конспект открытого занятия на тему:"Зима" (по Нищевой)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Бочкарёва Анастасия Владимировна

 

Коррекционно-образовательные цели.Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение и активизация словаря по теме «Зима»(зима, снег, снежинка, вьюга, снегопад, снеговик и т. д.) совершенствования грамматического строя речи (образование однокоренных слов).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование.Предметные картинки по теме «Зима», раскраски по числу детей, контейнер с карандашами, наклейки, зеркала по числу детей, бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей.

Предварительная работа.Повторение упражнения «Снеговик», разучивание пальчиковой гимнастики «Снежинка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tema_zima.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект занятия по теме «Зима»


Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение и активизация словаря по теме «Зима»(зима, снег, снежинка, вьюга, снегопад, снеговик и т. д.) совершенствования грамматического строя речи (образование однокоренных слов).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Предметные картинки по теме «Зима», раскраски по числу детей, контейнер с карандашами, наклейки, зеркала по числу детей, бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей.

Предварительная работа. Повторение упражнения «Снеговик», разучивание пальчиковой гимнастики «Снежинка».

Дети проходят в кабинет и садятся на свои места.

  1. Организационный момент.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй матушка земля,

Здравствуйте мои друзья.

На столе перед каждым лежит предметная картинка.

Логопед: Рассмотрите и назовите картинки.

1-й ребенок: Снежинка.

2-й ребенок: Снеговик.

3-й ребенок: Снегурочка.

4-й ребенок: Снежок.

5-й ребенок: Снегирь.

6-й ребенок: Подснежник.

Логопед: Вы правильно назвали картинки. А теперь подумайте, от какого слова образованны эти слова снежинка, снежок, подснежник, Снегурочка, снегопад, снеговик.

Дети: Эти слова образованны от слова снег.

Логопед: Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

Логопед убирает предметные картинки и, если детям трудно выполнить задание, оказывает помощь.

Логопед: Какую бабу лепят из снега?

Дети: Снежную.

Логопед: Каким станет парк, если его занесет снегом?

Дети: Заснеженным.

Логопед: Когда идет сильный снег, как мы это называем?

Дети: Снегопад.

Логопед спрашивает детей, почему сегодня занятие началось с разговора о снеге. Дети объясняют, что наступила зима. Логопед сообщает детям, что занятие будет посвящено разговору о зиме, ее признаках.

  1. Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседа по ней.

Логопед помещает на мольберт картину «В зимнем парке», задает вопросы и предлагает задания.

Логопед: Какое время года изображено на картине?

Дети: На картине нарисована зима.

Логопед: Расскажите о земле. Как она выглядит?

Дети: На земле лежит снег.

Логопед: Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов на вопрос, «Какой?» начните ответ со слова снег.

Дети: Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.

Логопед: Опишите небо. Какое оно? Начните ответ со слова небо.

Дети: Небо светлое, чистое, высокое.

Логопед: Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начинайте ответ со слова деревья.

Дети: Деревья голые, заснеженные.

Логопед: Что делают в парке люди?

Дети: Они гуляют, кормят птиц, вешают кормушки.

Логопед: Как они одеты? Почему?

Дети: Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.

Логопед: Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?

Дети: Детям нравится гулять в парке. Им весело.

  1. Упражнение «Телефон».

Логопед убирает картину с мольберта.

Логопед: Кого дети слепили на прогулке?

Дети: Они слепили снеговика.

Логопед: Давайте все вместе четко произнесем и прохлопаем это слово.

Дети: Сне-го-вик.

Логопед: А теперь дайте произнесем это слово по очереди, прохлопывая его.

Дети по очереди проговаривают и прохлопывают слово.

  1. Работа с раскраской.

Логопед раздает детям раскраски, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед: Послушайте загадку об одном из предметов.

                  Странная звездочка

                  С неба упала,

                  Мне на ладошку

                  Легла и пропала.

Дети: Снежинка.

