Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
статья по окружающему миру по теме
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ через работу экологического мини- музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок: Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Ф.И.О. Кирилюк Елена Валентиновна
Должность. Воспитатель
Актуальность.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.
Появилась возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми.
Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).
Профессиональное мастерство и большой творческий потенциал педагогов ДОУ способствовали созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка.
Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заражению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа достойной жизни и ориентирует на соблюдение норм группы. Стимулирует воспроизведение данного образа в реальной жизни ребенка.
За последние три года, использования данной технологии мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост не только экологической культуры, но и духовно-нравственного воспитания детей.
Модель воспитательной системы объединяет детей от 5 до 7 лет. Рассматривается как целое и как часть: природы, социума, общечеловеческой культуры.
Актуальность темы очевидна, так как необходимым условием становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования экологической культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы: (Н.А. Рыжова)
- учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;
- подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики;
- учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию;
- использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;
- связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;
- гуманистического отношения к природе;
- открытость и доступность экологической информации;
- вовлечение педагогической и родительской общественности в решение задач по формированию экологической культуры у дошкольников;
- использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения,
- соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения.
Таким образом, формировать ответственность, прежде всего за свои поступки и действия, нужно в раннем возрасте. Учить детей видеть и понимать красоту природы.
Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт.
Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.
В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики стал мини-музей экологического содержания созданный в нашем ДОУ.
Назначение созданного мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Объяснить педагогам, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой - помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.
Была определена тема и название музея, разработана его модель, определено место для размещения экспонатов (все они прекрасно вписываются в интерьер помещения).
Детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
Необходимо выделить следующие педагогические функции мини-музея:
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.
Представляю вам опыт работы нашего ДОУ по созданию эко музея и работы с детьми.
Цель созданного музея – сделать процесс образования более привлекательным для ребенка, наладить более тесное взаимодействие с семьей.
Задачи.
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.
3. Обогащение воспитательного, образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представления о музее.
5. Расширение кругозора у дошкольников.
6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции (умение ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни).
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию, которая соответствует требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали ее мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
В процессе проделанной работы удалось заинтересовать и вовлечь в организацию мини эко музея педагогов ДОУ и родительскую общественность.
Основной формой работы с посетителями является проведение тематических и обзорных экскурсий для разных категорий посетителей.
Работа с детьми выражается в следующих направлениях:
- приобщение детей к познанию своего края;
- формирование экологической культуры;
- формирование чувства любви к Родине;
- воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше;
- формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.
Предполагаемые результаты.
В результате обучения у воспитанников формируется устойчивый интерес к познанию природы и потребность общения с ней, а также создается прочная база для их дальнейшего воспитания и образования.
Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Система работы по воспитанию экологической культуры дошкольников составлена в соответствии с требованиями и включает основные формы образования детей: развивающие, сюжетно- ролевые, театрализованные, подвижные виды игровой и учебной деятельности, продуктивная художественно- эстетическая деятельность, моделирование, исходящие из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. В приложении имеются: перспективный план занятий - экскурсий и подробные конспекты этих занятий.
Разработанный комплекс занятий, позволяет детям окунуться в мир природы посредством работы мини-музея и его экспонатов.
Данная воспитательная система предлагает цикл адаптационных экскурсий–занятий. Эти занятия организуются в ДОУ и имеют следующую временную структуру,с октября по май месяц: старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет) 2 раза в месяц 1 и 3 недели, по 25 минут, для детей подготовительной группы (6-7лет) 2 раза в месяц: 2 и 3 недели по 30 мин.Общее количество занятий – экскурсий- 32.
Адаптационные занятия отличаются от учебных занятий. Они строятся на интегрированной основе с использованием игры и практической деятельности.
Модель построения экскурсии (занятия)
Экскурсия (занятие) |
Лирическое вступление. Загадки. |
Проблемная ситуация |
1часть |
Беседа. Предположение: -для чего это надо? -Кому это надо? -Кому от этого плохо? |
Экскурсия. Работа с экспонатами. |
2часть |
Дидактические игры. Опыты. Наблюдения. Театрализованная деятельность. Вывод: решение проблемной ситуации. |
Работа в «Мастерской Марьи искусницы» Практическое закрепление темы. |
3часть |
Сюрпризный момент |
Структура занятий-экскурсий состоит из лирического вступления или проблемы для обсуждения, рассматривания экспонатов, чтение интересного познавательного материала к занятию, экологической игры, загадок и сказок, затем проводится сама экскурсия – дети знакомятся с экспонатами, а для закрепления полученных знаний они «попадают» в «Мастерскую Марьи искусницы» где, ребята самостоятельно имеют возможность выразить свои впечатления об увиденном и услышанном материале, воспроизвести своими руками следующий экспонат для музея. Как правило, посещение мини- музея, занятия, заканчиваются практической работой – изготовление плаката- призыва беречь и сохранять природу, быть ей другом, преумножать природные богатства нашего края. Каждая экскурсия заканчивается сюрпризным моментом.
Содержание работы в мини- музее систематизировано по тематическим блокам.
- Блок «Заказники и природные парки, экологическое законодательство».
- Блок «Красная книга Югории».
- Блок «Фауна Сибири».
- Блок «Насекомые Югры».
Содержание каждого блока представляется в различных формах, которые включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей.
- Рисунки, коллажи, плакаты.
- Декоративно-прикладные творческие работы.
- Памятки, буклеты, календарики.
- Альбомы, азбуки, папки-раскладушки.
Реализация основных разделов предлагаемой системы воспитания дошкольников происходит с учетом индивидуальных особенностей и дарований, развитие которых осуществляется практически на каждом проводимом занятии. Интерес к собственной личности и окружающему его миру, стремление к продуктивному общению со взрослыми и сверстниками, что особо важно в современных условиях модернизации образования.
С первых занятий у воспитанников формируются психологические и социальные качества, принятие новой социальной деятельности, стремление к решению проблемных ситуаций, реализуется творческий потенциал ребенка, формируется культура, самостоятельность мышления.
Отличительной чертой данного материала (системы) является ее практико-ориентированный характер. Система предназначена для воспитателей и учителей начальной школы, организующих целенаправленную работу по формированию экологической культуры у детей, использовать конспекты занятий в своей деятельности, а также для родителей, интересующихся вопросами экологического воспитания детей.
В каждом блоке представлены материалы, посвященные нетрадиционным формам работы с детьми в ДОУ Разработки разнообразных занятий. Данная система предполагает творческое использование материала.
Критерий новизны имеет как объективное содержание (новое для данной отрасли знаний) так и субъективное ( новое для ребенка-субъекта деятельности).
Данная система предполагает проведение нетрадиционных занятий- экскурсий в виде:
-занятий- диалогов,
-занятий-сомнений,
Занятий-фантазий,
-занятий- путешествий,
-занятий – соревнований,
-занятий КВН,
-занятий «Поле чудес» и др.
Использование компьютерных технологий помогают увидеть и понять красоту окружающего мира, развить и проявить свои способности, изменить мировоззрение у ребят, побуждает к осознанию ими необходимости сохранения природы и соблюдения природоохранных законов.
В обычном музее ребёнок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.
В ДОУ разработан мониторинг знаний детей о родной природе и ее особенностях.
Мониторинг знаний включает представления о специфике экосистемы, о многообразии растений и животных и особенностях их приспособленности к условиям среды нашего края, об экологически целесообразной деятельности человека.
Использование педагогической технологии, обеспечивающей интегративный подход к организации эколого-педагогического процесса, способствует формированию у дошкольников ценностных ориентаций и воспитанию на этой основе экологически безопасного поведения в природе Материал представлен в приложении.
Родители являются активными помощниками в создании экологического мини музея.
