Проект "Игра - инициатива взрослого"
материал по логопедии на тему

Описание проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opisanie.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА -  ИНИЦИАТИВА ВЗРОСЛОГО.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА:

1. Роль игры в развитии и воспитании ребёнка.

2. Классификация игр. Характеристика основных видов игры. Дидактические игры в работе учителя-логопеда,  направленные на коррекцию и развитие речи дошкольников:

2.1. Причины использования дидактических игр.

2.2. Структурные составляющие дидактической игры.

2.3.  Основные функции дидактических игр.

2.4. Условия, необходимые для организации и проведения дидактической игры.

2.5. Три основных вида дидактических игр (фотографии, видеозаписи, библиографические ссылки).

2.6. Поэтапное распределение игр.

2.7. Значение игры для психического развития дошкольника.

3. Заключение.

4. Библиографический список.

1. Роль игры в развитии и воспитании ребёнка.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,– это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

Вторая особенность игры заключается в том, игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Следующая особенность игры – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре.

Игра всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.

Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию.

Л.С.Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности . В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.

2. Классификация игр. Характеристика основных видов игры.

Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

I.Игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры:

1)экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры,

 2)сюжетно-образовательная,

3)сюжетно-ролевая,

4) режиссерская и театрализованная.

Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности.

II. Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью.

Второй класс игр включает игры:

1)обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие),

2)  досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные.

Эти игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи. Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры, способствуют усвоению социальных норм и правил.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

2.1. Причины использования дидактических игр.

Использование дидактических игр как средство обучения дошкольников определяется рядом причин:

1) Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2) Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно.

3) Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

2.2. Структурные составляющие дидактической игры.

 Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

 1)дидактическая задача;

 2)игровые действия;

 3)правила игры;

 4)результат.

 Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность.

Дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

2.3. Основные функции дидактических игр.

Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:

1) Функция формирования психических новообразований.

2) Функция формирования собственно учебной деятельности.

3) Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

4) Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

2.4. Условия, необходимые для организации и проведения дидактической игры.

Таким образом, дидактическая игра – сложное, многогранное явление. Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

1) Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

2) Выразительность проведения игры.

3) Необходимость включения педагога в игру.

4) Оптимальное сочетание занимательности и обучения.

5) Средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

6) Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

2.5. Три основных вида дидактических игр.

 Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

 1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);

 2 – настольные печатные;

 3 – словесные игры.

III. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

2.6. Поэтапное распределение игр.

Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на занятии. В начале занятия цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине занятия дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце занятия игра может носить поисковый характер. На любом этапе занятия игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе занятия, а также на занятиях разного типа.

2.7. Значение игры для психического развития дошкольника.

 Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка.

3. Заключение.

Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления, развивает и корректирует речь.

Библиографический список.

1. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Журнал "Психологическая наука и образование",- М.,2005

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология. – М., изд-во Моск. Ун-та, 1992 г.

3. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника// под ред.Субботиной Л.Ю. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001г.

4. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224с.

5. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи / О.И. Лазаренко, Е.Б. Спорышева. – М.: Яйрис-пресс, 2007. – 96с.: ил.+вкл. 8с.

6. Уроки логопеда. Игры для развития речи / Автор-составитель Е.М.Косинова. – М.: издательство «Эксмо», 2004. – 174 .: ил.

7. Говорю красиво: для детей 6-7 лет / Н.В. Володина; под ред. М.А.Зиганова. – М.: Эксмо, 2008. – 144с.: ил.

8. Ю.Соколова. Игры и задания на готовность к школе ребёнка 6-7 лет.- М.: Эксмо, 2007. – 64с.: ил.

9. Уроки логопеда. Исправления нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2007. – 120с.: ил.

10. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4. – М.: Гном и Д, 2007. – 48с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт игровой деятельности (занятия) в старшей группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство цветов или волшебные игры Феи Бусинки»

Данная работа представляет собой конструкт занятия с использованием развивающей методики "Бусоград" (автор - Родина М.И.). Данная методика актуальна своей новизной и соответствием всем требованиям ФГО...

Конструкт игровой деятельности (занятия) в подготовительной к школе группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство музыки или волшебные игры Феи Бусинки»

Конструкт игровой  деятельности (занятия) в подготовительной к школе группе( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого)«Игротека Бусоград»Тема: «Путешествие в царс...

Игровая деятельность (интеллектуально - творческая игра по инициативе взрослого)

Методическая разработка для группы раннего развития....

Игровая деятельность (интеллектуально - творческая игра по инициативе взрослого)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук посредством работы с бусами.Задачи:Воспитательные:-воспитывать личностные качества: внимательность, терпеливость, сообразительность;-воспитывать положит...

«Бусоград» Интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого с детьми ЗПР, в средней группе на тему: «Цветочная поляна для бабочек».

Интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого в средней группе.Тема: «Цветочная поляна для бабочек» Цель: развитие фантазии, творчества и приобретение социального опыта...

Подвижная русская народная игра (по инициативе взрослых, с готовыми правилами) «Горшки»

Народные подвижные игры способствуют выполнению дисциплины, воли, , а также приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физическо...

"Рисунок для зайчика" Конспект занятия по инициативе взрослого с детьми младшей группы.

Конспект занятия по инициативе взрослого с детьми младшей группы. Учить обводить предмет по контуру; Закреплять знания о цвете; упражнять умению правильно держать кисть при закрашивании; формиров...