Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
статья по окружающему миру по теме

Кирилюк Елена Валентиновна

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ через работу  экологического мини- музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Блок:       Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Ф.И.О. Кирилюк Елена Валентиновна

Должность. Воспитатель

Актуальность.

              В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

              Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

             Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное.                              Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

   Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.

              Появилась возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми.

           Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).

Профессиональное мастерство и большой творческий потенциал педагогов ДОУ способствовали созданию   единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на  личностно-ориентированной  модели взаимодействия   педагога и ребенка.      

  Реализация данной модели на основе  совместной деятельности   способствует  рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заражению каждого,  вовлечению  детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности,  помогает выработке  образа достойной жизни и ориентирует на соблюдение норм группы. Стимулирует воспроизведение данного образа в реальной жизни ребенка.  

         За последние три года, использования данной технологии мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост не только экологической культуры, но и духовно-нравственного воспитания детей.  

         Модель воспитательной системы объединяет детей   от 5 до 7 лет. Рассматривается как целое и как часть: природы, социума, общечеловеческой культуры.

         Актуальность темы очевидна, так как необходимым условием становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.              

          При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования экологической культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы: (Н.А. Рыжова)

  • учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;
  • подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики;
  • учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию;
  • использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;
  • связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;
  • гуманистического отношения к природе;
  • открытость и доступность экологической информации;
  • вовлечение педагогической и родительской общественности в решение задач по формированию экологической культуры у дошкольников;
  • использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения,
  • соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения.

       Таким образом, формировать ответственность, прежде всего за свои поступки и действия, нужно в раннем возрасте. Учить детей видеть и понимать красоту природы.

    Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.

         Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:    восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. 

     Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

             Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. 

Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики стал мини-музей экологического содержания созданный в нашем  ДОУ.

Назначение созданного мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Объяснить педагогам, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой - помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.  

Была определена тема и название музея, разработана его модель, определено место для размещения экспонатов (все они прекрасно вписываются в интерьер помещения).

   Детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.          

            Необходимо выделить следующие педагогические функции мини-музея:

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

         Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.

        Представляю вам опыт работы нашего ДОУ по созданию эко музея и работы с  детьми. 

       Цель созданного музея – сделать процесс образования более привлекательным для ребенка, наладить более тесное взаимодействие с семьей.

Задачи.

1. Реализация направления «Музейная педагогика».

2. Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.

3. Обогащение воспитательного, образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представления о музее.

5. Расширение кругозора у дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции  (умение ребенка  использовать полученные знания и умения в повседневной жизни).

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию, которая соответствует требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали ее мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

 В процессе проделанной работы удалось заинтересовать и вовлечь в организацию мини эко музея педагогов ДОУ и родительскую общественность.    

Основной формой работы с посетителями является проведение тематических и обзорных экскурсий для разных категорий посетителей.

                         Работа с детьми выражается в следующих направлениях:

  • приобщение детей к познанию своего края;
  • формирование экологической культуры;
  • формирование чувства любви к Родине;
  • воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше;
  • формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.

Предполагаемые результаты.

В результате обучения у воспитанников  формируется устойчивый интерес к познанию природы и потребность общения с ней, а также создается прочная база для их дальнейшего воспитания и образования.

Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Система работы по воспитанию экологической культуры дошкольников составлена в соответствии с требованиями и включает основные формы образования детей: развивающие, сюжетно- ролевые, театрализованные, подвижные виды игровой и  учебной  деятельности, продуктивная художественно- эстетическая деятельность, моделирование, исходящие из интересов ребенка  и перспектив его дальнейшего развития. В приложении имеются: перспективный план занятий - экскурсий и  подробные конспекты этих занятий.

Разработанный комплекс занятий, позволяет детям окунуться в мир природы посредством работы мини-музея и его экспонатов.

Данная воспитательная система предлагает цикл адаптационных экскурсий–занятий. Эти занятия организуются в ДОУ и имеют следующую временную структуру,с октября по май месяц: старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет) 2 раза в месяц 1 и 3 недели, по 25 минут, для детей подготовительной группы (6-7лет) 2 раза в месяц: 2 и 3 недели по 30 мин.Общее количество занятий – экскурсий- 32.

Адаптационные занятия отличаются от учебных занятий. Они строятся на интегрированной основе с использованием игры и практической деятельности.

Модель построения экскурсии (занятия)

Экскурсия

(занятие)

Лирическое вступление.

Загадки.

Проблемная ситуация

1часть

          Беседа.

       Предположение:

-для чего это надо?

-Кому это надо?

-Кому от этого плохо?

Экскурсия.

Работа с экспонатами.

2часть

Дидактические игры.

Опыты.

Наблюдения.

Театрализованная деятельность.

Вывод:

решение проблемной ситуации.

Работа  в

«Мастерской Марьи искусницы»

Практическое закрепление темы.

3часть

Сюрпризный момент

Структура занятий-экскурсий состоит из лирического вступления или проблемы для обсуждения, рассматривания экспонатов, чтение интересного познавательного материала к занятию, экологической игры, загадок и сказок, затем проводится сама экскурсия – дети знакомятся  с экспонатами, а для закрепления полученных знаний они «попадают» в «Мастерскую Марьи искусницы» где, ребята самостоятельно  имеют возможность    выразить свои впечатления об  увиденном и услышанном материале, воспроизвести своими руками следующий экспонат для музея. Как правило, посещение мини- музея, занятия, заканчиваются  практической работой – изготовление плаката- призыва беречь и сохранять природу, быть ей другом, преумножать  природные богатства нашего края. Каждая экскурсия заканчивается сюрпризным моментом.

          Содержание работы в мини- музее  систематизировано по тематическим блокам.

  • Блок «Заказники и природные парки, экологическое законодательство».
  • Блок «Красная книга Югории».
  • Блок «Фауна Сибири».
  • Блок «Насекомые Югры».

      Содержание каждого блока представляется в различных формах, которые включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей.

  1. Рисунки, коллажи, плакаты.
  2. Декоративно-прикладные творческие работы.
  3. Памятки, буклеты, календарики.
  4. Альбомы, азбуки, папки-раскладушки.

      Реализация основных разделов предлагаемой системы воспитания дошкольников  происходит с учетом индивидуальных особенностей и дарований, развитие которых осуществляется практически на каждом проводимом занятии. Интерес к собственной личности и окружающему его миру, стремление к продуктивному общению со взрослыми и сверстниками, что особо важно в современных условиях модернизации образования.

         С первых занятий у воспитанников формируются психологические и социальные качества, принятие новой социальной деятельности, стремление к решению проблемных ситуаций, реализуется творческий потенциал ребенка, формируется культура, самостоятельность мышления.

      Отличительной чертой данного материала (системы)  является ее практико-ориентированный характер. Система предназначена для воспитателей и учителей начальной школы, организующих целенаправленную работу по формированию экологической культуры у детей, использовать конспекты занятий в своей деятельности, а также для родителей, интересующихся вопросами экологического воспитания детей.

       В каждом блоке представлены материалы, посвященные нетрадиционным формам работы с детьми в ДОУ Разработки разнообразных занятий. Данная система предполагает творческое использование материала.

         Критерий новизны имеет как объективное содержание (новое для данной отрасли знаний) так и субъективное ( новое для ребенка-субъекта деятельности).

        Данная система предполагает проведение нетрадиционных занятий- экскурсий в виде:

-занятий- диалогов,

-занятий-сомнений,

Занятий-фантазий,

-занятий- путешествий,

-занятий – соревнований,

-занятий КВН,

-занятий «Поле чудес» и др.

Использование компьютерных технологий помогают увидеть и понять красоту окружающего мира, развить и проявить свои способности, изменить мировоззрение у ребят, побуждает к осознанию ими необходимости сохранения природы и соблюдения природоохранных законов.

В обычном музее ребёнок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. 

          В ДОУ  разработан мониторинг  знаний детей о родной природе и ее особенностях.

       Мониторинг знаний включает представления о специфике экосистемы, о многообразии растений и животных и особенностях их приспособленности  к условиям среды нашего края, об экологически целесообразной деятельности человека.

        Использование педагогической технологии, обеспечивающей интегративный подход к организации эколого-педагогического процесса, способствует формированию у дошкольников ценностных ориентаций и воспитанию на этой основе экологически безопасного поведения в природе          Материал представлен в приложении.

      Родители являются активными помощниками в создании  экологического мини музея.

Наиболее активными совместными формами  развития экологической культуры у дошкольников являются праздники и развлечения. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей и их родителей в переживание событий, в осознание экологических проблем.       

            Взаимодействие педагогов и родителей по принципу равноправных субъектов педагогической деятельности обусловливает эффективность процесса воспитания основ экологической культуры. Формами взаимодействия ДОУ и семьи выступают: праздники, развлечения, прогулки, экскурсии в природу, акции в природе, совместные спектакли, рисунки.

        Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню  Музея, дню защиты Земли: "Наш дом - Земля", "Зелёная планета". По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Участие воспитанников в экологических  мероприятиях.

        Мои воспитанники         являются активными участниками практически всех экологических мероприятий, как города, так и международных акций.

         Для наших детей музейная педагогика - это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее. А уж полюбят природу и ее составляющие все наши воспитанники - это без сомнения!

Опыт работы был представлен на:

-на V Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» в рамках VIII Международной экологической акции «Спасти и сохранить», Международной акции «Марш парков», «Международного года биоразнообразия», декады ООН «Образование для устойчивого развития», г. Нижневартовске  ХМАО-Югры, 2010г., 

-на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2010-2011 уч.года, г. Москва,

 - на    Всероссийском  педагогическом конкурсе «Моя педагогическая инициатива», номинация  «Методическая работа в ДОУ», работа «Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников», 2010г., Екатеринбург, интернет- портал «Дети-66.ру» http://www.deti-66.ru/

http://www.deti66.ru/forteachers/kindergarten/methodology/2022.himt 

- на международном конкурсе экологических методических разработок «Зеленый учитель-2011»г.Красноярск, 

-на городском методическом объединении воспитателей по теме: «Музейная педагогика, как средство формирования гражданско-патриотических чувств у детей» 2011г.,

Публикации:

 - материал «Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников» в СМИ «Педагогическая газета», 19 декабря 2010г, доступ для свободного просмотра по адресу  http://pedgazeta.ru/1725. Данная работа получила положительное заключение экспертно- методической комиссии СМИ «Педагогическая газета», выдано свидетельство о публикации.

-материал «Экологические памятки для дошкольников» в СМИ «Педагогическая газета», 

23 февраля 2011г, доступ для свободного просмотра по адресу  http://pedgazeta.ru/2405. Данная работа получила положительное заключение экспертно- методической комиссии СМИ «Педагогическая газета», выдано свидетельство о публикации.

-Экологическое занятие с использованием элементов музейной педагогики «Как беречь природу?» данный материал опубликован в СМИ «Педагогический мир» http://pedmir.ru/5727

Заключение.

        При решении задачи воспитания Экологического человека используется педагогическая модель, основанная на принципах интеграции и экологизации всех видов деятельности ребенка, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Приоритетные для дошкольного возраста направления развития детей: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-личностное – реализуются на основе сочетания чувственного и рационального познания, но на уровне, соответствующем их возрасту.

      Чувственное восприятие более значимо для дошкольника в силу того, что деятельность его многоаспектна.

         Включение в исследовательский поиск, для того чтобы в новых социально-экономических условиях определить ценности и ориентиры, становится необходимостью. Время обуславливает и необходимость пересмотра профессиональных педагогических позиций, внесение изменений в содержание и формы работы с детьми и требует более существенных перемен в практике воспитания, которые возможны лишь при системной организации действий всех участников педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

Мастер-класс «Формирование экологической культуры дошкольников через использование нестандартных образовательных методов»

Повышение профессионального уровняпедагогов, обмен опытом, развитие профессионального творчества...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование экологической культуры дошкольников через реализацию проекта «Красная книга»

Цель: Воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы, познакомить детей с животным и растительным миром. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, подве...

Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников.

Тема консультации для родителей: Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников....

Памятка для педагогов дошкольных образовательных организаций "Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников"

   В детских садах создаются «мини-музеи».     В слове « мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозици...