Рекомендации по созданию предметно - развивающей среды в ДОУ
методическая разработка по теме

Воротник Александра Евгеньевна

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

общеразвивающего вида

детский сад № 41 ст. Смоленской

МО Северский район

Методические рекомендации

«Рекомендации по созданию развивающей предметно – пространственной среды для детей 2 – 3 лет»

2015г.

В это период для познавательного развития ребенка решающие значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали:

• игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

• большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;

• различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа богородской игрушки);

• игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру - типа пирамидок и матрешек;

• игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;

• самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы (желательно их делать на глазах у детей). Дети со временем сами примут участие в их изготовлении.

Это могут быть:

• банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;

• шуршание «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;

• погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.;

• ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;

• шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;

• сосуды с водой разного объема («ксилофон»);

• перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);

• свистки и дудочки из глины и дерева;

• нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;

• конструкторы и мозаики;

• разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т.п.;

• игрушки контрастных размеров;

• игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;

• емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть - закрыть, выдвинуть-задвинуть. Отличительная особенность возраста - тяга к многократному повторению этих действий.

• вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т.п.;

• книги с большими предметными картинками;

• ящики, контейнеры с крышками;

• подушки, ковер;

• качели, прыгунки.

 

 

Желаю удачи!


муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

общеразвивающего вида

детский сад № 41 ст. Смоленской

МО Северский район

Методические рекомендации

«Требования к организации развивающей предметно  -пространственной среды.»

C:\Users\Александра\Desktop\работа\фотки садик\160220151094.jpg

2015г.

1. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:

• для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.), которые размещаются  в центрах (зонах) и содержат разнообразные  материалы для  развивающих игр и занятий;

• для предоставления  права выбора  деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

2. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:

• быть рационально логичным и удобным для  детей (например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной  зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, сосредоточены в приятной композиции живые растения, а сама  обстановка располагает к интеллектуальному отдыху);

• отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. Например, для детей 2-3 лет это требует освобожденное, достаточно большое пространство, где они смогут удовлетворить свою потребность в активном движении – катании, лазании, играх с крупными двигателями.  В группе для детей 3-4 лет это будет широко развернутый центр сюжетно-ролевых игр, причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов, у которых что-то будет переключиться, нажиматься, крутиться, и в большом количестве атрибутов, обозначающих внешний знак роли – шлемами, коронами, плащами, сумками, щитами, веерами,  т.к. дети этого возраста стремятся быть похожими на взрослых, приближаться к их возможностям и быть такимиже «большими и важными». В средней возрастной группе ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, особенность  уединяться, создавать свой мир игры в укромных уголках, поэтому дети пятого года жизни будут с большим удовольствием использовать созданные вами уютные домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполнение разным содержанием и рассчитанные на игру 2-3 детей;

• включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полуфукциональное игровое оборудование («открытые» ширмы,  игровые скамейки со множеством отверстий); «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящичках будут сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, платки, «бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки (сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр.);

• расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;

• отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изобразительной деятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка (игровые поля, центры, зоны важно организовать так, чтобы самим расположением предметно-развивающей средыопределялось положение тела ребенка и он мог располагаться в ней, сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и т.п.,);

• оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.

3. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении (подиумы с мягкими подушками, с которыми можно, обнявшись полежать; легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы, будут предложены детям разные успокаивающие игрушки типа «снегопад в шарике», «плавающие рыбки», картина с «изменяющимся пейзажем».

4. Начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где бы он мог  хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесенные из дома игрушки и пр.

Воротник А.Е.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждениеобщеразвивающего видадетский сад № 41 ст. СмоленскойМО Северский район

Методические рекомендации

«Рекомендации по созданию развивающей предметно – пространственной среды для детей 3 – 4 лет»

2015г.

Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:

  • разрезанные плоскостные картинки, кубики с картинками;
  • парные картинки;
  • трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы - вкладыши;
  • 2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
  • разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;
  • игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
  • оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;
  • банки разного размера;
  • пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;
  • предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, - сломанные часы, фотоаппараты;
  • емкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т.п.;
  • машинки крупные и средние,
  • куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды;
  • наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);
  • игрушечные животные (натуральной окраски);
  • большие и мягкие игрушки и напольные подушки;
  • тканевые мячики;
  • аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;
  • моющиеся книги с хорошей иллюстрацией, изображающие предметы реального окружения ребенка;
  • книги сказок о животных;
  • детская мебель: стол, стульчик.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждениеобщеразвивающего видадетский сад № 41 ст. СмоленскойМО Северский район

Методические рекомендации

«Рекомендации по созданию развивающей предметно – пространственной среды для детей 4 – 5 лет»

2015г.

В развивающую предметно-пространственную среду для детей среднего возраста должны входить:

  • различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
  • игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
  • костюмы для ряжения;
  • познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
  • журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка (например, автомашины, мода, интерьеры);
  • книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и др.);
  • книги с волшебными сказками;
  • коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п.,
  • тематические наборы открыток, марок, значков;
  • цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;

 

  • наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);
  • дидактические игры «Собери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;
  • игры «Водоем», «Поймай рыбку», колпачки и т.п.;
  • игровые и учебные телевизионные программы;
  • различные орудия труда;
  • стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности - детский стол и стул, правильное освещение (слева), расположенные для рисования, моделирования, работы с бумагой.

Желаю удачи!


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждениеобщеразвивающего видадетский сад № 41 ст. СмоленскойМО Северский район

Методические рекомендации

«Рекомендации по созданию развивающей предметно – пространственной среды для детей 5 – 7 лет»

2015г.

В развивающую среду должны входить:

  • глобус (желательно с подсветкой);
  • физическая карта мира и России, политическая карта мира;
  • разнообразные коллекции;
  • измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
  • познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
  • азбуки картинные, книги для первого чтения;
  • авторские сказки;
  • былины, мифы, легенды;
  • познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;
  • детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;
  • детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;
  • часы настенные и календарь;
  • настольно-печатные игры - лото, пазлы;
  • настольные игры - домино, шашки, шахматы;
  • чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
  • оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.

 

 

Желаю удачи!


  • на обеспечение зоны «ближайшего развития»: «Это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую»;
  • На неисчерпаемую информативность: «Я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь интересное».

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

общеразвивающего вида

детский сад № 41 ст. Смоленской

МО Северский район

Методические рекомендации

«Требования к содержанию развивающей предметно  -пространственной среды.»

C:\Users\Александра\Desktop\работа\фотки садик\160220151094.jpg

2015г.

  1. Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:
  • программным требованиям, задачами воспитания и обучения;
  • возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим  развитием ребенка. Воспитатель поступит педагогически грамотно, если, например, в центре конструктивной деятельности ручного труда 3-4 лет в большей мере будет предлагать специально подготовленные материалы, которые не только будут побуждать ребенка ставить цели, но и будут способствовать быстрому достижению результата, и в первую очередь будут использовать готовые объемные формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и прочие упаковки, а также плоские – прямоугольники, квадраты, круги и т.д., различные силуэты животных – собачек, лошадок, и пр. предметов – корзиночек, домиков;
  • интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности. Например, детям старшего дошкольного возраста центр ручного труда и конструирования гораздо более привлекателен, если мальчики найдут в нем образцы  изготовления разнообразной техники (межпланетных кораблей, катамаранов, подводных лодок), крепости, занимательные игры типа «Автомобильные гонки», «Приди первым» и др., .а девочки – образцы сумочек, украшений, сундучков для их хранения, кукол с гардеробом вещей, предметов быта и пр.
  1. В предметно-пространственной среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные годы дошкольного детства. Например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления. Поэтому в старшей группе детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие различные психические процессы.
  2. Содержание предметно-пространственной среды должно периодически обогащаться с ориентацией на:
  • поддержание интереса ребенка к предметно-пространственной среде и на пройденный программный материал: «Этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху»;
  • на индивидуальные возможности детей: «Я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо»;

Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги., набравшая большее количество индивидуальных побед. Побеждает команда

«Большой мяч»

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом, играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

В результате использования народных игр у детей формируются коммуникативные навыки. Народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.      

Желаем удачи!

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

общеразвивающего вида

детский сад № 41 ст. Смоленской

МО Северский район

«Использование русских народных игр в работе с детьми»

C:\Users\Александра\Desktop\работа\фотки садик\160220151094.jpg

2015г.

Весёлые подвижные игры  - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом.

В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового зачина.

 Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой.

 Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Вашему вниманию я предлагаю несколько русских народных подвижных игр:

« Шатер». (плясовая рус.нар. мелодия)

Дети встают вокруг трех стульев, на каждом из которых раскинут красивый большой платок, все платки разные.

Звучит плясовая русская народная мелодия. Дети водят хоровод вокруг каждого платка, постепенно собираются в общий хоровод и водят его.

В это время платки меняют местами. По сигналу ведущего нужно быстро собраться у своего платка и поднять его над головой, как шатер, раскинув за углы.

«Плетень».

Дети встают в 4 шеренги попарно друг напротив друга

 Под музыку «Во поле берёзка стояла» движутся навстречу друг другу.

На слова «Расплетайся, плетень!» дети разбегаются по залу; на слова «заплетайся, плетень!» - занимают свои места.

«Пятнашки»

Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

«Кот и мышь»

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

«Бой петухов»

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо.

Правила закаливания детей. Памятка для родителей

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.

При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

• проводить закаливающие процедуры систематически,

• увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно,

• учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры,

• начинать закаливание в любом возрасте,

• никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка,

• избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце,

• правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов,

• закаляться всей семьей,

• закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем,

• в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьей!

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

общеразвивающего вида

детский сад № 41 ст. Смоленской

МО Северский район

Памятка для родителей

«Здоровьесбережение»

http://mdou26kms.ucoz.ru/_si/0/28424410.jpg

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.

 

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».

 

В  центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна находиться:

 

во-первых, семья, включающая всех ее членов и условия проживания;

 

во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима дня.

Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего - это режим дня в детском саду. 

Зарядка самое лучшее средство взбодриться на весь день. И в детском саду зарядке отводится самое лучшее время – утро.

Каждый день ребенка начинается с утренней гимнастики, ведь утренняя зарядка каждому нужна как подзарядка. Она тонизирует мышцы и все системы организма, настраивает ребенка позитивно на весь последующий день. Чтобы дети получали заряд бодрости и хорошего настроения, зарядка проходит под музыку с различными предметами.

 Рациональное питание –это разнообразное питание с учетом индивидуальных особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Рациональное питание является важнейшим условием человека и его работоспособность.

С пищей человек получает все необходимые элементы, требующихся для роста и развития и обеспечивающие организм энергией, необходимые для жизнедеятельности.

Проблема  здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

 

ДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ — это сохранение и укрепление  здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; 

 

Здоровье — это состояние полного физического, психическогои социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.и

 

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка
Папы и мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребёнок должен ежедневно активно двигаться не менее двух часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
• Приучать своего ребенка к гимнастике с как можно более раннего возраста
• Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
• Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
• Включать веселую и ритмичную музыку.
• Открывать окна и шторы для потока солнечного света и воздуха.
• Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
• Выполнять зарядку в течении 10-20 минут.
• Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.
• Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
• Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые.


Уважаемые папы и мамы! Помните!
Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.
• Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
• Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.
• Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
• Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
• Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
• Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
• Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
• Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
• Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
• Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему на встречу!

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

общеразвивающего вида

детский сад № 41 ст. Смоленской

МО Северский район

 Памятка для родителей

«Здоровьесбережение»

http://mdou26kms.ucoz.ru/_si/0/28424410.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

общеразвивающего вида

детский сад № 41 ст. Смоленской

МО Северский район

Методические рекомендации

«Рекомендации по созданию развивающей предметно – пространственной среды для детей 2 – 3 лет»

2015г.

В это период для познавательного развития ребенка решающие значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали:

• игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

• большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;

• различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа богородской игрушки);

• игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру - типа пирамидок и матрешек;

• игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;

• самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы (желательно их делать на глазах у детей). Дети со временем сами примут участие в их изготовлении.

Это могут быть:

• банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;

• шуршание «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;

• погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.;

• ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;

• шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;

• сосуды с водой разного объема («ксилофон»);

• перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);

• свистки и дудочки из глины и дерева;

• нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;

• конструкторы и мозаики;

• разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т.п.;

• игрушки контрастных размеров;

• игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;

• емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть - закрыть, выдвинуть-задвинуть. Отличительная особенность возраста - тяга к многократному повторению этих действий.

• вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т.п.;

• книги с большими предметными картинками;

• ящики, контейнеры с крышками;

• подушки, ковер;

• качели, прыгунки.

 

 

Желаю удачи!


муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

общеразвивающего вида

детский сад № 41 ст. Смоленской

МО Северский район

Методические рекомендации

«Требования к организации развивающей предметно  -пространственной среды.»

C:\Users\Александра\Desktop\работа\фотки садик\160220151094.jpg

2015г.

1. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:

• для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.), которые размещаются  в центрах (зонах) и содержат разнообразные  материалы для  развивающих игр и занятий;

• для предоставления  права выбора  деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

2. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:

• быть рационально логичным и удобным для  детей (например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной  зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, сосредоточены в приятной композиции живые растения, а сама  обстановка располагает к интеллектуальному отдыху);

• отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. Например, для детей 2-3 лет это требует освобожденное, достаточно большое пространство, где они смогут удовлетворить свою потребность в активном движении – катании, лазании, играх с крупными двигателями.  В группе для детей 3-4 лет это будет широко развернутый центр сюжетно-ролевых игр, причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов, у которых что-то будет переключиться, нажиматься, крутиться, и в большом количестве атрибутов, обозначающих внешний знак роли – шлемами, коронами, плащами, сумками, щитами, веерами,  т.к. дети этого возраста стремятся быть похожими на взрослых, приближаться к их возможностям и быть такимиже «большими и важными». В средней возрастной группе ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, особенность  уединяться, создавать свой мир игры в укромных уголках, поэтому дети пятого года жизни будут с большим удовольствием использовать созданные вами уютные домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполнение разным содержанием и рассчитанные на игру 2-3 детей;

• включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полуфукциональное игровое оборудование («открытые» ширмы,  игровые скамейки со множеством отверстий); «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящичках будут сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, платки, «бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки (сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр.);

• расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;

• отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изобразительной деятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка (игровые поля, центры, зоны важно организовать так, чтобы самим расположением предметно-развивающей средыопределялось положение тела ребенка и он мог располагаться в ней, сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и т.п.,);

• оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.

3. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении (подиумы с мягкими подушками, с которыми можно, обнявшись полежать; легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы, будут предложены детям разные успокаивающие игрушки типа «снегопад в шарике», «плавающие рыбки», картина с «изменяющимся пейзажем».

4. Начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где бы он мог  хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесенные из дома игрушки и пр.

Воротник А.Е.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждениеобщеразвивающего видадетский сад № 41 ст. СмоленскойМО Северский район

Методические рекомендации

«Рекомендации по созданию развивающей предметно – пространственной среды для детей 3 – 4 лет»

2015г.

Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:

  • разрезанные плоскостные картинки, кубики с картинками;
  • парные картинки;
  • трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы - вкладыши;
  • 2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
  • разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;
  • игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
  • оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;
  • банки разного размера;
  • пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;
  • предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, - сломанные часы, фотоаппараты;
  • емкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т.п.;
  • машинки крупные и средние,
  • куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды;
  • наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);
  • игрушечные животные (натуральной окраски);
  • большие и мягкие игрушки и напольные подушки;
  • тканевые мячики;
  • аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;
  • моющиеся книги с хорошей иллюстрацией, изображающие предметы реального окружения ребенка;
  • книги сказок о животных;
  • детская мебель: стол, стульчик.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждениеобщеразвивающего видадетский сад № 41 ст. СмоленскойМО Северский район

Методические рекомендации

«Рекомендации по созданию развивающей предметно – пространственной среды для детей 4 – 5 лет»

2015г.

В развивающую предметно-пространственную среду для детей среднего возраста должны входить:

  • различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
  • игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
  • костюмы для ряжения;
  • познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
  • журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка (например, автомашины, мода, интерьеры);
  • книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и др.);
  • книги с волшебными сказками;
  • коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п.,
  • тематические наборы открыток, марок, значков;
  • цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;

 

  • наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);
  • дидактические игры «Собери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;
  • игры «Водоем», «Поймай рыбку», колпачки и т.п.;
  • игровые и учебные телевизионные программы;
  • различные орудия труда;
  • стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности - детский стол и стул, правильное освещение (слева), расположенные для рисования, моделирования, работы с бумагой.

Желаю удачи!


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждениеобщеразвивающего видадетский сад № 41 ст. СмоленскойМО Северский район

Методические рекомендации

«Рекомендации по созданию развивающей предметно – пространственной среды для детей 5 – 7 лет»

2015г.

В развивающую среду должны входить:

  • глобус (желательно с подсветкой);
  • физическая карта мира и России, политическая карта мира;
  • разнообразные коллекции;
  • измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
  • познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
  • азбуки картинные, книги для первого чтения;
  • авторские сказки;
  • былины, мифы, легенды;
  • познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;
  • детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;
  • детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;
  • часы настенные и календарь;
  • настольно-печатные игры - лото, пазлы;
  • настольные игры - домино, шашки, шахматы;
  • чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
  • оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.

 

 

Желаю удачи!


  • на обеспечение зоны «ближайшего развития»: «Это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую»;
  • На неисчерпаемую информативность: «Я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь интересное».

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

общеразвивающего вида

детский сад № 41 ст. Смоленской

МО Северский район

Методические рекомендации

«Требования к содержанию развивающей предметно  -пространственной среды.»

C:\Users\Александра\Desktop\работа\фотки садик\160220151094.jpg

2015г.

  1. Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:
  • программным требованиям, задачами воспитания и обучения;
  • возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим  развитием ребенка. Воспитатель поступит педагогически грамотно, если, например, в центре конструктивной деятельности ручного труда 3-4 лет в большей мере будет предлагать специально подготовленные материалы, которые не только будут побуждать ребенка ставить цели, но и будут способствовать быстрому достижению результата, и в первую очередь будут использовать готовые объемные формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и прочие упаковки, а также плоские – прямоугольники, квадраты, круги и т.д., различные силуэты животных – собачек, лошадок, и пр. предметов – корзиночек, домиков;
  • интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности. Например, детям старшего дошкольного возраста центр ручного труда и конструирования гораздо более привлекателен, если мальчики найдут в нем образцы  изготовления разнообразной техники (межпланетных кораблей, катамаранов, подводных лодок), крепости, занимательные игры типа «Автомобильные гонки», «Приди первым» и др., .а девочки – образцы сумочек, украшений, сундучков для их хранения, кукол с гардеробом вещей, предметов быта и пр.
  1. В предметно-пространственной среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные годы дошкольного детства. Например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления. Поэтому в старшей группе детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие различные психические процессы.
  2. Содержание предметно-пространственной среды должно периодически обогащаться с ориентацией на:
  • поддержание интереса ребенка к предметно-пространственной среде и на пройденный программный материал: «Этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху»;
  • на индивидуальные возможности детей: «Я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе

Материал по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе.1. Неречевые процессы;2. Звукопроизношение;3. Обучение элементам грамоты;4. Словарная работа;5. Развитие грамматического строя ...

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в средней группе.

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в средней группе. Детям исполнилось четыре года. Они пришли в среднюю группу. Выросли физические возможности детей. Дети испытывают острую по...

Рекомендации по созданию предметно- развивающей среды "Приобщение детей к истокам народной культуры"

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе ...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Методические рекомендации по созданию предметно развивающей среды по образовательным областям

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре ...

Презентация на тему: "Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды".

Данные методические рекомендации предназначены для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольн...

Рекомендации по созданию предметно – развивающей среды в группах для организации конструктивно- модельной деятельности детей дошкольного возраст

Конструкторы для детей помогут родителям развить у ребенка наглядно- действенное и образное мышление, воображение, память, понимание причинно-следственной связи, внимание и пространственную ориентацию...