прилагательных, глаголов; вырабатываются представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном слове.
«Один - много», «Он, она, оно», «Жадина», «Кто, кем был?», «Кто, кем будет?», «Прятки(предлоги)»и др.
В процессе формирования словообразования осуществляется работа по закреплению наиболее продуктивных словообразовательных моделей с постепенным переходом к непродуктивным. Поскольку значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значений, работа по формированию словообразования способствует уточнению значения слова, овладению системой грамматических значений.
«Скажи ласково», «Скажи какой, какая, какое?(сок, компот, суп)» «Чей хвост?»
Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми лексико-грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр при формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР
Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют и...
Использование дидактических игр при формировании лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Использование дидактических игр при формировании лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР...
Использование дидактических игр при формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР
Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компо...
Использование дидактических игр при формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР
Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют и...
"Использование дидактических игр при формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР"
Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют и...
Использование дидактических игр при формировании лексико - грамматического строя речи у детей с ОНР
Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют и...
Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...