ПЛАН ФРОНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме

                                         ПЛАН ФРОНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ            

                                  Перспективное календарно-тематическое

                         планирование фронтальной логопедической работы

                                        Старшая группа для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_frontalnoy_raboty.docx61.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                         ПЛАН ФРОНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ            

                                  Перспективное календарно-тематическое

                         планирование фронтальной логопедической работы

                                        Старшая группа для детей с ОНР

Дата

№ занятия

                            Тема занятия

Примечание

                                                                        I Период

1

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Программные задачи:

- познакомить с правилами поведения на групповом занятии;

- развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале неречевых звуков и близких по звуковому составу слов.

Оборудование:

ширма для определения источника звука и его направления;

звучащие игрушки и предметы (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка и пр.);

картинки, названия которых звучат похоже и содержат только легко

произносимые звуки речи (будка - дудка, конфетка - отметка, пакет - букет и пр.).

2

Артикуляционная гимнастика

Программные задачи:

познакомить с названиями и содержанием основных статических и дина мических упражнений, способствующих созданию артикуляторной готов ности к вызыванию звуков речи.

Оборудование:

индивидуальные зеркала;

картинки с изображением рисунков-символов, соответствующих названиям артикуляционных упражнений («чашечка», «лопаточка», «качели» и пр.,); фотографии или рисунки артикуляционных поз

3

Развитие познавательных процессов (общего внимания и понимания речи)

Программные задачи:

развивать познавательные процессы (зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление, восприятие цвета, величины, формы предметов), используя вербализованные игры и упражнения;

формировать навык «полного ответа» (не словом, а предложением) на вопрос логопеда.

Оборудование:

игрушки, имеющиеся в группе;

парные сюжетные картинки для нахождения отличии;

предметные картинки с изображением знакомых объектов;

различные по цвету и величине геометрические фигуры.

4

Развитие познавательных процессов (общего внимания и понимания речи) (2-ое занятие по теме)

Программные задачи:

развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое внимание, па мять, словесно-логическое мышление, восприятие пространственных отно шений (справа, слева, дальше, ближе, впереди, сзади), используя вербали зованные игры и упражнения.

 Оборудование:

предметы и объекты, находящиеся в группе; сюжетные и предметные картинки.

5

Развитие фонематического восприятия

Программные задачи:

развивать фонематическое восприятие на материале близких по звуковому составу слов

 Оборудование:

картинки, названия которых звучат похоже и содержат только легко про износимые звуки речи (ком - дом - том, банан - диван - фонтан, утка -дудка - будка, венок - моток ~ каток и пр.,).

6

Звук А

Программные задачи:

уточнять понятие «звук»;

познакомить с гласным звуком А, особенностями его артикуляции, зрительным символом, аналогами звучания (так показывают горло врачу,так плачет девочка, так качают малыша ипр.,);            .

учить выделять звук А (на слух и произносительно) в потоке звуков и в начале слов;

совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;

формировать навыки звукового анализа; пополнять словарный запас

Оборудование:

зрительный символ звука А;

картинки, в названиях которых первый звук А (аптека, антенна, автомобиль, Айболит, авокадо, айва и пр.,).

7

Формирование понятий о действии и предмете

Программные задачи:

формировать понятия  «предмет»,   «действие»,   «одинаковые действия», «разные действия»;

расширять и активизировать словарь путем подбора к одному действию нес кольких различных объектов (что можно есть? надевать? рисовать? и np.j; уточнить понимание вопросов: кто? что? что делает?

Оборудование:

игрушки для демонстрации различных действий (кого можно катать? кормить? что можно строить? и пр.,);

картинки с изображением различных животных (кто может плавать? ле тать? ползать? прыгать?).

8

Закрепление понятия о действии и предмете (вопросы кто? что? что делает?  (2-ое занятие по теме)

Программные задачи:

продолжать формирование понятий   «предмет»,   «действие»,   «разные действия»;

активизировать словарь путем подбора к одному объекту нескольких раз личных действий (собака может лаять, охранять, охотиться и пр.,); з

акрепить понимание вопросов: кто? что? что делает? Оборудование:

собачка (игрушка-бибабо); бумажная бабочка на нитке;

демонстрационные и раздаточные картинки с изображением людей и жи вотных.

9

Звук А (2-ое занятие по теме)

Программные задачи:

учить воспринимать и выделять (утрированно произносить) звук А в составе

звукокомплексов и слов, определять количество произнесенных звуков А в звукокомплексе (АУАИ и пр.), наличие/отсутствие звука А в словах;

формировать навыки звукового анализа;

развивать фонематическое восприятие, внимание и память.

Оборудование:

картинки, в названиях которых отсутствует звук А (дом, индюк и пр.,);

картинки, в названиях которых первый звук А (антенна, альбом и пр.,).

10

Звук У

Программные задачи:

познакомить с гласным звуком У,  особенностями его артикуляции,

рительным символом,  аналогами звучания (так гудит корабль, так играет дудочка ипр.^;

учить выделять звук У (на слух и произносительно) в потоке и сочетании

вуков (ИАУО), в начале слов;

совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;

формировать навыки звукового анализа;

пополнять словарный запас.

Оборудование:

зрительный символ звука У;

предметы и  картинки, в названиях которых первый звук У (ухо, ухват, умывальник, утка, удав, улитка, утюг и пр.,).

11

Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы существительных (собственных и нарицательных)

Программные задачи:

познакомить со способами словообразования на примере имен собственных (Таня - Танечка, Танюша, Танюшка, Татуся и пр.);

учить воспринимать разницу между обычными существительными и их уменьшительно-ласкательными формами;

учить самостоятельно образовывать уменьшительно-ласкательные формы от предложенных имен (Маша - Машенька, Оля - Олечка, Ваня - Ванюша, Игорь - Игорек и пр.) и названий предметов (лента - ленточка, ведро - вед рышко, береза - березонька, деревня - деревенька, окно - окошечко и пр.).

 Оборудование:

куклы, предметы игрушечной мебели, посуды, одежды, транспорта и пр;

демонстрационные и раздаточные картинки с изображением больших и ма леньких предметов.

12

Согласование существительного с глаголом  мужского и женского рода в прошедшем времени

Программные задачи:

учить воспринимать разницу между окончаниями глаголов мужского и

женского рода в прошедшем времени;

учить подбирать существительные соответствующего рода к предложенной форме глагола (прыгал - прыгала, плавал - плавала, ходил - ходила);

учить широкому обобщению действий;

обогащать и активизировать словарный запас.

Оборудование:

демонстрационные и раздаточные картинки с изображением людей и животных (зверей, птиц, рыб, насекомых).            

13

Звук У (2-ое занятие по теме)

Программные задачи:

учить воспринимать и выделять (утрированно произносить) звук У в составе звукокомплексов и слов,

определять количество произнесенных звуков У в

звукокомплексе (УАОУи пр.),

наличие/отсутствие звука У в словах;

формировать навыки звукового анализа;

развивать фонематическое восприятие, внимание и память.

Оборудование:

картинки, в названиях которых отсутствует звук У (дом, ванна, антенна, аптека и пр.,);

картинки, в названиях которых первый звук У (утята, утка, удав, улитка, утюг и пр.).

14

Звуки У-А

Программные задачи:

учить различать на слух звуки А, У в составе звукокомплексов и слов;

учить с помощью зрительных символов анализировать и синтезировать

звукосочетания АУ, УА;

учить находить лишнюю среди других картинок, с учетом начального звука в их названиях (утка - улица - айва - утюг);

учить подбирать слова с заданным начальным звуком по наглядной опоре и без нее.

 Оборудование:

зрительные символы звуков А, У;

картинки, в названиях которых эти звуки начальные.

15

Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.

Программные задачи:

учить различать вопросы кого? что?, поставленные в зависимости от одушевленности-неодушевленности существительного;

учить изменять начальную форму одушевленных существительных, употребляя их в винительном падеже единственного числа;

уточнить понятия «слово», «предложение»;

учить строить фразу из трех слов в соответствии с поставленным вопросом;

обогащать и активизировать словарный запас.

Оборудование:

предметы для демонстрации действий (кого ловит? что ловит?);

сюжетные картинки с изображением леса, города, зоопарка (кого можно

увидеть? что можно увидеть?);

демонстрационные и раздаточные картинки с изображением людей и животных (кого ищет - что ищет, кого потерял - что потерял и пр.).

16

Возвратные и невозвратные глаголы.

Программные задачи:

учить воспринимать разницу между возвратными и невозвратными формами глагола;

учить подбирать на картинке объект, в зависимости от возвратности/невозвратности глагола (кто учит - кто учится, кто моет - кто моется и тр.);

учить определять законченность/незаконченность предложения, в зависимости от возвратности/невозвратности глагола (мама одевается – мама одевает и пр.);

уточнять понятия «слово», «предложение»;

обогащать и активизировать словарный запас.

Оборудование:

предметы для демонстрации действий (причесывает, причесывается и пр.

демонстрационные и раздаточные сюжетные картинки с изображением

действий, отличающихся их направленностью на объект (умывать - умывается, купает - купается и пр.).

17

Звук И

Программные задачи:

познакомить с гласным звуком И, особенностями его артикуляции, зри тельным символом, аналогами звучания (так ржет жеребенок, так кри чит птичка, так пищит щенок и пр.,);

учить выделять звук И (на слух и произносительно) в потоке и сочетании звуков, в начале слов;

совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память; формировать навыки звукового анализа; пополнять словарный запас.

Оборудование:

зрительный символ звука И;

предметы и картинки, в названиях которых первый звук И (иголка, ива, индюк, изюм, иней и пр.,).

18

Звуки А-У-И

Программные задачи:

учить различать на слух звуки А, У, И в начале (альбом, ум, имя) и в конце слов (антенна, коньки, иду .)

учить с помощью зрительных символов анализировать и синтезировать  звукосочетания АУИ, УИА;

учить подбирать слова с заданным начальным звуком по наглядной опоре и  без нее.

