Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы формирования и развития связной речи детей с речевыми нарушениями"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему
Семинар-практикум разрабатывался и проводился на заседании районного методического объединения логопедов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14
Шатурского муниципального района Московской области
Районное методическое объединение учителей-логопедов
Семинар-практикум:
«Развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями»
Доклад на тему:
«Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями»
Подготовила учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №14»
Ловыгина О.Ю.
г. Шатура, 2015г.
Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями
Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной работы, призванное обеспечить психическое развитие ребенка.
Речевая деятельность характеризуется определенной структурой:
- побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивация общения),
- предмет деятельности (другой человек, партнер в совместной деятельности),
- соответствие предмета и мотива деятельности продукту или результату деятельности (действия или операции), т.е. достижение цели путем познания собственных новых качеств и свойств, проявившихся при взаимодействии с партнером, принятия их как инструкций и переноса новых умений в другие ситуации общения.
Разделы коррекционного обучения
Слайд 3. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова, коррекция дефектов произношения.
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи: уточнение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Слайд 4. Традиционная методика обучения рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ логопеда с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот" и т. д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Этот вид деятельности становится неинтересен.
Слайд 5. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников наряду с традиционными методами и приемами используются следующие технологии: здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, кинезиологическая гимнастика, логопедическая ритмика; развивающие: технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, схем, мнемотехники с применением современных ИКТ.
Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи
- Прием наглядного моделирования.
Слайд 6. Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
• самостоятельного анализа ситуации или объекта;
• развития децентрации (умения менять точку отсчета);
• развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
- Приемы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (Общая теория сильного мышления, Теория решения изобретательских задач, развитие творческого воображения).
Слайд 7. Такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений и др., как раз и становятся “пусковым” механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протяжении работы с детьми ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные понятия, образы.
- В работе по развитию связной речи могут быть использованы следующие технологии, разработанные Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецовой, А. А. Нестеренко (слайд 8):
- технология обучения детей составлению сравнений;
- технология обучения детей составлению загадок;
- технология обучения детей составлению метафор;
- составление рифмованных текстов имеет последовательность работы:
"Складные картинки", "Придумай рифмованное слово", "Придумаем рифмованные строчки", "Стишок про нас", "Придумаем стишок про занятия";
- технология обучения детей творческому рассказыванию по картине:
"определение состава картины", "установление взаимосвязи между объектами на картине", "описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств", "составление загадок и метафор по картине", "преобразование объекта во времени", "описание местонахождения объекта на картине", "составление рассказа от лица разных объектов", «смысловая характеристика картины", "составление рассказов- фантазий", "составление сказок нравственно-этического характера", «составление рифмованных текстов по картине".
- Анализ картины, как целостной системы. Модель работы с картиной как целостной системой:
- обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания;
- составление сказок с помощью метода «каталога»;
- составление сказок динамического типа;
- составление сказок описательного типа;
- составление сказок нравственно-этического типа;
- составление сказок конфликтного типа.
- Системный анализ сказочных сюжетов по методике И.Н. Мурашковской "Сказка, отворись".
Слайд 9. Основной задачей в работе со сказочными произведениями ставится обучение осознанному пересказу. Однако в данной методике заложен и большой потенциал для формирования у ребёнка отношения к реальной жизни. Потому что характеры и поступки сказочных героев - это модель социальных отношений, участником которых ребёнок становится с момента рождения. Появляется необходимость полного системного анализа произведения.
- Другой вид работы, способствующий развитию связной речи - обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Слайд 10. В данном направлении можно опираться на технологию, разработанную Т.А. Сидорчук. Данная технология позволяет обучать детей составлению двух типов рассказов по картине: «текст реалистического характера», «текст фантастического характера».
- В педагогических исследованиях, выполненных под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Е.В. Савушкина, Л.Г. Шадрина, использовались следующие методические приемы обучения и задания (слайд 11):
- анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры, определение названия текста);
- задания на понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала (середины, концовки) рассказа и умения их придумывать;
- задание на построение рассказа на тему, предложенную педагогом (тема должна быть конкретна, реалистична);
- планирование будущего рассказа (сказки);
- упражнения на подбор слов с учетом их смысловой нагрузки в тексте, на правильное использование внутритекстовых связей.
VII. Методика режиссерских и сюжетно-ролевых игр (слайд12), предложенная А.А. Максимовой, в которую входят:
- Игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных умений («Разговор через стекло», «Диалог», «Продолжи сказку», «На балу у короля» и др.).
- Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений («Неудобная ситуация», «Школа доверия», «Путешествие по железной дороге», «Пчелы»).
- Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений («Встреча сказочных героев», «Игры с масками», «Материнская забота» и др.).
Таким образом, коррекционная работа по развитию связной монологической речи дошкольника сочетает традиционные и нетрадиционные методы и приемы, основывается на лингвистическом, коммуникативном и личностно-ориентированном подходах к речевому развитию.
Слайд 13. Спасибо за внимание!
Список литературы
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М. 2009 г.
- Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. — М., 2005.
- Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9.
- Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. // Дефектология. 2009 г. №4 с. 68.
- Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи. //Рус. яз., 2007 г. №3
- Жукова И. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2010.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи: фронтальные и логопедические занятия для детей с ОНР. — М.:2001 г.
- Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 2006.
- Мещеряков В.Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки: Методические приемы и образцы. - М.: Флинта: Наука, 2009 г.
- Нестеренко А. А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та., 1993.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Технология составления творческих текстов по картине. – Челябинск, 2000.
- Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. - Ульяновск, 2005.
- Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 2009.
- Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста М.: 2009 г.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос. М., 2004.
- Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
- Филичева Т. Е., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с недоразвитием речи. — М., 1991.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 240 с.
- Шаховская С. Н., Худенко Е. Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 2008.
- Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2007.
- Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 2009.
- Интернет-ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-netradicionyh-metodov-raboty-pri-formirovani-svjaznoi-rechi-u-doshkolnikov-s-onr.html
- Интернет-ресурс: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10006615
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура речевой деятельности : побудительно-мотивационная часть; - предмет деятельности; - соответствие мотива и предмета деятельности ее результату.
Разделы коррекционного обучения: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; - восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя; - развитие навыков построения связного высказывания.
Основа традиционной методики развития связной речи: копирование рассказа педагога. Как следствие: эмоциональная бедность, - отсутствие самостоятельности в построении рассказа, - отсутствие побудительно- мотивационной части.
Включение технологий: здоровьесберегающих : дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика , кинезиологическая гимнастика; 2. развивающих: ТРИЗ; моделирование; мнемотехника; применение ИКТ.
Возможности наглядного моделирования: самостоятельный анализ ситуации или объекта; развитие децентрации (умения менять точку отчета); - развитие замыслов-идей будущего продукта.
Приемы технологий: О бщая Т еория Р азвитие Т еория Р ешения Т ворческого С ильного И зобретательских В оображения М ышления З адач «Пусковой» механизм в становлении речи
Технологии развития речи Т.А. Сидорчук , А.Б. Кузнецовой , А.А. Нестеренко : технология обучения детей составлению сравнений; технология обучения детей составлению загадок; технология обучения детей составлению метафор; технология обучения детей составлению рифмованных текстов; технология обучения детей творческому рассказыванию по картине; * анализ картины как целостной системы.
Технология развития речи И.Н. Мурашковской «Сказка, отворись!»: обучение осознанному пересказу; большой потенциал для формирования отношения к реальной жизни.
Технология обучения творческому рассказыванию по картине Т.А. Сидорчук I тип: текст реалистического характера; II тип: текст фантастического характера.
Методические приемы обучения Ф.А. Сохина , О.С. Ушаковой , Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова , Е.В. Савушкина , Л.Г. Шадрина: анализ литературного текста с позиций связности ; задания на понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала; задание на построение рассказа на тему , предложенную педагогом; планирование будущего рассказа (сказки); упражнения на подбор слов с учетом их смысловой нагрузки в тексте.
Методика режиссерских и сюжетно-ролевых игр , предложенная А.А. Максимовой , в которую входят: Игры на развитие информационно-коммуникативных умений ; Игры на развитие регуляционно-коммуникативных умений ; Игры на развитие аффективно-коммуникативных умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»
Данная статья является обобщением личного педагогического опыта....
Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников".
Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников"....
Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.
АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....
Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...
Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»
На современном этапе возникла потребность в использовании более эффективных технологий работы с дошкольниками для их всестороннего развития. Данная статья адресована педагогам интересующихся...
Презентация "Формирование связной речи детей с речевыми нарушениями на логопедических занятиях"
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Проблемой развития связной речи занимались многие учёные и методисты, такие как М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, А.М. Б...
Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...