Рекомендации по созданию предметно- развивающей среды "Приобщение детей к истокам народной культуры"
материал по теме
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Основной задачей педагогов является введение детей в особый самобытный мир, который предполагает создание соответствующей предметно пространственной развивающей среды, в сборе подлинных старинных вещей и их копий. Для более полного воссоздания обстановки и быта русской избы, рекомендуем организовать помощь со стороны родители и друзей.
Для понимания традиций, обычаев русского народа, истории народной культуры, для проникновения чувством понимания ее древности и величия предлагаем выбрать следующие приоритеты:
1.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2.Широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, приобщать их к общечеловеческим нравственным ценностям.
3.Большое место в приобщении детей к народной культуре
должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерны¬ми особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной
жизни человека, во всей их целостности и многообразии.
4.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Для того чтобы педагогический коллектив любого дошкольного образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предлагаемые варианты приоритетов, помимо описания организационных и методических приемов педагогической работы, тематического плана и конспектов занятий, предлагаем следующие материалы:
• Для повышения уровня личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста, рекомендуем использовать сведения из разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Для знакомства с данными материалами (о русских праздниках и традициях, об особенностях жилища, одежды и кухни, о декоративно-прикладных промыслах и т.д.) целесообразно использовать: сказки, былины и литературные произведения, предложенные для использования на занятиях, в детском саду.
• Для приобщения детей к истокам русской народной культуры рекомендуем в избе читать сказки; знакомить с русскими пословицами, поговорками, песнями и хороводами; проводить занятия по народной декоративной росписи и т.д. В русской избе, разместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти, сохранившиеся старинные бытовые предметы.
• Для знакомства с русскими на¬родными обычаями и традиционными обрядовыми праздниками, с народной игрой, играми на русских народных инструментах, очень полезно знакомить с календарным детским фольклором, осуществлять знания о встречах и прощаниях времен года, например: «Весна-весна, поди сюда!».
Для создания интерьера избы, мы предлагаем побеседовать со старыми людьми, изучить музейные материалы, книги о культуре и быте русского народа и подобрать предметы, соответствующие старине, для
воспитания у ребенка чувства красоты, любознательность и патриотизма. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
В избе должна быть сооружена печь, сделаны деревянные лавки и столы, табурет, люлька, прялка, постелены самотканые половики. Для окон сшиты занавески и украшены вышивкой в народном стиле. Предметы кухонной утвари: чугунок, горшок, лукошко, решето, самовар, деревянные ложки, разного размера плошки, миски деревянные, кадка, кувшин, расшитые полотенца, ткацкий станок, веретено, челнок, мялка, коромысло, бочонок, ведра, ухват, кочерга, сундук, русский народный костюм (сарафан, лапти, рубашка, платки, кокошники и т.д.).
Мы предлагаем все занятия по ознакомлению с народным творчеством проводить в «избе». Знакомить с образцами городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписью, народной игрушкой, разными видами народной вышивки. Здесь же знакомить с разнообразием народного искусства, учить навыкам и умениям: расписывать игрушки по типу дымковской, лепить посуду, украшать ее орнаментом. Работами детей оформлять помещения детского сада.
В «избе» отмечать именины. На них обязательно приглашать родителей именинников. На столе — самовар, воздаются почести праздничному караваю. Ребята уже знают, как его резать, кому отдавать «зачин». Обязательно в этот день к малышам приглашать любимых героев русских народных сказок, проводить веселые подвижные игры, пляски и хороводы. Подводить детей к пониманию того, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол. Через посещение избы и через занятия давать детям знания о назначение кухонной утвари, помогать усваивать правила гостеприимства, которыми славен русский народ, больше предлагать пословиц и раскрывать их значение: «Не красна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол».
Для изучения русского фольклора, народного искусства, составить конспекты занятий и сценариев обрядовых праздников.
Для удовлетворения потребности у ребенка к художественному слову и соблюдения русских народных традиций в повседневной жизни детей всех возрастов, подобрать потешки, пестушки, прибаутки, пословици, поговорки, загадки, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.
Изучение календарного детского фольклора осуществлять через участие ребят в календарных праздниках.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Чтобы игра была интереснее, и содержательнее рекомендуем использовать разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки. Детям доставляет радость: изображать персонажей сказок; «варить кашу в чугунке»; «печь пироги в печи»; «сидеть за прялкой»; «выковывать гвозди»; выбирать «жениха» или «невесту», да еще сообща «свадьбу» играть!
Особую роль в системе работы с детьми рекомендуем отводить народному искусству.
Большой интерес вызовут яркие матрешки. Нужно рассказывать о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно подводить к осмыслению понятия «на¬родная игрушка». Старших детей – знакомить с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах; предлагать ребятам попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы матрешка, тогда дети полюбят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.
В детском саду должно быть множество игрушек и других предметов, украшенных народной росписью, что позволит оформить в избе художественные выставки.
Педагоги детского сада должны составить конспекты занятий по знакомству детей с русским народным творчеством и написать сценарии обрядовых праздников. Для использования в работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством, вы можете использовать конспекты занятий, сценариев из книг цикла «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», созданных научными сотрудниками Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), программой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князевой.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, средством приобщения его к духовным ценностям. В театральном кружке дети получают опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и со сверстниками в наиболее характерных и важных для дошкольника видах деятельности. Обогатить такой опыт возможно при условии создания в помещении театрального кружка соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.
Определяющим моментом при организации предметно-пространственной среды помещения театрального кружка должны быть цели, задачи и способы её реализации.
Цель: Создать условия для того, чтобы включить ребёнка в активную познавательно-творческую деятельность, и одновременно способствовать становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявления самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества
Задачи:
1.Оборудовать специальное помещение со сценой и зрительным залом.
2.Создать условия для знакомства детей с различными жанрами театра и устройством театра (ширмы, большие и маленькие, куклы, игрушки, декорации для различных видов театра).
3.Сформировать у детей представление о видах театрального искусства: драматического, кукольного, музыкального и т.д. (Видеомагнитафон, видеокассеты с записями спектаклей, телевизор, игрушки и декорации для различных видов театра (плоскостной, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, кукольный и т. д.).
4. Организовать уголок сказки, для моделирования условий, приближённых к сюжету спектакля - сказки (декорации, сказочные атрибуты, аудиозаписи природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря и т. д.).
5.Создать условия для формирования у детей интереса к театральному искусству (маски, атрибуты, персонажей спектаклей, костюмы)
6.Создать условия для игры в театр, вводить детей через игру в мир театра и художественных образов (ширмы, иллюстрации, костюмы, маски, грим, парики, макет театра, афиши, программки, билеты)
7. Создать условия для занятий детей над образами персонажей спектакля, посредством выразительных средств: интонации, мимики, жестов (зеркала, грим, парики, костюмы, маски, атрибуты и т.д.).
8. Организовать «мастерскую» для участия детей в изготовлении театральных атрибутов, масок, афиш и т.д.;
9.оборудовать её необходимыми материалами: красками, кистями, карандашами, бумагой, ножницами, бросовым материалом, тканью, фольгой и
т. д.
10. Создать условия для уголка уединения (тихого уголка), где ребёнок сможет побыть один, выбрать себе занятие по выбору.
11. Подобрать игрушки, оборудование и материалы, удовлетворяющие полоролевые и возрастные интересы и потребности детей.
Содержательной базой образовательного процесса в театральном кружке, должны быть близкие дошкольнику основные виды деятельности. Педагог дополнительного образования принимает участие в этих видах деятельности через партнёрские формы взаимодействия с детьми. Далее дети сами реализуют их в свободной индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе, в ролевой игре друг с другом. К основным видам деятельности ребёнка-дошкольника относятся:
-игровая деятельность;
-продуктивная деятельность;
-познавательно-исследовательская деятельность;
-чтение художественной литературы.
Для осуществления образовательного процесса в театральном кружке, и проведении занятий в форме партнерских взаимоотношений (педагог и дети – вместе), требуется особая организация рабочего пространства, позволяющая неформально общаться - при чтении пьес, непринуждённо беседовать об образах героев в будущем спектакле, рассказывать об истории и устройстве театра, о нравственных категориях - добре и зле. Во–вторых, совместно изготавливать: билеты, маски, афиши, к предстоящему спектаклю. В-третьих, организовывать сюжетно-ролевые игры в театр: с режиссёром и актёрами, гримёром, звукорежиссёром, осветителем и т. д.
Для развития личности ребёнка, его индивидуальных знаний и социального опыта, следует учитывать:
• индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;
• особенности его эмоционально-личностного развития;
• интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• возрастные и полоролевые особенности
Для этого в помещении театрального кружка важно оборудовать уголок сказки, и «тихий уголок», где ребёнок может побыть один, например, репетировать какую-либо роль перед зеркалом или посмотреть иллюстрации к спектаклю.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей ребёнка, для обеспечения права и свободы выбора каждого ребёнка на любимое занятие в рамках театрализованной деятельности, в помещении театрального кружка необходимо иметь в наличии разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, теневой, плоскостной, на фланелеграфе), ориентированные на интересы разных детей. Создать условия для персонифицированного общения педагога с каждым ребёнком. Сюжетные материалы кружка необходимо периодически обновлять. К этому процессу педагог может подключать детей, участников кружка. Дети вносят предложения по поводу окружающей обстановки. Каждое из предложений необходимо внимательно выслушать и обсудить, в первую очередь, с точки зрения того, насколько целесообразны предлагаемые изменения, удобны ли для каждого члена кружкового коллектива. Если предложения принимаются, то дальше ведутся совместные поиски возможностей их реализации. Совместно выясняется, что могут сделать сами дети, что можно сделать с помощью взрослых.
В качестве помощников привлечь: родителей, детей из других групп, педагогов и т.д. Кроме того, соблюдаемый принцип активности, самостоятельности и творчества детей, потребует такого расположения предметов в пространстве, при котором дети могут самостоятельно пользоваться ими - доставать, играть, выполнять другие какие-либо действия и убирать на место.
Для развития познавательной активности, любознательности и исследовательского интереса можно оборудовать в помещении театрального кружка «мастерскую», где предполагаются необходимые условия для поиска, моделирования и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций, костюмов и масок к спектаклям.
Раскрытию творческих способностей детей будет способствовать и специальное многофункциональное помещение - театральный зал с оборудованной сценой (желательно с кулисами), для проведения репетиций с декорациями, спектаклей и праздников.
В помещении театрального кружка желательно выделить место для уголка сказки, поскольку сказка - наиболее любимый детьми-дошкольниками литературный жанр. Язык сказки прост и доступен детям. Сюжет её прозрачен, часто подсказывает, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. При участии педагога в уголке сказки можно создать обстановку, в которой дети чувствуют себя органично в мире сказочных образов. Для моделирования сюжета той или иной сказки, формирования у детей ощущения своего присутствия в сказке хорошо использовать периодически меняющиеся декорации, зависящие от того, над какой пьесой в данное время работают участники кружка. Когда знакомите детей с новой сказкой, способствуете переживанию за судьбу героев, учите ненавидеть зло, сочувствовать добру. Важно создать обстановку, когда детям хочется не просто слушать, а самим принимать участие в сказке. Для развития воображения и фантазии детей, обогащения их творческого потенциала, специально моделируете условия для сказок.
В уголке сказок при соответствующих декорациях, дети могут знакомиться с новыми сказками-пьесами: «Заяц и ёж», «Как лось друзей искал», «Волк и козлята», «Волшебный шиповник», «Цветик-семицветик. Именно здесь рекомендуется осваивать с детьми новую форму работы со сказкой - изменять сюжет сказки. Эта форма работы со сказкой позволит открыть разные возможности для движения мысли и воображения детей, кроме того, она может изменить заданный в сказке баланс добра и зла, и повлиять на личную нравственную позицию ребёнка.
При проектировании помещения театрального кружка необходимо
учитывать особенности возраста детей. Для старших дошкольников, шестого года жизни должны быть представлены, прежде всего, разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т.д. Игрушки, материалы и оборудование в театральном кружке должны располагаться с учётом полоролевых особенностей детей, отвечающим интересам мальчиков и девочек.
Уважаемые коллеги! Надеемся, что наш опыт работы в данном направлении будет вам полезен и вы, творчески переработав предложенный материал в соответствии с условиями вашего учреждения, используете в работе в своём учреждении со
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе
Материал по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе.1. Неречевые процессы;2. Звукопроизношение;3. Обучение элементам грамоты;4. Словарная работа;5. Развитие грамматического строя ...
Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в средней группе.
Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в средней группе. Детям исполнилось четыре года. Они пришли в среднюю группу. Выросли физические возможности детей. Дети испытывают острую по...
Методические рекомендации по созданию предметного пространства способствующего приобщению к истокам народной культуры
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе ...
Рекомендации по созданию предметно - развивающей среды в ДОУ
Методические рекомендации...
Методические рекомендации по созданию предметно развивающей среды по образовательным областям
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре ...
Рекомендации по созданию предметно – развивающей среды в группах для организации конструктивно- модельной деятельности детей дошкольного возраст
Конструкторы для детей помогут родителям развить у ребенка наглядно- действенное и образное мышление, воображение, память, понимание причинно-следственной связи, внимание и пространственную ориентацию...
Приобщение детей к истокам народной культуры через создание предметно-развивающей среды в ДОУ
Цель: формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим п...