Интегрированное занятие "Зимние истории"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Невзорова Ирина Владимировна

 

«Зимние истории»

Наш д/с работает по «Истокам»  примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Педагогический процесс в д/cстроится в настоящее время на основе комплексно-тематического планирования, а в логопедических группах эта работа велась систематически и раньше. Поэтому своё занятие я построила в рамках работы над лексической темой «Дикие животные зимой».

Занятие интегрированное, поэтому оно позволило решить задачи многих образовательных областей (направление познавательно-речевого развития.

Познание – формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений, речевая коммуникация.

Физическое развитие (безопасность)

Занятие идёт в быстром темпе, со сменой деятельности, поэтому не требует включения дополнительно физкультминуток.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание непосредственной образовательной деятельности

 

интеграция образовательных областей:

Познание:

Цели и задачи:

- Формирование целостной картины мира

- развитие элементарных представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособлении к среде обитания зимой;

 - формирование интереса к окружающему миру, реалистических представлений о природе.

 

Цели и задачи:

- Формирование элементарных математических представлений

- различение количественного и порядкового счета (в пределах восьми);

- ориентирование в пространстве группы
( используя план);

- развитие пространст-венного воображения, аналитико- синтетиче-ской  функции мышле-нии (геометрическая игра-головоломка
«Танграм»).

 

Цели и задачи:

- Коммуникация

- способствовать взаимодействию со сверстниками в совместной деятельности, учить работать в паре, подгруппе, распределять обязанности;  

- способствовать совершенствованию словаря детей;

- поощрять стремление к грамматической правильности речи;

- совершенствовать структуру предложений;

- совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение, интонационную выразительность речи.

 

 

Безопасность:

Цели и задачи:

(Физическое развитие):

- учить правильно вести себя на природе, понимать состояние и поведение животных, правила обращения с ними. 

 



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад комбинированного вида № 2305


3-й Митинский переулок, д. 6, корп. 2


Тел/факс: 753-32-02


Непосредственно образовательная совместная деятельность педагога

с детьми старшего дошкольного возраста

«Зимние истории»

(интегрированное занятие)

Подготовила и провела

воспитатель высшей квалификационной категории

 Невзорова Ирина Владимировна

Москва  2012 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дикие животные наших лесов зимой»


Предварительный просмотр:

Оборудование

1. План – схемы части групповой комнаты (планшеты – 8 шт.).

2. Карточки – изображения частей животных (морда, хвост) белки,

зайца, кабана, лисы, волка, рыси, оленя, лося. (8 шт.).

3. Карточки – изображения животных (тех же). – 8 шт.

4. Наборное полотно (2 шт.)

5. Игровизоры и листы с заданиями – лабиринтами (по 8 шт.)

6. Мяч

7. Геометрические головоломки «Танграм», карточки-схемы к ним

    (по 8 шт.)                                                                

8. Карточки – изображения жилищ диких животных (8 шт.)

9. Карточки – изображения следов диких животных (на снегу) 8 шт.

Примечание: работа на занятии ведётся с подгруппой детей

(8 чел.)

Дикие животные наших лесов, которые зимой спят (медведь, ёж, барсук) не рассматриваются.  

Ход занятия

Воспитатель:

Воспитатель: Какое сейчас время года? Какой месяц? (дети отвечают)  Все люди почувствовали, как холодна и морозна бывает наша зима.

А каково зимой диким животным в лесу? Какая у них главная забота сейчас, как вы думайте? (ответы детей)

Ребята, сегодня нас ждёт много интересного. (действие в воображаемой действительности).

В нашей группе кто-то спрятался, а кто же это, мы узнаем, когда по плану найдём карточки-подсказки, а в конверте изображение того, кто спрятался именно в этом месте. (Дети находят по плану сначала карточки-подсказки с изображением частей животного:

(уши, хвост, морда) и назвав их (притяжательные прилагательные), открывают конверт с карточками-изображениями диких животных наших лесов, (зайца, белки, лисы, волка, рыси, кабана, лося, оленя).

Пример. Это заячьи уши. Это заячий хвост. Это заячья морда. Здесь спрятался заяц.

Воспитатель:

А сейчас мы поиграем в игру «Кто на каком месте?» (Дети выстраиваются в одну линию; напротив, на столе, на подставках - карточки-изображения животных)

Воспитатель:

По порядку рассчитайтесь! (Дети по очереди называют свой порядковый номер)

Воспитатель:

А теперь по очереди называйте каким по порядку стоит животное. (Дети называют: Заяц первый, кабан второй, лиса третья и т.д.)

Воспитатель:

Просит подойти детей к столу и организует игру «Кого не стало». (на столе разложены карточки-изображения диких животных, дети их рассматривают, затем воспитатель убирает сначала одну, затем две, три карточки с изображениями (дети при этом отворачиваются). Дети отгадывают, кого не стало.

(Пример. Не стало лисы. Не стало оленя и т. д.)

