Музейная педагогика в коррекционно-логопедической работе
методическая разработка по логопедии на тему
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. К сожалению, дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с каждым годом становится больше. Причины ТНР разные, но самое главное, наши дети отстранены от окружающей действительности. Они хорошо знают, что такое смартфон и компьютер, но при этом затрудняются назвать элементарные предметы. Работая на логопедической группе на протяжении нескольких лет, мы искали эффективные пути коррекции речи у детей. И пришли к выводу, что для детей с речевыми проблемами, окружающая среда должна стать источником развития.
Наше дошкольное учреждение является экспериментальной площадкой по применению музейной технологии в детском саду, которая направлена на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности. Поэтому, мы пришли к необходимости использования в коррекционной работе элементов музейной технологии- создание мини-музеев в коррекционной группе. А мини - музей - одна из эффективных моделей развивающей предметно - пространственной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель организации мини-музея в логопедической группе - cоздание оптимальных условий для развития гармоничной личности дошкольника и системной подготовки детей к обучению в школе.
Построение диалогического взаимодействия взрослого и ребенка в музейной среде способствует развитию у детей исследовательской, познавательной, созидательной деятельности и является эффективным средством реализации образовательной программы ДОУ, частью которой является коррекционно-логопедический блок, включающий в себя следующие направления: развитие словаря, усвоение лексико-грамматических форм языка, закрепление правильного произношения звуков , развитие связной речи и коммуникативных навыков.
Включение мини - музеев в коррекционный процесс возможно только при планомерном и систематическом руководстве воспитателя и логопеда.
Несмотря на разнообразие мини-музеев, можно выделить ряд принципов, которые следует учитывать при организации этих элементов развивающей среды:
Принцип интеграции. Мини-музеи создаются с учетом содержания образовательной программы ДОУ, логопедического блока программы и помогает реализовать общие и коррекционные задачи.
Принцип деятельности и интерактивности. При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу
Принцип научности. Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном научном уровне.
Принцип природосообразности. При организации мини-музеев необходимо учитывать психо-физиологические особенности детей разного возраста и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип гуманизации. Реализация принципа гуманизации требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок — педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей детского сада периодически меняется: по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.
Принцип безопасности.
Создание мини-музеев может стать отдельным проектом и включает в себя 2 этапа:
- Подготовительный этап.
- Практический этап.
В начале работы дети, воспитатели вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Логопед и воспитатели заполняют карту коррекционных задач, которые должны быть решены при посещении мини – музея. Предлагаю вашему вниманию образец карты речевых задач мини – музея “Бабушкина елка”:
Лексика |
Грамматический строй речи |
Связная речь |
1.Активизация предметного словаря: -шар, шишка, гирлянда, фонарик, мишура, свечка… 2.Активизация словаря признаков: качественные прилагательные -красивая, блестящая,новая…цвет (красная, желтая) 3.Активизация глагольного словаря: -повесить, снять, висит, блестит, сияет… |
1.Образование окончаний существительных в Р.П. мн.ч.: - много шишек, много шаров... в Т.п. мн. ч.:украшаем бантиками, шарами, гирляндами… 2. Образование относительных прилагательных: -стеклянная, бумажная, пластмассовая…. 3.Употребление предлогов: -повесили на елку, сняли с елки, положили под елку, достали из-под елки… |
1. Cоставление рассказа из коллективного опыта “Украшаем елку”. 2. Cоставление рассказа сравнения двух елочных игрушек. 3. Составление творческого рассказа “Путешествие елочной игрушки”. |
На втором практическом этапе взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группе. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагают, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
Тема организуемого мини-музея может определяться тематическим планированием на данной речевой группе, интересами ребенка и спонтанно.
Так в нашей группе в рамках лексической темы “Посуда” был организован мини-музей “Декоративной посуды”, а в рамках лексической темы “ Домашние животные” был создан музей “На лугу пасутся кони”.
Во время работы по теме “Новый год” совместно с родителями дети сделали новогодние елочки. Они и стали украшением нашего музея. А мини- музей “Бабушкина елочка” познакомил детей с игрушками, которые украшали елки много лет назад.
Все мальчики любят машинки, а девочки украшения. Зная такие особенности, мы создали параллельно два музея: мини-музей “ Машинок” и музей “Шкатулка маленькой принцессы”.
Мини-музей “Мишка Тедди и его друзья” возник из лексической темы “Игрушки”. Ведь мишка есть в каждой семье. И у каждого поколения свой мишка: Косолапый, Винни Пух, Тедди, Копатыч...
На основе увлечений родителей в нашей группе появились мини-музей “ Cвечей” и мини-музей “Деньги и монеты со всего света” (пример ситуативного создания музея).
Самый мобильный музей – это музей одного дня: принесли фрукты, рассмотрели, поиграли, провели эксперименты и превратили во фруктовый салат.
Внедрение в коррекционно-образовательный процесс музейной технологии способствует формированию и развитию гармоничной личности дошкольника. Это эффективное средство коррекции речевых нарушений, развития интеллектуальных и творческих способностей. Музейная педагогика не только формирует у ребенка качественные знания об окружающей действительности, но и стимулирует его творческую речевую активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Музейная педагогика. Определение понятия, история, формы работы, перспективы развития.
В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением ...
Из опыта работы «Музейная педагогика в ДОУ"
В опыте описана работа по созданию музея в ДОУ, разработана модель проектной деятельности как эффективной формы взаимодействия педагогов и родителей, подготовлено несколько проектов,...
музейная педагогика в коррекционной работе воспитателя
ГБОУ детский сад № 1898 компенсирующего вида Перспективный план знакомства с экспозицией мини-музея «Мой верный друг» (по возрастам)...
Опыт работы "Музейная педагогика как форма взаимодействия с семьями воспитанников в коррекционно-логопедической работе"
Внедрение в коррекционно-образовательный процесс музейной технологии способствует формированию и развитию гармоничной личности дошкольника. Это эффективное средство коррекции р...