Оборудование:

зрительные символы звуков А, У, И;

картинки, в названиях которых эти звуки начальные (акула, изба, утконос и пр.) и последние (иголка, кубики, какаду и пр.).

19

Составление предложений из 3-х слов.

Программные задачи:

  1. учить составлять предложение по картинке, ориентируясь на количество слов, символически изображаемых простой схемой (три прямоугольника); закреплять понятия «слово», «предложение», «действие».

Оборудование:

демонстрационные и раздаточные сюжетные картинки; схема предложения

20

Согласование существительного и глагола в числе.

Программные задачи:

  1. учить воспринимать разницу между глаголами единственного и множественного числа (летит - летят, поет - поют и пр. j;
  2. учить  заканчивать  словосочетание (предложение) существительным  в
  3. единственном или множественном числе, в зависимости от формы глагола
  4. (громко рычит ...; громко рычат ...);
  5. обогащать и активизировать словарный запас.

 Оборудование:

  1. парные картинки с изображением одного и нескольких одинаковых пред метов (объектов).

21

Звуки А - У- И (2-ое занятие по теме)

Программные задачи:

  1. учить находить лишнюю среди других картинок, с учетом начального звука в их названиях (ива - утка - иголка - индюк);
  2. учить определять первый и последний гласные звуки в словах (улитка,
  3. иголка, аптеки);
  4. продолжать учить анализу и синтезу сочетаний из трех гласных звуков
  5. ИАУ, АИУ;
  6. продолжать учить подбору слов с заданным начальным звуком по наглядной опоре и без нее.                                                        -

Оборудование:

  1. зрительные символы звуков А, У, И;

картинки, в названиях которых эти звуки начальные и последние

22

Звук О

Программные задачи:

  1. познакомить с гласным звуком О, особенностями его артикуляции, зри-
  2. тельным символом, аналогами звучания (так мама удивляется, так бабушка стонет, так певица поет, так папа потягивается и пр.,);
  3. учить выделять звук 0 (на слух и произносительно) в потоке и сочетании  звуков, в начале слов;
  4. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  5. формировать навыки звукового анализа;

пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительный символ звука О;
  2. картинки, в названиях которых первый звук О (Оля, осы, ослик, отдых,
  3. овцы, окунь, озимь пир.).

23

Воспроизведение рассказа по демонстрируемому действию

Программные задачи:

  1. учить воспроизводить рассказ на основе впечатлений от продемонстриро ванных действий, их анализа и образца логопеда; познакомить с понятием «рассказ»;
  2. учить отличать рассказ от набора отдельных слов или логически не связан ных предложений.

Оборудование:

игрушки и предметы, которыми два-три ребенка действуют в соответствии с инструкциями, полученными до начала занятия

24

Согласование числительных ОДИН, ОДНА с существительными

Программные задачи:

  1. учить воспринимать разницу между числительными мужского и женского  рода;
  2. учить подбирать существительное к числительному, ориентируясь одно-
  3. временно на его род и названное лексическое обобщение (про что из ОДЕЖДЫ скажем ОДИН? Про что из ПОСУДЫ скажем ОДНА? и пр.);
  4. учить подбирать в предложение пропущенное числительное (ОДИН - ОДНА); обогащать и активизировать словарный запас.

Оборудование:

  1. игрушки; предметы игрушечных одежды, посуды, мебели;
  2. сюжетные и предметные картинки, относящиеся к различным лексиче ским темам.                                                                                                

25

Звук О (2-ое занятие по теме)

Программные задачи:

  1. учить определять последний гласный звук в словах (пальто, кино, давно);
  2. учить подбирать слова с заданным первым звуком (А, У, И, О);
  3. продолжать учить анализу и синтезу сочетаний из двух-трех гласных зву-
  4. ков (ОУ, ОАИ и пр.;;
  5. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  6. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительные символы звуков А, У, И, О;
  2. картинки, в названиях которых звук О начальный (обувь, окна, облако) и

  последний (кино, кимоно, пальто).

26

Звуки  У – О

Программные задачи:

  1. учить дифференцировать на слух (изолированно, в слогах и словах) часто
  2. смешиваемые гласные звуки У - О;
  3. учить подбирать в предложение слово с заданным начальным звуком (У, О);
  4. учить с помощью зрительных символов анализировать и синтезировать сочетания из трех-четырех гласных звуков (ОИУ, УОИА и пр.,);
  5. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  6. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительные символы звуков У, О, И, А;

картинки, в названиях которых звуки У и О начальные

27

Составление рассказа по следам демонстрированных действий 

Программные задачи:

  1. учить отвечать на вопросы фразой из трех-четырех слов;                        
  2. учить составлять рассказ на основе впечатлении от продемонстрированных
  3. действий, их анализа и отбора точных языковых средств;
  4. учить в процессе рассказывания контролировать последовательность изложения (при помощи логопеда).

Оборудование:

  1. игрушки и предметы, которыми два-три ребенка действуют в соответствии

с инструкциями, полученными до начала занятия.

28

Программные задачи:

  1. учить образовывать существительные в родительном падеже единственного числа (без предлогов и с предлогом У) от существительных в именительном падеже, правильно согласовывая слова в словосочетаниях и фразах;
  2. учить понимать и дифференцировать вопросы: кого? чего? обогащать и активизировать словарный запас.

Оборудование:

  1. игрушечный Кот;
  2. картинки с изображением продуктов (Кот хочет молока,рыбы и пр.,); картинки с изображением животных и их детенышей (теленок у коровы, галчонок у галки и пр.,);
  3. бумажный или непрозрачный пластиковый стакан (Я выпью стакан сока,
  4. ряженки, киселя и пр.,)

29

Звуки У – О (2-ое занятие по теме)

Программные задачи:

  1. продолжать учить дифференциации на слух (изолированно, в слогах и словах) смешиваемых гласных звуков У - О;
  2. продолжать учить анализу и синтезу сочетаний из трех-четырех гласных звуков (УОИ,АОИУ);
  3. учить повторять без наглядной опоры ряд из трех-четырех слов (осень -утка - окна - уголь);
  4. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  5. пополнять словарный запас.                                                                  

Оборудование:

  1. зрительные символы звуков У, О, А, И;
  2. картинки, в названиях которых звуки У и О начальные.

30

Звуки А-О-У-И

Программные задачи:

  1. продолжать учить дифференциации на слух звуков А, У, И, О в начале (автомобиль, угол, индеец, обувь) и в конце слов (малина, отойду, огоньки,
  2. лицо);
  3. учить определять на слух наличие/отсутствие заданного гласного звука в
  4. слове (О: мак, отпуск, очередь, кубик, остров, ванна и пр.,);
  5. продолжать учить подбору слов с заданным начальным звуком по нагляд ной опоре и без нее; продолжать учить анализу и синтезу сочетаний из четырех гласных звуков;
  6. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  7. пополнять словарный запас

Оборудование:

  1. зрительные символы звуков А, О, У, И;    

картинки, в названиях которых эти звуки начальные и последние

31

Прилагательные – антонимы

Программные задачи:

  1. учить, используя наглядную опору, подбирать к предложенным словам противоположные по значению слова-признаки; пополнять, уточнять и активизировать словарь прилагательных.

Оборудование:

  1. предметы и объекты;
  2. демонстрационные и раздаточные предметные и сюжетные картинки.

32

Составление рассказа по следам демострированных действий(2-ое занятие по теме) 

Программные задачи:

  1. продолжать учить развернутым ответам на вопросы (фразой из трех-четырех слов);
  2. продолжать учить составлению рассказа на основе впечатлений от проде монстрированных действий,  их анализа и отбора точных языковых средств;
  3. учить в процессе рассказывания контролировать последовательность, громкость и внятность изложения (при помощи логопеда).

Оборудование:

  1. игрушки и предметы, которыми два-три ребенка действуют в соответствии с инструкциями, полученными до начала занятия.

33

Звуки А – О - У –И (2-ое занятие по теме) 

Программные задачи:

  1. учить с помощью зрительных символов определению гласного звука (А, У, О, И) в середине односложного слова (мак, дуб, кот, лист);
  2. продолжать учить определению (только на слух) наличия/отсутствия за-
  3. данного гласного звука в слове (У: магазин, утро, Украина, антилопа, урожай, учитель, история);
  4. продолжать учить подбору слов с заданным начальным звуком по наглядной опоре и без нее;
  5. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  6. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительные символы звуков О, А, У, И;
  2. картинки, в названиях которых один гласный звук (А, У, О, И) содержится в середине.

34

Звук Ы 

Программные задачи:

  1. познакомить с гласным звуком Ы, особенностями его артикуляции, положения в слове (может находиться только в середине или в конце слов),
  2. его зрительным символом;
  3. учить выделять звук Ы (на слух и произносительно) в потоке, сочетании
  4. звуков и в словах;
  5. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  6. формировать навыки звукового анализа;
  7. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительный символ звука Ы;
  2. картинки, в названиях которых содержится звук Ы (бык, дым, ленты,тюльпаны, дубы и пр.,).

35

Словоизменение. Множественное число существительных в Именительном падеже Программные задачи:

  1. учить детей образовывать существительные во множественном числе (именительного падежа) от существительных в единственном числе;
  2. учить составлять по картинке предложения, согласовывая в них множественное число существительных и глаголов;
  3. развивать «чувство языка», предлагая на выбор правильный и неправильный варианты слов от имени сказочного персонажа (ведры - вёдра, лбы -
  4. лобы, стули - стулья, человеки - люди и пр.,).

Оборудование:

  1. кукла «Незнайка»;
  2. парные картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов, названия которых во множественном числе образованы различными способами словоизменения (книги, столы, уши, листья, окна, дочери).

36

Пересказ рассказа с использованием магнитной доски. Программные задачи:

  1. учить воспроизводить рассказ на основе образца и наблюдения за действиями логопеда с предметными картинками (они поочередно прикрепляются
  2. к магнитной доске, а также передвигаются в соответствии с действиями
  3. персонажей);
  4. учить в процессе рассказывания контролировать последовательность, не-
  5. прерывность, громкость и внятность изложения (при помощи логопеда).

Оборудование:

  1. картинки с изображением фоновых объектов, предметов и персонажей рассказа.

37

Звуки  И - Ы Программные задачи:

  1. учить дифференцировать на слух и произносительно (изолированно, в сло гах и словах) часто смешиваемые гласные звуки И - Ы; продолжать учить анализу и синтезу сочетаний из четырех гласных звуков (УАИЫ,АЫУИ);
  2. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память; пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительные символы звуков И, Ы, А, У;   картинки, в названиях которых содержатся звуки И, Ы (в середине и в кон це слов).

38

Звуки  И –Ы (2-ое занятие по теме) Программные задачи:

  1. продолжать учить дифференциации в словах (на слух и произносительно) часто смешиваемых гласных звуков И - Ы;
  2. закреплять навык определения последнего гласного звука в словоформах (конфеты - конфетки, банты - бантики, канавы — канавки и пр.,);
  3. учить подбирать в предложения слова с заданным конечным звуком (И, Ы);
  4. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  5. формировать элементарные навыки звукового анализа;
  6. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительные символы звуков И, Ы;
  2. картинки, в названиях которых содержатся звуки И, Ы (в середине и
  3. в конце слова).

39

Словообразование. Приставочные глаголы Программные задачи:

  1. учить понимать и различать по смыслу похожие слова-действия с общей
  2. основой - ехать и разными приставками (отъехала, подъехала, въехала,
  3. съехала и пр.);
  4. учить самостоятельно подбирать в словосочетание или в предложение под-
  5. ходящий по смыслу приставочный глагол.

Оборудование:

  1. сюжетные картинки;
  2. игрушки (машинки, человечки, деревья), постройки из кубиков (гараж, домик,мост) и предметы, символически изображающие дорогу, бревно, яму и пр.

40

Пересказ рассказа с использованием магнитной доски (2-ое занятие по теме) Программные задачи:

  1. продолжать учить воспроизведению рассказа на основе образца и наблюде ния за действиями логопеда с предметными картинками (они поочередно прикрепляются к магнитной доске, а также передвигаются в соответствии с действиями персонажей);
  2. учить в процессе рассказывания самостоятельно контролировать гром кость и внятность изложения.

Оборудование:

  1. картинки с изображением фоновых объектов, предметов и персонажей рас сказа.

41

Звук М

Программные задачи:

  1. познакомить с согласным звуком М, особенностями его артикуляции, зри-
  2. тельным и жестовым символами;
  3. учить выделять звук М (на слух и произносительно) в потоке и сочетании
  4. звуков, в начале слов;
  5. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  6. формировать навыки звукового анализа;
  7. пополнять словарный запас.

 Оборудование:

  1. зрительный символ звука М;
  2. картинки, в названиях которых первый звук М (монета, муха, мука и пр.).

42

Звук М (2-ое занятие по теме)

Программные задачи:

  1. учить определять наличие/отсутствие звука М в слове;
  2. учить выбирать слова со звуком М из стихотворений и маленьких расска-
  3. зов;
  4. учить с помощью зрительных символов анализировать и синтезировать об ратные слоги AM, УМ, ИМ;
  5. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  6. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительные символы звуков А, У, И, М;
  2. предметы и картинки, в названиях которых содержится звук М; предметы и картинки, в названиях которых отсутствует звук М.

43

Согласование числительных ДВА, ДВЕ с существительными

Программные задачи:

  1. закреплять умение воспринимать разницу между числительными мужско-
  2. го и женского рода;
  3. учить выбирать существительные из рассказа и стихотворения, а также
  4. подбирать по картинкам различные существительные к числительному,
  5. ориентируясь на его род (Про кого в рассказе говорится ДВЕ? Про каких
  6. зверей скажем ДВА? и пр.);
  7. обогащать и активизировать словарный запас.

Оборудование:

  1. пары предметов (одежда, посуда, растения, мебель и пр.);
  2. картинки с изображением пар зверей, птиц, овощей, фруктов, грибов и пр.

44

Пересказ рассказа с использованием магнитной доски(3-е занятие по теме)

Программные задачи:

  1. продолжать учить воспроизведению рассказа на основе образца и наблюде ния за действиями логопеда с предметными картинками (они поочередно прикрепляются к магнитной доске, а также передвигаются в соответствии с действиями персонажей);
  2. учить в процессе рассказывания самостоятельно контролировать непре рывность, громкость и внятность изложения.

Оборудование:

  1. картинки с изображением фоновых объектов, предметов и персонажей рас сказа.

                                                            II  Период

45

Предлог НАПрограммные задачи:

  1. уточнить пространственное значение предлога НА;
  2. учить воспринимать предлог НА и произносительно выделять его в предложении;
  3. учить составлять словосочетания и фразы с «маленьким словом НА», используя наглядную ситуацию и сюжетные картинки;
  4. активизировать словарный запас по разным лексическим темам.

Оборудование:

  1. схема предлога НА;
  2. игрушки, предметы обстановки, фигурки из «киндер-сюрпризов»;
  3. зеркало для пускания «солнечного зайчика»;

сюжетные картинки для составления предложений с предлогом НА

46

Предлог НА (2-ое занятие по теме) Программные задачи:

  1. закрепить пространственное значение предлога НА;
  2. продолжать учить восприятию предлога НА и произносительному выде лению его в предложении;
  3. учить составлять фразы с «маленьким словом НА», используя пары пред метных картинок и сюжетные картинки;
  4. активизировать словарный запас по разным лексическим темам.

 Оборудование:

  1. схема предлога НА;
  2. сюжетные (петух сидит на заборе; мальчик сидит на стуле и щ>.) и пред метные (бабочка - цветок, ворона - дерево, шишка - елка и пр.,) картинки для составления предложения.

47

Звук М  (3-е занятие по теме) Программные задачи:

  1. продолжать учить определению наличия/отсутствия звука М в слове;
  2. учить добавлять слова со звуком М в предложения и рифмовки, отгадывать
  3. загадки-описания со звуком М в отгадке;
  4. учить с помощью зрительных символов анализировать и синтезировать прямые слоги МА, МУ, МО, МЫ;
  5. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  6. пополнять словарный запас.

 Оборудование:

  1. зрительные символы звуков А, У, О, Ы, М;
  2. предметы и картинки, в названиях которых содержится звук М;
  3. предметы и картинки, в названиях которых отсутствует звук М

48

Звук В Программные задачи:

  1. познакомить с согласным звуком В, особенностями его артикуляции, зри-
  2. тельным и жестовым символами;
  3. учить выделять звук В (на слух и произносительно) в потоке и сочетании
  4. звуков, в начале слов;
  5. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  6. формировать навыки звукового анализа;
  7. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительный символ звука В;
  2. картинки, в названиях которых первый звук В (ванна, Валя, Вова, волк,
  3. вагон, вата, вафли и пр.

49

Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе. Программные задачи:

  1. учить правильному употреблению формы дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, образовывая их от существительных в именительном падеже;
  2. учить правильному согласованию слов в словосочетаниях и предложениях;
  3. учить понимать и дифференцировать вопросы: кому? чему?
  4. обогащать и активизировать словарный запас.

Оборудование:

  1. игрушки и предметы для игры «Подарки для Лены» (Чему обрадовалась
  2. Лена? );
  3. картинки из лото «Профессии» (рубанок - столяру, шприц - медсестре,
  4. сантиметр - портнихе, водопроводный кран - водопроводчику и пр.,);
  5. картинки с изображением животных и корма для них (сено нужно корове
  6. и лошади, грибы - белке и пр.)

50

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин Программные задачи:

  1. закреплять умение отвечать на вопросы развернутой фразой из трех-пяти

слов;

  1. учить анализу и пересказу текста, используя наглядную опору в виде серии
  2. сюжетных картин, выбору адекватных языковых средств (точных слов,
  3. четких предложений, связей частей рассказа);
  4. продолжать учить в процессе рассказывания самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения.

Оборудование:

  1. серия из трех-четырех сюжетных картин с последовательно разворачивающимися событиями.

51

Звук В (2-ое занятие по теме) Программные задачи:

  1. учить определять наличие/отсутствие звука В в слове;
  2. учить выбирать слова со звуком В из стихотворений и маленьких рассказов;
  3. учить добавлять слова со звуком В в предложения и рифмовки;
  4. продолжать с помощью зрительных символов учить анализировать и синтезировать прямые слоги ВА, ВО, ВУ, ВЫ;
  5. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  6. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительные символы звуков А, О, У, Ы, В;
  2. предметы и картинки, в названиях которых содержится звук В;
  3. предметы и картинки, в названиях которых отсутствует звук В.

52

Звук  Н Программные задачи:

  1. познакомить с согласным звуком Н, особенностями его артикуляции, зри-
  2. тельным и жестовым символами;
  3. учить выделять звук Н (на слух и произносительно) в потоке и сочетании
  4. звуков, в начале слов;
  5. продолжать с помощью зрительных символов учить анализировать и син-
  6. тезировать прямые и обратные слоги (НА, НУ, ОН и пр.);
  7. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  8. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительный символ звука Н;
  2. предметы и картинки, в названиях которых первый звук Н (ноги, ноты,
  3. ногти, налим, ноль я пр.).

53

Согласование МОЙ,МОЯ,МОЕ с существительнымиПрограммные задачи:

  1. учить воспринимать разницу между местоимениями мужского, женского и
  2. среднего рода;
  3. учить подбирать к названному местоимению существительные, учитывая
  4. их родовую принадлежность и заданное обобщение (Про что из ОДЕЖДЫ
  5. вы скажете МОИ? и пр.
  6. учить замечать и исправлять ошибки Незнайки при согласовании местоимения и существительного;
  7. обогащать и активизировать словарный запас.

Оборудование:

  1. игрушки, принесенные детьми из дома; фигурки из «киндер-сюрпризов»;
  2. предметы одежды, кукла «Незнайка»;

предметные картинки, относящиеся к различным лексическим темам

54

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин (2-ое занятие по теме) Программные задачи:

  1. закреплять умение отвечать на вопросы развернутой фразой из трех-пяти

слов;

  1. учить анализу и пересказу текста, используя наглядную опору в виде серии
  2. сюжетных картин, выбору адекватных языковых средств (точных слов,
  3. четких предложений, связей частей рассказа);
  4. продолжать учить в процессе рассказывания самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения.

Оборудование:

  1. серия из трех-четырех сюжетных картин с последовательно разворачивающимися событиями.

55

Звук Н (2-ое занятие по теме) Программные задачи:

  1. учить определению конечного согласного звука в словах (блин, лимон и пр.,);
  2. учить определять наличие/отсутствие звука Н в слове;
  3. учить выбирать слова со звуком Н из стихотворений и маленьких расска-
  4. зов, добавлять слова со звуком Н в предложения и рифмовки;
  5. закреплять навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов (НА, НУ,
  6. ОН, ИН, УН и npj;
  7. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  8. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительный символ звука Н;
  2. картинки, в названиях которых звук Н начальный (Наф-Наф, Нуф-Нуф,
  3. Надя, навага, набойки и пр.; и последний (клин, вагон, Иван, батон, бидон, клоун и

56

Звук Ф Программные задачи:

  1. познакомить с согласным звуком Ф, особенностями его артикуляции, зри тельным и жестовым символами;
  2. учить выделять звук Ф (на слух и произносительно) в потоке и сочетании
  3. звуков, в начале и в середине слов;
  4. закрепить навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов (ФА, ФО,АФ,
  5. ОФ и пр.);
  6. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  7. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительный символ звука Ф;
  2. предметы и картинки, в названиях которых содержится звук Ф (фата,
  3. фантик, фокусник, факел, фольга, фасоль, флаг, лифт, кофта и пр.,).

57

Предлог ПОДПрограммные задачи:

  1. уточнить пространственное значение предлога ПОД;
  2. учить воспринимать предлог ПОД на слух и произносительно выделять его

в предложении;

  1. учить составлять словосочетания и фразы с «маленьким словом ПОД», используя наглядную ситуацию и сюжетные картинки;
  2. активизировать словарный запас по разным лексическим темам.

Оборудование:

  1. схема предлога ПОД;
  2. игрушки, предметы обстановки, фигурки из «киндер-сюрпризов»;

сюжетные картинки для составления предложений с предлогом ПОД

58

Падежные конструкции. Творительный падеж существительных Программные задачи:

  1. учить образовывать форму творительного падежа существительных в единственном числе без предлога и со знакомыми предлогами пространственного значения ПОД, ЗА;
  2. учить правильно согласовывать слова в предложениях из четырех слов,
  3. ориентируясь на вопросы: кем? чем? где?
  4. обогащать и активизировать словарный запас.

Оборудование:

  1. предметные картинки из лото «Профессии» (вышивают - иголкой и пр.,);
  2. сюжетные картинки для составления предложении, относящихся к различным лексическим темам (трава растет ПОД яблоней, вешалка висит ЗАдверью и пр.,).

59

Звук Ф (2-ое занятие по теме) Программные задачи:

  1. учить определять наличие/отсутствие звука Ф в слове;
  2. учить выбирать слова со звуком Ф из стихотворений и маленьких расска-
  3. зов, добавлять слова со звуком Ф в предложения и рифмовки;
  4. закрепить навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов (ФА, ФЫ,
  5. АФ,УФ,ОФ,ИФ);
  6. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  7. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительный символ звука Ф;
  2. картинки, в названиях которых содержится звук Ф (фонтан, футбол,
  3. лифт, софа, муфта, суфле, Пиф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф);
  4. картинки, в названиях которых отсутствует звук Ф.

60

Звуки М – Н Программные задачи:

  1. учить дифференцировать на слух (изолированно, в слогах и в словах) вокализованные согласные звуки длительного произнесения М - Н;
  2. закрепить навык анализа и синтеза прямых слогов (МА, НУ, МО и пр.,);
  3. учить на слух с помощью зрительных символов определять дифференцируемые звуки в парах слов (новый магазин, мамин лимонад и пр.);
  4. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  5. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительные символы звуков М, Н;
  2. картинки, в названиях которых содержатся звуки М и Н (мука, лимоны, манго,
  3. апельсин, моток, магнит, банан, фанта, Мальвина, мандарин и пр.,).

61

Предлоги НА – ПОД Программные задачи:

  1. закреплять пространственное значение предлогов НА, ПОД;
  2. учить произносительно выделять и различать пределы во фразах и словосочетаниях;
  3. учить составлять фразы с заданным «маленьким словом», используя пары
  4. предметов или предметных картинок;
  5. активизировать словарный запас по разным лексическим темам.

Оборудование:

  1. схемы предлогов НА, ПОД;
  2. сюжетные и парные предметные картинки для составления по ним предложений сначала с предлогом НА, затем - ПОД (кот - стол, собака - кровать, книга - тумбочка, мяч - скамейка .).

62

Предлоги НА – ПОД (2-ое занятие по теме) Программные задачи:

  1. закреплять пространственное значение предлогов НА, ПОД;
  2. закреплять умение произносительно выделять предлоги в рассказах и стихах;
  3. учить составлять фразы с заданным «маленьким словом», используя сюжетные и предметные картинки;
  4. учить добавлять в предложение пропущенный предлог;
  5. активизировать словарный запас по разным лексическим темам.

Оборудование:

  1. схемы предлогов НА, ПОД;
  2. опорные картинки для анализа рассказа;
  3. изображение шаловливого котенка (щенка), сюжетные и предметные картинки.

63

Звуки В-Ф Программные задачи:

  1. учить дифференцировать на слух и произносительно (изолированно, в слогах и в словах) оппозиционные по звонкости-глухости согласные звуки;
  2. закрепить навык анализа и синтеза прямых слогов (ВА, ФУ и пр.);
  3. учить на слух с помощью зрительных символов определять дифференцируемые звуки в парах слов (новая форта, фруктовая ваза, Бовина фамилия и пр.);
  4. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  5. пополнять словарный запас

Оборудование:

  1. зрительные символы звуков В, Ф;
  2. предметы и картинки, в названиях которых содержится звук В;
  3. предметы и картинки, в названиях которых содержится звук Ф.

64

Звуки В - ф

(2-е занятие по теме)

Программные задачи:

  1. учить подбирать в предложение или в рифмовку подходящее слово с учетом
  2. показанного зрительного символа (звука В или Ф);
  3. продолжать учить дифференциации в словах оппозиционных по звонкости-глухости согласных звуков;
  4. закреплять навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов (ВЫ, УФ);
  5. учить с помощью зрительных символов анализировать и синтезировать односложное слово ВАМ;
  6. совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  7. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. зрительные символы звуков В, А, М;
  2. предметы и картинки, в названиях которых содержатся звуки В, Ф.

65

Звуки  А – О – У - И – Ы Программные задачи:

  1. уточнять и закреплять понятие «гласные звуки»;
  2. учить с помощью зрительных символов определять в одном слове по два
  3. гласных звука;
  4. совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа,
  5. внимание и память;
  6. пополнять словарный запас.                                                    

Оборудование:

  1. демонстрационные и раздаточные символы гласных звуков А, О, У, И, Ы;
  2. картинки, в названиях которых содержатся по два изученных гласных звука в различных сочетаниях (вагон, мука, книга, буквы, тыква и пр.,).

66

Звуки  А – О – У - И – Ы    (2-е занятие по теме) Программные задачи:

  1. закреплять понятие «гласные звуки»;
  2. учить с помощью зрительных символов определять в одном слове по три
  3. гласных звука;
  4. совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа,
  5. внимание и память;
  6. пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. демонстрационные и раздаточные символы гласных звуков А, О, У, И, Ы;
  2. картинки, в названиях которых содержатся по три изученных гласных
  3. звука в различных сочетаниях (лимоны, малина, диваны, указки, мимоза,
  4. вагоны, пауки, минута и пр.).

Дата

№ занятия

                                         Тема занятия

Примечание

67

Подбор признаков к предметам и объектам. Программные задачи:

  1. учить правильно понимать и точно отвечать на вопросы: какой по цвету?

какой по форме?

  1. учить подбирать к названию предмета по два слова-признака и включать

их в предложения.

Оборудование:

  1. предметы и объекты различных форм и цветов;
  2. изображения предметов с четко определяемыми цветом и формой (оранжевая треугольная палатка, красный круглый помидор и пр.,).

68

Подбор признаков к предметам и объектам (2-ое занятие по теме) Программные задачи:

  1. учить правильно понимать и точно отвечать на вопрос какой по величине? закреплять понимание вопросов: какой по цвету? какой по форме?
  2. уточнить, что понятия: большой - маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, толстый - тонкий, касаются величины предметов;
  3. учить подбирать к названию предмета по три-четыре слова-признака и включать их в предложения.

Оборудование:

  1. предметы и объекты, различные по высоте, ширине, длине и толщине;
  2. изображения предметов с четко определяемыми цветом, формой и величиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план фронтальной непосредственной образовательной деятельности логопеда в старшей группе ОНР

Данный материал  будет полезен  логопедам дошкольных учреждений, как пример для составления еженедельного планирования ....

План фронтальных занятий старшей группы

В программе логопедической работы по преодолению общего недоразвитияречи у детей 3 уровня фронтальные занятия по звукопроизношению не предусмотрены, поэтому  планирование этих занятий мной вынесе...

план фронтальных занятий учителя-логопеда с детьми-логопатами 5-6лет

План групповых занятий с детьми 5-6лет с сентября по май с использованием здоровьесберегающих технологий и нейропсихологических методик...

Перспективный план фронтальных занятий в старшей группе для детей с ФФН

Перспективный план фронтальных занятий в старшей группе для детей с ФФН...

Перспективный план фронтальных занятий по развитию лексико - грамматических компонентов у детей 6-7 лет с ОНР

Представлен развернутый календарно - тематичсекий план фронтальных занятий....