Конспект открытого занятия на тему "Зима - лето" по развитию речи с элементами ТРИЗ.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Максимова Альбина Васильевна

Конспект занятия на тему "Зима-лето" по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_triz.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Зима - лето» с элементами ТРИЗ.

Подготовила Максимова Альбина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 106 «Кораблик» комбинированного вида.

Программное содержание:

Обучающие: обобщить и систематизировать представление о периодах зимы и типичных зимних явлениях в природе; совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных); совершенствовать навыков слогового и звукового анализа слов; уточнение и активизация словаря по теме «Зима-лето».

Развивающие: развивать связную речь, координации речи с движением, зрительное внимание и восприятие, мышление, общую и тонкую моторику.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и любовь к природе.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за погодой, за птицами, заучивание пальчиковой гимнастики «Кормушка», физкультминутки, рассматривание иллюстрации, альбомов на темы: «Зима», «Лето», беседы о зиме, о лете.

Оборудование: ноутбук, презентация «Зима-лето» детали от конструктора, корзиночки.

Методы и приемы:

  1. Организационный момент
  2. Сюрпризный момент- письмо от Знайки.
  3. Составление рассказа о зимних явлениях.
  4. ТРИЗ «Хорошо-плохо».
  5. ТРИЗ «Наоборот».
  6. Рассказы детей о зимующих птицах.
  7. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
  8. Рассказы детей о зимующих зверей.
  9.  Слоговой и звуковой анализ слова «Зима».
  10. ТРИЗ «Скажи какая».
  11. Рефлексия
  12. Поощрения.

Ход НОД.        

Организационный момент. 

(Дети играют в группе. Воспитатель звенит в колокольчик.)

- Колокольчик звонкий мой,

Ты зови сюда друзей.

Собрались все вместе в круг,

Сколько здесь друзей вокруг!

А теперь пойдем на право (идут на право),

Повернемся мы на лево (идут на лево)

В центр круга соберемся, разойдемся,

И на место все вернемся.

- Предлагаю по традиции вспомнить правило:

Каждый день всегда везде, на занятиях, в игре,

Ясно внятно говорим и за речью мы следим.

(Воспитатель берет снежный ком и бросает ребенку. - Миша, за какими звуками ты следишь? –Ар –ар –ар на столе самовар.)

- Молодцы, а теперь поздоровайтесь с гостями (дети здороваются), улыбнитесь всем вокруг и присядем.

- Сегодня утром на мою электронную почту пришло сообщение. Хотите узнать от кого? (Ответы детей.)

- Тогда отгадайте?

- Этот маленький умный мальчишка.

Очень любит читать книжки,

В Цветочном городе он живет,

И его там уважает весь народ. 

- Угадали о ком загадка? (Плакат с портретом Знайки.)

- В Цветочном городе, где Знайка живет, никогда не бывает зимы, там круглый год лето. А недавно он узнал, что дети очень любят зиму. Ему очень захотелось узнать, почему дети любят зиму и просит рассказать.

- А вы любите зиму?

-За что вы любите зиму? (Ответы детей полным предложением: зимой можно играть снежки, кататься на санках, на лыжах, строить крепость, лепить снеговика, наблюдать за снегопадом, проводить опыты, снег растопить и поливать комнатные растения талым снегом, изготовить для украшения цветные льдинки, встретить Новый год, и Дед Мороз дарит подарки и т. д. Выставляет иллюстрации из серии «Зимние забавы» для обобщения о зиме.)

- Замечательно, как много вы знаете о зиме. Сколько хорошего бывает зимой! Предлагаю отправить Знайке вот такие открытки о зимних забавах.

- Ребята, я согласна с вами, что зима-это хорошо. Но ведь зимой можно и замерзнуть или поскользнуться на льду, а это плохо.

- Недавно в новостях передавали, что в Москве выпал очень большое количество снега и на дорогах люди замерзали, было много аварий.

Плохо было и у нас, когда был гололед. Тогда многие из вас не смогли дойти до детского сада, а я упала и ушиблась.

- Позавчера мы остались без прогулки, потому что был сильный мороз, мы могли отморозить щечки, нос или ручки. Сильные морозы и школьники в школах не учатся.

 Итог: -  Значит, выходит, что в зиме есть и хорошее, и плохое.

- Предлагаю поиграть игру «Наоборот». (Дети выходят на ковер.)

- Я буду говорить, что бывает летом, а вы что бывает зимой. Предлагаю всем встать около стульчиков, если отгадаете, то сядете, а потом наоборот – нужно встать. (Дети подбирают слова антонимы.)

- Летом день длинный, а зимой - короткий.

- Летом солнце высоко, а зимой -  солнце низко.

- Летом гуляют на улице много, а зимой – мало.

- Летом птицам сытно, а зимой – голодно.

