Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Сябрюк Марина Константиновна

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_korrektsionnoy_raboty.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план  коррекционной работы

 учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности

для детей с нарушениями речи (старшая группа).

Развитие

лексико-грамматических средств языка

Формирование умения  вслушиваться в обращенную речь.
Формирование умения  выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.
Формирование умения  преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени  (
спи — спит, спят, спали, спала).
Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
Обучение детей использованию в самостоятельной речи притяжательных местоименияй
«мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах.
Обучение детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (
на-, по-, вы).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Закрепление  у детей навыка составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:
• существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение:
«Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»;
• существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах:
«Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».
Формирование навыка составления короткого рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Уточнение у детей произношения сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].
Вызывание отсутствующих звуков: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.

Формирование умения у детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Формирование умения у  детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (
Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа.

Лексические темы

"Овощи", "Фрукты", "Сад-огород", " Осень", "Деревья", " Грибы ", "Игрушки", "Человек","Посуда",

"Продукты питания".

I период: сентябрь, октябрь, ноябрь

II период: декабрь, январь, февраль, март

Формирование лексико-грамматических средств языка

Уточнение представлений у детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.
Формирование умения у детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания (
«лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).
Формирование умения у детей различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам
«Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
Упражнение  в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»).
Формирование умения у детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа:
«идет» — «иду» — «идешь» — «идем».
Формирование умения у детей использовать предлоги
«на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширение навыка построения разных типов предложений.
Формирование умения у детей детей распространять предложения введением в него однородных членов.
Формирование умения у детей составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Формирование умения у детей составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

Формирование произносительной стороны речи

Закрепление  навыка правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.
Вызывание отсутствующих и исправление искаженно произносимых звуков, автоматизация  их на уровне слогов, слов, предложений.
Закрепление  навыка практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. Формирование фонематического восприятия .

Коррекция следующих  звуков: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].

Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.
Определять наличие звука в слове.

Лексические темы

"Одежда", "Мебель", "Зима, зимние забавы", "Новый год","Зимующие птицы", "Дикие животные"

"Домашние животные", "Домашние птицы","Животные Севера", " Наш город ","23 февраля. День защитника Отечества","8 марта. Женские профессии", " Семья", "Профессии".

III период: апрель, май, июнь

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закрепление  навыка  употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.).
Закрепление  навыка  образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (
-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян).
Формирование умения образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (
«волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-.

Формирование умения употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).
Уточнение значения обобщающих слов.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Формирование  навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
• с основой на твердый согласный (
«новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.);
• с основой на мягкий согласный
(«зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.).
Расширять значения предлогов:
купотребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах.
Формирование умения составлять разные типы предложений:
• простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
• предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;
• сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия

 (я хочу, чтобы!..).
Формирование умения преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (
«встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»).
Формирование умения определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (
«два» — «три» — «четыре»).
Формирование умения выделять предлог как отдельное служебное слово.
Развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий (
«Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»).
Закрепление  навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).
Формирование умения составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Формирование произносительной стороны речи

Использование в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.
Формирование умения дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]).

Лексические темы

"Транспорт", "Перелетные птицы", "Животные жарких стран", "Весна", "9 мая. День Победы", "Родина", "Насекомые", "Цветы".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Великий праздник – День Победы»

Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной войнеЗадачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 19...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка".

Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка"....

Тематическое музыкальное занятие "Весенние сельскохозяйственные работы" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Тематическое занятие с элементами логоритмики, направленное на развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей 5-6 лет, (ОНР). Закрепление темы происходит с помощью авторской интеракти...

«Как правильно организовать коррекционный час в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи»

Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса....