Перспективный план логопедической работы в старшей группе с ОНР
календарно-тематическое планирование (логопедия, старшая группа) по теме
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа).Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_plan_onr._starshaya_gruppa.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение, детский сад общеразвивающего вида второй категории №
«Согласованно» «Утверждаю»
Старший воспитатель Заведующий МДОУ
Перспективный план логопедических работы с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи
2010 – 2011 учебный год
Учитель-логопед: Черкашина И.В.
.
Список детей:
№ | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | Адрес | Речевое заключение |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. |
Пояснительная записка
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
* подготовку к овладению диалогической формой общения;
* практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
* усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
* преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» — «спит», «пей» — «пьет»);
* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
* усвоение навыка составления короткого рассказа.
Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:
* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);
* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;
* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;
* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Третий период — апрель, май, июнь
Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
Содержание данных занятий включает в себя:
* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);
* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;
* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);
* уточнение значений обобщающих слов;
* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;
* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
* составление разных типов предложений:
а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;
в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);
* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);
* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);
* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).
фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:
1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);
3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».
Месяц | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
Сентябрь | Детский сад | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Составление простых предложений, определение порядка следования слов в предложении. Развитие внимания и зрительно-моторной координации | Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям |
Овощи | Формирование фонематического восприятия | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных | Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем» | |
Октябрь | Фрукты | Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава | Усвоение категории родительного падежа единственного числа; образование множественного числа существительных; составление предложений по картинкам | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Рассказ-описание «Лимон» |
Сад – огород | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Согласование существительных с глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: в, на; отработка падежных окончаний имен существительных множественного числа | Составление рассказа – описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко» | |
Грибы | Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава | Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже | Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» | |
Осень | Формирование фонематического восприятия | Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски | |
Ноябрь | Перелетные птицы | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; усвоение категории родительного падежа; усвоение глаголов с разными приставками | Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма по демонстрируемым действиям |
Лес | Формирование фонематического восприятия | Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около. Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы) | Составление описательного рассказа «Что можно увидеть в лесу?» по серии сюжетных картинок | |
Игрушки | Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава | Учить образовывать относительные прилагательные от существительных; усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени | Составление короткого рассказа-описания «Кукла» | |
Одежда и обувь | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложно-подчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок | |
Декабрь | Посуда | Уточнение артикуляции и произношения звука [а] | Усвоение употребления имени существительного в категории родительного падежа с предлогом из. Усвоение употребления существительных в категории творительного падежа с предлогом с. Усвоение образования прилагательных. Закреплять умение употреблять предлоги из, с | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» |
Продукты питания | Уточнение артикуляции и произношения звука [у] | Усвоение категории творительного падежа, усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из. Развитие познавательного интереса | Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам | |
Зима | Уточнение артикуляции и произношения звука [и] | Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Учить подбирать глаголы к существительным по теме. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Усвоение навыка составления короткого рассказа. | |
Новогодний праздник | Уточнение артикуляции и произношения звука [о] | Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения | Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику | |
Январь | Зимующие птицы | Уточнение артикуляции и произношения звука [э] | Закрепление понятий «одушевлённый/неодушевлённый». Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря | Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы |
Дом и его части | Уточнение артикуляции и произношения звука [м] , [м’] | Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных | Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа | |
Февраль | Мебель | Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п’] | Закрепление употребления предлогов на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предме ты по их различным или сходным качествам (стул -кресло). | Рассказ – описание «Стул». Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. |
Транспорт | Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б’] | Усвоение глагола «ехать» с разными приставками. Закреплять умение согласовывать имена существительные с глаголами. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро — медленно, дале ко — близко) | Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа. | |
Части тела | Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т’] | Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица | Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. | |
Домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д’] | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря | Рассказ «Найда». Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам | |
Март | Дикие животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к’] | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме | Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит» |
Дикие и домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г’] | Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилага тельных (лисий хвост, вол чьи зубы) | Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ – сравнение «Лошадь и белка» | |
Дикие животные холодных стран | Уточнение артикуляции и произношения звука [с] | Усвоение категории дательного падежа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Составление сложных предложений с союзом а. | Составление рассказа – сравнения «морж и ёж» по картинкам и вопросам логопеда | |
Дикие животные жарких стран | Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с] | Выделение четвертого лишнего. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются | Рассказ – описание «Слон». Формирование навыка составления короткого рассказа. | |
Апрель | Профессии | Дифференциация звуков [с] и [з] | Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы |
Наш город | Уточнение артикуляции и произношения звука [ш] | Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке» | |
Весна | Дифференциация звуков [с] и [ш] | Учить составлять предложения с союзом потому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения | Составление рассказа о весне по вопросам логопеда | |
Насекомые | Уточнение артикуляции и произношения звука [л] | Четвертый лишний. Учить употреблять предлог под, развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ «Сороконожка» | |
Май | Хлеб | Уточнение артикуляции и произношения звука [р] | Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам | Драматизация сказки «Колобок». Кукольный театр |
Лето | Дифференциация звуков [р] и [л] | Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени | Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине |
Список литературы:
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)
2. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.» (М.: «Мозаика-Синтез», 2005.)
3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия.» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
5. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)
6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план логопедической работы в старшей группе
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН логопедической работы в речевой группе с ОНР (Iгод обучения) в МДОУ «Детский сад №230» «Ромашка» 2008– 2009учебный год ...
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе с ФФНР
В данном материале представлено перпективное планирование коррекционной работы в старшей группе для детей с ффнр ....
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе
Коррекционная часть программы ДОУ для детей с общим недоразвитием речи (старшая группа)...
«Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ в старшей группе: «ВСЕЗНАЙКИ» — «Умелые ручки»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ в старшей группе: «ВСЕЗНАЙКИ» — «Умелые ручки»...
Перспективный план логопедических занятий в старшей группе компенсирующей направленности на 2017-2018 учебный год
Материал будет полезен практикующим логопедам дошкольных учреждений....
Комментарии
Спасибо, хороший план!
Спасибо, Ирина, хороший план
Спасибо, Ирина, хороший план