- Зимой рябина сладкая, а летом кислая.

- Летом - жарко, а зимой – холодно.

- Зимой – деревья голые, а летом на деревьях листья.

- Зимой земля покрыта снегом, а летом травой..

- Замечательно, справились с заданием на отлично!

- Предлагаю еще Знайке рассказать о птицах, которые зимуют с нами и как заботитесь о них.

- Предлагаю сначала поиграть с пальчиками и вспомнить зимующих птиц?

(Пальчиковая гимнастика «Кормушка».)

- Сколько птиц к кормушке нашей 

Прилетело? Мы расскажем. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Две синицы, воробей, (Загибают по одному пальчику.)

Шесть сорок и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

- Каких зимующих птиц вы знаете?  (Ответы детей: дятел, воробей, голубь, ворона, сорока, синица.

- Расскажите Знайке почему зимующие птицы не улетают на юг, чем они питаются зимой?

(Ответы детей: находят кроши, питаются семенами растений.)

- Как вы заботитесь о птицах? (Сделали кормушки, подкармливаем их семечками, пшеном, кусочками сала.

Итог: - чтобы Знайка смог рассказать своим друзьям коротышкам о зимующих птицах, тоже отправим открытки.

- Предлагаю поразмяться еще.

Физкультминутка «Зима - лето».

-По команде «Зима» вы должны сесть на корточки и хлопать себя и греться, а по команде «Лето» вы встаете и выполняете подскоки.

- Предлагаю пройти за столы, где мы продолжим наши игры.

- Мы сегодня много говорили о зиме, а сколько слогов в слове зима еще не говорили? (Ответы детей: два слога.)

 - А звуков сколько в слове зима? (Ответы детей: четыре звука. Количество звуков выкладывают с помощью деталей конструктора.)

- Какой первый звук, и что можно рассказать об этом звуке. (Ответы детей: первый звук «з», он согласный, твердый, звонкий отмечаем его синим цветом; звук «и» гласный, поющий, отмечаем красным цветом; звук «м» согласный, твердый, звонкий, отмечаем синим цветом; звук «а» гласный, поющий, отмечаем красным цветом.)

- Отлично справились, молодцы.

А теперь все встали за спинки стульчиков (Динамическая пауза.)

Посмотрели на голубой круг, на красный квадрат, на зеленый прямоугольник, посмотрели на часы, посмотрели на доску (на доске появляются символы предлогов), спрятались под стол, встали впереди стола, встали на стул, встали за стол и сели.

- Ребята, посмотрите какой красивый паровозик, но почему-то без вагонов. Предлагаю собрать вагоны из слов. Я скажу:

(ТРИЗ «Скажи какая» Кто из детей найдет подходящее определение добавляет вагончик из конструктора.)

- Зима какая? (Ответы детей: холодная, морозная, снежная.)

- А что бывает снежным? (Ответы детей: снежный человек, снежный ком, снежная горка.)

- А какие бывают горки? (Ответы детей: высокие, большие, ледяные.)

- А что бывает ледяным? (Ответы детей: сосулька, горка, лед.)

- Предлагаю посчитать вагончики и порадовать его аплодисментами.

- Ребята, какие вы молодцы!

Итог: - Вы очень меня порадовали своими знаниями.

Рефлексия.

- Предлагаю поделится и вам своими впечатлениями и рассказать, что вам больше понравилось, что вдохновило, порадовало.  А может быть, что –то удивило или огорчило? (Ответы детей.)

- Молодцы.

- Ребята, если вам сегодня было интересно, и вам понравилось, то посадите на полянку красные цветочки. А если вам что-то не понравилось, то желтые цветочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для воспитателей по развитию речи /патриотическое воспитание/ в средней группе «защитники отечества»

Цель: Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине; воспитывать уважение к воинам – защитникам Отечества; формировать интерес к различным родам войск; дать знания о Российской а...

Конспект открытого занятия для родителей по развитию речи во второй младшей группе «Расскажу-ка я сказку «Три поросёнка»»

Тема: «Путешествие по сказочной стране»Задачи:- помочь детям вспомнить знакомых персонажей сказки и сказку используя загадки, элементы игр – драматизации;- создать условия для диалога, активизир...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: «В музее головных уборов»

Цель:  создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ.Задачи: 1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.2. Создать условия для р...

Конспект открытого занятия с детьми по развитию речи

Знакомство с понятиями "звук", "буква"; терминами "речь", "слово", "предложение"...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе...

Конспект открытого занятия для педагогов по развитию речи, мотивации речевой активности во второй младшей группе Путешествие в Игроград" по методике Е. Железновой" Музыка с мамой"

Конспект открытого занятия для педагогов по развитию речи, мотиваци и речевой активности во второй младшей группе"Путешествие в Игроград" по методике Е. Железновой" Музыка с мамой...