Логопед: Почему вы так решили? Объясните.

Дети дают объяснения.

Логопед: А теперь дорисуйте снежинку по точкам. Нарисуйте еще несколько снежинок.

За хорошую работу все дети получают наклейки. Логопед убирает раскраски и карандаши.

  1. Упражнение «Снеговик».

Логопед приглашает всех детей пройти на ковер и сделать уже знакомые упражнение.

Давай, дружок, смелей, дружок,         ( Идут по кругу, изображая, будто катят            

Кати по снегу свой снежок.                                      перед собой снежный ком)

Он превратится в снежный ком,          ( «Рисуют» руками большой круг)

И станет ком снеговиком.                      («Рисуют» снеговика из трех комков)

Его улыбка так светла!                            ( Широко улыбаются)

Два глаза, шляпа, нос, метла.               (Показывают глаза, прикрывают голову

         ладошкой, дотрагиваются до носа, встают

        прямо, как бы держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка-                    ( Медленно приседают)

Увы!- и нет снеговика.                              (Разводят руками, пожимают плечами)

  1. Упражнение «Повтори за мной».

Логопед раздает детям зеркала, делает вместе с ними 2-3 раза упражнения из артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, а за тем отрабатывает отраженное произношение открытых слогов со звуком [ с ] и слов с ними.

  1. Упражнение «Вьюга».

Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Логопед:         

                                              Кто в трубе печной завыл?

        Кто ворота отворил?

        Кто там воет, завывает?

        Все дорожки заметает?

        Кто бросает снег в лицо,

        Наметает на крыльцо?

Дети: Это вьюга.

Логопед: Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек. Вот так.

Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно выполняется детьми 3-4 раза.

  1. Игра «Вьюга».

Логопед предлагает детям пройти к мольберту и помещает на нем картину с изображением вьюжного зимнего дня.

Логопед: Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?

Дети: Метель, буран, сильный ветер со снегом.

Логопед: Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [ у ] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

Логопед медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача была мягкой.

  1. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

Стою и снежинки в ладошку ловлю.   (Ритмичные удары пальцами левой руки,

                                                                          начиная с указательного, по ладони правой

                                                                          руки)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю             (Ритмичные удары пальцами правой руки,

                                                                       начиная с указательного, по ладони левой

                                                                         руки)

Но где же снежинки?         (На вопрос сжать кулаки,

                                     В ладошке вода.                                              На ответ- разжать)

Куда же исчезли снежинки? Куда?        (На первый вопрос сжать кулаки,

                                                                                                              на второй – разжать)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…          (мелкие потряхивания расслабленными

Как видно, ладошки мои горячи.                                                                   ладошками)

  1. Итог занятия.(оценка работы детей).

Логопед предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия на тему: "дикие птицы зимой"

в данном материале предоставлены дидактические игры по теме, загадки о диких животных....

Конспект открытого занятия по теме "Зима"

Представлено обощающее логопедическое занятие в подготовительной группе. В работу велючены: звуко-буквенный анализ слов, работа над предложением, составлений синквейнов и пр. Занятие проводится с през...

Конспект открытого занятия на тему "Зима - лето" по развитию речи с элементами ТРИЗ.

Конспект занятия на тему "Зима-лето" по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе....

Конспект открытого занятия по теме: «Зима. Активизация предметного словаря. Склонение существительных по падежам».

Занятие с использованием электронных образовательных ресурсов.Форма проведения: индивидуальная.Тема: ««Зима. Активизация предметного словаря. Склонение существительных по падежам.».Ц...

конспект открытого занятия на тему Зима в подготовительной группе

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ НА ТЕМУ «ЗИМА»...

Конспект открытого занятия по теме "Зимующие птицы"

Возраст воспитанников: старший дошкольныйВиды деятельсти: коммуникативная, познаваельно-исследовательская.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развит...

Конспект открытого занятия на тему «Зима»

Конспект открытого занятия "Зима"...