Воспитатель:

Зимой в лесу тяжелее всего живется пугливому зайчишке. В поисках пищи он забегает очень далеко. Да и лисы очень боится, путает следы. Давайте поможем нашему зайцу вернуться в свой родной лес. (Воспитатель предлагает детям пройти к столам, на которых лежат планшеты – игровизоры, под прозрачными пластиковыми экранами которых находятся листы – лабиринты.

Дети отмечают путь выхода из лабиринта сначала визуально, затем с помощью маркера, если сделана неверная линия, с помощью салфетки она убирается. Проверка выполнения задания в парах: рядом сидящий проверяет правильность выполнения задания своего товарища).

Воспитатель:

Приглашает детей стать в круг. (Показывает детям большой «снежок» - мяч, оклеенный белой бумагой). Узнать больше о жизни диких животных зимой нам поможет волшебный «снежок». Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав.

Проблемные вопросы

 – Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (волк, лиса, кабан, рысь)

– Кто из диких животных ниже лисы, но выше белки? (заяц)

– Утепляет ли заяц свою нору к зиме? (нет, её у него нет).

– Почему белки чаще селятся в хвойных лесах? (белки питаются семенами шишек хвойных деревьев – ели, сосны, кедра)

– Как хвост лисе помогает? (в сильный мороз она им укрывает лапы и нос; заметает следы)

– Почему зимой волки сбиваются в стаи? (так легче охотиться)

Воспитатель:

В следующем задании встретятся вместе непримиримые враги - заяц и лиса. Как это случится, вы узнаете, если выложите изображения лисы и зайца, используя геометрическую головоломку «Танграм». (дети выкладывают изображения лисы и зайца; причем на одном столе у одного ребенка – изображение зайца, у другого – изображение лисы).

Воспитатель:

Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные. Мы их сейчас все внимательно рассмотрим, а потом по цепочкам следов найдём места, где прячутся животные в зимнюю стужу.

(Карточки – изображения диких животных и соответствующих схематических изображений их следов прикрепляются к столам, стульям, полкам групповой мебели двусторонним скотчем. По ковру воспитатель разбрасывает карточки со схематическим изображением «следов» животных, а в конце каждого «следа» кладет перевернутую лицевой стороной вниз карточку – изображение жилища дикого животного (места, где животное прячется в непогоду). Дети внимательно рассматривают карточки – подсказки и определяют, где чей след.

- Это кабаний след.

- Это лисий след  и т.д.

(Воспитатель проверяет правильность выполнения задания (визуально многие следы похожи) и в случае правильного ответа открывает карточку – изображение жилища (логово, нора, ямка под кустом, лёжка, дупло и т.д.)

На  этом занятие можно закончить, но если позволяет время (интегрированное занятие можно идти до 35 мин. в старшей группе) можно предложить детям ещё одно задание.

Воспитатель: (Предлагает детям пройти к столам)

Пугливый заяц часто прячется; то за кустик, то за дерево. Но иногда, когда нет опасности, весело прыгает и резвится. Вот и наш зайчик таков: то он за деревом, то перед ним. Заштрихуйте предмет, чтобы наш заяц был за деревом (часть детей на своих листочках заштриховывают силуэт дерева), или перед деревом (часть детей   заштриховывает силуэт зайца). Направление штриховки на листочках задано.

В конце занятия воспитатель задает детям вопросы.

Рефлексия – Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

- Как человек может помочь диким животным зимой? (лесник раскладывает на полянах подкормку - сено, соль)

- А как вы можете помочь белочкам, живущим в нашем лесопарке? (повесить кормушки с орешками, шишками, сухими грибами)

В качестве сюрпризного момента детям был предложен видеопросмотр презентации «Дикие животные наших лесов зимой» (прилагается) – во второй половине дня.

 

 

 

               



Предварительный просмотр:

Презентация

«Дикие животные

наших лесов зимой»

Слайд 1 – название

Слайды 2,3 – заяц

Слайды 4,5 – белка

Слайды 6,7 – лиса

Слайды 8,9 – волк

Слайды 10,11 – кабан

Слайды 12,13 – лось

Слайды 14,15 – рысь

Слайды 16,17 – олень

Слайды 2,3 – о зайце.

Осенью заяц меняет серую шубку на белоснежную, тёплую и пушистую. На белой скатерти снегов его ни охотник, ни волк, ни лиса не заметят. «Бел, потому и цел» – примечает народ. Домика и зайца нет, он укрывается от зимней стужи, зарывшись в пушистый снег под кустами сделав в нём ямку. Днём зайцы спят, а ночью выходят на кормёжку. У зайчишки острые зубы, которыми он, как ножницами срезает кору с деревьев.

Слайды 4,5 – о белке.

Белочка – чудесный, грациозный, проворный зверёк! Смотришь на неё и на душе становится радостно. К зиме её мех становится серебристо-серым, густым и теплым. Но главная гордость белочки пушистый хвост. Им она укрывается в холодные ненастные дни, хвост помогает ей при прыжках с ветки на ветку. Белка живёт в дуплах старых деревьев – их выдалбливают дятлы, а если не находит дупла, строит гнездо из тонких прутиков сама – его называют гайно. Белочка – совсем беззащитный зверёк. В лесу у неё много врагов. На деревьях – ястребы, совы, филины. На земле - лиса, горностай, куница. От врагов она спасается среди густых ветвей и в дуплах. Белка любит лакомиться орехами, семечками хвойных деревьев – кедра, сосны, ели; ягодами, плодами деревьев и кустарников, грибами, почками деревьев.

Слайды 6, 7 – о лисе.

Про лису в народе говорят «Лиса – всему лесу краса». В русских сказках её называют «лисичка-сестричка», «Лиса Патрикеевна»,

« Кумушка-Лиса». С наступлением зимних холодов лисий мех становится пышней и теплей. Днём лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Ночью лисица выходит на охоту. Зимой её добычей часто становятся мыши – полёвки. Она чувствует своим острым нюхом их запах сквозь толщу снега, ударяет о снег лапами и подпрыгивает – лиса мышкует.

Лисица и за зайцами охотится. Спрячется за золотистым стволом старой сосны и ждёт, не выскочит ли из-за куста неосторожный зайчишка. Опасный враг рыжей кумушки лисы - волк. В тех лесах, где много волков, лисы почти не водятся.

Слайды 8, 9 – о волке.

Зимой волки сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи – так легче охотиться. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Когда волки воют, они сообщают, что лесная территория занята их стаей. К зиме волчья шерсть становится гуще и пышнее, но цвет свой не меняет, так и остаётся серебристо-серой. Днём серые разбойники прячутся в глухих местах, лесных чащобах, в своих глубоких норах - логовах, а ночью выходят на охоту. Всей стаей волки охотятся на крупных животных – оленей, лосей, кабанов.

Слайды 10, 11 – о кабане.

Кабан внешне чем-то похож на домашнюю свинью, но тело его покрыто густой серо - бурой щетиной, у самцов – большие клыки. Глаза ночью светятся темно – красным цветом. Держатся кабаны вместе небольшими стадами, семействами. Их называют гуртами. День кабаны проводят на лёжке в глухом уголке леса – они раскапывают снег до земли и ложатся на слой веток, мха и травы. Зимой кабанам очень тяжело кормиться, корма привычного для кабана – опавших плодов, желудей, червяков и насекомых – нет. Поэтому зимой кабаны очень мало кормятся, они живут за счет жировых запасов.

Слайды 12, 13 – о лосе.  

Лося называют ещё сохатым. Это крупные животные, с большими рогами. Держаться они небольшими стадами. Зимой кормятся днём, а ночью почти всё время остаются на лёжке. Лоси сильно вытаптывают снег на участке, охотники это место называют «стойбищем». Питаются лоси зимой ветками и корой деревьев и кустарников. Часто зимой от холода лоси зарываются в снег почти полностью, торчит только голова и холка – так лосю теплее.

Слайды 14, 15 – о рыси.

Рысь – довольно крупный зверь с кисточками на ушах и коротким  хвостом. Рысь – крупная кошка. Живёт в сильно заросших глухих лесах, где под корнями упавших деревьев, иногда – в низко расположенном дупле, в пустотах между камнями, устраивает себе логово. Рысь – хищник, охотится на птиц, зайцев, лисиц, косуль и оленей. Нападает с прыжка: с земли или с дерева.

Слайд 16, 17 – об олене.

Олень – красивое животное. В наших лесах олени зимой собираются в стада на оленьих стойбищах, которые они делают в небольших лесах, где много тропинок. Жилища у них как такового нет. Зимой питаются стеблями и корой кустарников, хвоей ели и сосны, желудями и орехами. Главный враг оленя – волк. Защищаются олени от врага копытами и рогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия (экология, развитие речи, математика, логоритмика, труд) "История про осликаИа"

Занятие проходит в виде посещения осликом сада - огорода у друга. Про эту историю рассказывает педагог. Дети принимают участие во всех событиях этой истории (дидактические, словесные игры, физминутка,...

Конспект интегрированного занятия «История возникновения Олимпийских игр»

Интегрированное занятие cиспользованием презентации. ...

Интегрированное занятие "История бумаги".

Задачи:-познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и её качества, рассказать о её назначении и изготовлении;-дать знания о свойствах бумаги, делать опыты с бумагой;-активизиро...

Конспект интегрированного занятия «История возникновения поселка «Северный Коммунар»

Конспект интегрированного занятия «История возникновения поселка «Северный Коммунар»...

Конспект интегрированного занятия "История возникновения часов" в подготовительной к школе группе

Обучение дошкольников истории возникновения часов, знакомство с разновидностями часов, обретения навыка определения времени....