Наиболее активными совместными формами развития экологической культуры у дошкольников являются праздники и развлечения. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей и их родителей в переживание событий, в осознание экологических проблем.
Взаимодействие педагогов и родителей по принципу равноправных субъектов педагогической деятельности обусловливает эффективность процесса воспитания основ экологической культуры. Формами взаимодействия ДОУ и семьи выступают: праздники, развлечения, прогулки, экскурсии в природу, акции в природе, совместные спектакли, рисунки.
Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню Музея, дню защиты Земли: "Наш дом - Земля", "Зелёная планета". По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Участие воспитанников в экологических мероприятиях.
Мои воспитанники являются активными участниками практически всех экологических мероприятий, как города, так и международных акций.
Для наших детей музейная педагогика - это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее. А уж полюбят природу и ее составляющие все наши воспитанники - это без сомнения!
Опыт работы был представлен на:
-на V Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» в рамках VIII Международной экологической акции «Спасти и сохранить», Международной акции «Марш парков», «Международного года биоразнообразия», декады ООН «Образование для устойчивого развития», г. Нижневартовске ХМАО-Югры, 2010г.,
-на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2010-2011 уч.года, г. Москва,
- на Всероссийском педагогическом конкурсе «Моя педагогическая инициатива», номинация «Методическая работа в ДОУ», работа «Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников», 2010г., Екатеринбург, интернет- портал «Дети-66.ру» http://www.deti-66.ru/
http://www.deti66.ru/forteachers/kindergarten/methodology/2022.himt
- на международном конкурсе экологических методических разработок «Зеленый учитель-2011»г.Красноярск,
-на городском методическом объединении воспитателей по теме: «Музейная педагогика, как средство формирования гражданско-патриотических чувств у детей» 2011г.,
Публикации:
- материал «Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников» в СМИ «Педагогическая газета», 19 декабря 2010г, доступ для свободного просмотра по адресу http://pedgazeta.ru/1725. Данная работа получила положительное заключение экспертно- методической комиссии СМИ «Педагогическая газета», выдано свидетельство о публикации.
-материал «Экологические памятки для дошкольников» в СМИ «Педагогическая газета»,
23 февраля 2011г, доступ для свободного просмотра по адресу http://pedgazeta.ru/2405. Данная работа получила положительное заключение экспертно- методической комиссии СМИ «Педагогическая газета», выдано свидетельство о публикации.
-Экологическое занятие с использованием элементов музейной педагогики «Как беречь природу?» данный материал опубликован в СМИ «Педагогический мир» http://pedmir.ru/5727
Заключение.
При решении задачи воспитания Экологического человека используется педагогическая модель, основанная на принципах интеграции и экологизации всех видов деятельности ребенка, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Приоритетные для дошкольного возраста направления развития детей: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-личностное – реализуются на основе сочетания чувственного и рационального познания, но на уровне, соответствующем их возрасту.
Чувственное восприятие более значимо для дошкольника в силу того, что деятельность его многоаспектна.
Включение в исследовательский поиск, для того чтобы в новых социально-экономических условиях определить ценности и ориентиры, становится необходимостью. Время обуславливает и необходимость пересмотра профессиональных педагогических позиций, внесение изменений в содержание и формы работы с детьми и требует более существенных перемен в практике воспитания, которые возможны лишь при системной организации действий всех участников педагогического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...
Опыт работы« Формирование экологической культуры дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность»
опыт работы...
Мастер-класс «Формирование экологической культуры дошкольников через использование нестандартных образовательных методов»
Повышение профессионального уровняпедагогов, обмен опытом, развитие профессионального творчества...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование экологической культуры дошкольников через реализацию проекта «Красная книга»
Цель: Воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы, познакомить детей с животным и растительным миром. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, подве...
"Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников"
Роль мини-музеев в патриотическом воспитании...
Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников.
Тема консультации для родителей: Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников....
Памятка для педагогов дошкольных образовательных организаций "Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников"
В детских садах создаются «мини-музеи». В слове « мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозици...