Занятие по логоритмике Тема "Дифференциация звуков и букв С-Ц"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Филина Людмила Алексеевна

Логоритмика - это система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений,осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логопедическая ритмика развивает неречевые процессы (слуховое внимание, слуховую память, оптико-пространственные представления, зрительную ориентировку на собеседника, координацию движений, чувство темпа и ритма в движении, воспитание личности, характера) и корректирует речевые нарушения ( воспитание темпа и ритма, дыхания в речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха...)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_s-c.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

1. Дифференцировать звуки С-Ц на слух и в произношении в слогах, словах, чистоговорках, речевых играх, попевках.

2. Учить детей выделять логическое ударение голосом в предложениях.

3. Упражнять детей в звукобуквенном анализе слов на С-Ц.

4. Закреплять правильный выбор согласной буквы в слабой позиции.

5. Повторить обобщающее понятие “посуда”

6. Упражнять детей в умении двигаться в соответствии с ритмом музыки или слова, в координации движений и речи

7. Развивать речевые и мимические движения, работать над их силой, точностью, переключаемостью, эмоциональностью.

8. Учить детей продолжительному выдоху.

9. Учить детей умению расслаблять и напрягать свое тело.

10. Развивать слуховое внимание и память.

11.Психотерапевтически влиять музыкой и речью на эмоциональную сферу детей.

Оборудование:

  1.  Фортепиано
  2. Магнитофон
  3.  Зеркала
  4.  Игрушки на резинках для фиксации дыхания
  5.  Мяч
  6.  Магнитная доска
  7. Картинки со звуками С-Ц
  8.  Буквы
  9.  Предметы посуды
  10.  Атрибуты волшебника
  11.  Письмо Незнайки
  12.  Разноцветные пластиковые геометрические фигуры

Ход занятия:

1.Вводная ходьба:

  1. звучит музыка “Марш” Дунаевского;
  2. двигаться ритмично;
  3. координировать работу рук и ног;
  4. следить за осанкой;
  5. взаимное музыкальное приветствие;
  6. обращение к гостям.

2.Знакомство с темой занятия:

  1. загадка:

“На шесте дворец

Во дворце певец,

А его зовут …”

(скворец)

                                   Что это за дворец? (скворечник)

  1. покажите его ладошками и проговорите

“Скворец в скворечнике живёт

И песню звонкую поёт”;

  1. назовите первый и последний звук в слове “скворец”
  2. догадались, какие звуки будем сегодня сравнивать? (С-Ц)

3.Фонетическая ритмика (произнесение звуков и движения руками): 

  1. С-С-С-С-С
  2. Ц-Ц-Ц-Ц-Ц

4. Характеристика звуков “С”,”Ц”:

  1. “С” – согл.,глух.,тв..
  2. “Ц” - согл.,глух.,тв..

 Что общего? Чем же отличаются?

      Вывод: надо иметь хороший слух, чтобы отличать звуки С-Ц.

                  Дети с закрытыми глазами повторяют за логопедом:

   

СА-ЦА-ЦА

ЦА-СА-СА

СА-ЦА-СА

СО-ЦО-СО       и т.д.

  1. Дети спокойно двигаются по залу под музыку «Во саду ли, в огороде», если услышат звуки С-Ц, показывают движения руками (фонетическая ритмика):

Оса, овца, цвет, свет, сыр, цирк, цапля, сабля, лица, лиса, сокол, цокот, цены, сено, цепь, семь, цепи, сети.

5.Речевая игра:

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят

Привела их с улицы

Пёстренькая курица

Миленькая курица,

Ты забыла улицу

Это детский сад,

Но не для цыплят.

Какие встретились слова со звуком С?

Какие встретились слова со звуком Ц?

6.Игра “Наоборотки”(с мячом):

ЦОК-СОК                              СЕЛЬ-ЦЕЛЬ

БАЦ-БАС                               СВЕТИК-ЦВЕТИК

ЦВЕТ-СВЕТ                           БУСЫ-БУТЦИ;

7. Упражнения на дыхание:

Упражнения на дыхание для выработки дифференцированного выдоха через нос и рот, приобретение навыков брюшного, речевого, нижнерёберного типа дыхания с преимущественным удлинённым выдохом.

Вывод:  Звук “С”-щелевой; “Ц”-взрывной.

8.Определение места звуков С-Ц в словах:

  1. Дети берут индивидуальные карточки и поднимаются в соответствии с заданием (начало слова, середина, конец).
  2. Придумывание чистоговорок со звуками С-Ц.

9.Игра со словом “Шалтай-Болтай”, учить детей  расслабляться и напрягаться, уметь переносить центр тяжести тела:

Шалтай-Болтай

сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне…

10.Упражнения на развитие речевых и мимических движений:

  1. Гигиенический самомассаж перед зеркалом (по методике Уманской)
  2. Вибрационный массаж
  3. Мимический массаж “Мы в цирке!” изобразить клоунов: толстяка и худышку, удивиться фокуснику, испугаться тигра, обрадоваться попугаю.

  1. «Пальчики здороваются» с разным ударением на слоги:

 

Са`-со-су-сы

Са-со`-су-сы

Са-со-су`-сы

Са-со-су-сы`

Это упражнение для развития просодической стороны речи (смена темпа, интонации, ударения, мелкой мускулатуры пальцев рук).

«Топотушки»:

Ца`-цо-цу-цы

Ца-цо`-цу-цы

Ца-цо-цу`-цы

Ца-цо-цу-цы`

11.Появление фокусника с волшебной палочкой:

Цын-цы, Брын-цы, Са-ца-ца

Появилась … (сахарница,сухарница,соусница,супница, салфетница)

Что общего во всех этих словах? (это посуда, в названии которой присутствуют “С” и “Ц”.

Волшебная палочка сломалась, закончились звуки “Ц” (куда насыпаем соль? В солонку).

12.Считалка:

Цын-цы, Брын-цы, балалайка

Цын-цы, Брын-цы, заиграйка

Цын-цы, Брын-цы, дигидон

Выходи из круга вон.

13.Игра со словом “Синица и котята”:

Синица, синица, весёлая птица

Где ты была, где ты жила?

Я летала по садам

Я сидела по кустам.

Ц-Ц-Ц

Дети подходят к пианино.

14.Что такое звук?Что такое буква? (Дать определение)

На что похожи буквы “С”-“Ц”?

Что произойдёт, если согласные буквы подружатся с гласными? (образуется слог)

Задание: 

1.Пропевание слогов со звуками “С”-“Ц”.

2.Придумать и пропеть слово с любым из этих слогов, остальные дети просчитывают количество слогов.

3.Пение “Пусть всегда будет солнце!”

14.Письмо Незнайки:

Поможем Незнайке определить букву в конце слов.

Игра “Живые буквы”: насо..; зая..; кузне..; пылесо..; пару..; скворе.. (надо изменить слово, например, сказать, что этого много и послушать: какой проявится звук, такая будет и буква).

Незнайка благодарит детей и рассказывает о своей любимой игре: ”Я любуюсь разноцветным солнцем”.Дети отвечают на вопросы логопеда, выделяя интонацией нужное слово.

15.Музыкально-двигательная игра “Разноцветные стекляшки”

16.Итог:

Расскажем Незнайке, чем занимались сегодня на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логоритмике "Звук и буква С"

Интгерированное  занятие для детей подготовительного возраста, чтобы совершенствовать нормализацию речи и двигательные функции в упражнениях под музыку и слово; развивать фонемати...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"

Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по теме "«Звука [М], буква Мс использованием элементов логоритмики».

Тема занятия: «звук [М], буква М»Образовательная область: «Обучение грамоте»Возрастная группа: подготовительнаяЦель занятия: знакомство со звуком и буквой [М]Задачи занятия:...