Занятие по логоритмике Тема "Дифференциация звуков и букв С-Ц"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Логоритмика - это система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений,осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логопедическая ритмика развивает неречевые процессы (слуховое внимание, слуховую память, оптико-пространственные представления, зрительную ориентировку на собеседника, координацию движений, чувство темпа и ритма в движении, воспитание личности, характера) и корректирует речевые нарушения ( воспитание темпа и ритма, дыхания в речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха...)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_s-c.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
1. Дифференцировать звуки С-Ц на слух и в произношении в слогах, словах, чистоговорках, речевых играх, попевках.
2. Учить детей выделять логическое ударение голосом в предложениях.
3. Упражнять детей в звукобуквенном анализе слов на С-Ц.
4. Закреплять правильный выбор согласной буквы в слабой позиции.
5. Повторить обобщающее понятие “посуда”
6. Упражнять детей в умении двигаться в соответствии с ритмом музыки или слова, в координации движений и речи
7. Развивать речевые и мимические движения, работать над их силой, точностью, переключаемостью, эмоциональностью.
8. Учить детей продолжительному выдоху.
9. Учить детей умению расслаблять и напрягать свое тело.
10. Развивать слуховое внимание и память.
11.Психотерапевтически влиять музыкой и речью на эмоциональную сферу детей.
Оборудование:
- Фортепиано
- Магнитофон
- Зеркала
- Игрушки на резинках для фиксации дыхания
- Мяч
- Магнитная доска
- Картинки со звуками С-Ц
- Буквы
- Предметы посуды
- Атрибуты волшебника
- Письмо Незнайки
- Разноцветные пластиковые геометрические фигуры
Ход занятия:
1.Вводная ходьба:
- звучит музыка “Марш” Дунаевского;
- двигаться ритмично;
- координировать работу рук и ног;
- следить за осанкой;
- взаимное музыкальное приветствие;
- обращение к гостям.
2.Знакомство с темой занятия:
- загадка:
“На шесте дворец
Во дворце певец,
А его зовут …”
(скворец)
Что это за дворец? (скворечник)
- покажите его ладошками и проговорите
“Скворец в скворечнике живёт
И песню звонкую поёт”;
- назовите первый и последний звук в слове “скворец”
- догадались, какие звуки будем сегодня сравнивать? (С-Ц)
3.Фонетическая ритмика (произнесение звуков и движения руками):
- С-С-С-С-С
- Ц-Ц-Ц-Ц-Ц
4. Характеристика звуков “С”,”Ц”:
- “С” – согл.,глух.,тв..
- “Ц” - согл.,глух.,тв..
Что общего? Чем же отличаются?
Вывод: надо иметь хороший слух, чтобы отличать звуки С-Ц.
Дети с закрытыми глазами повторяют за логопедом:
СА-ЦА-ЦА
ЦА-СА-СА
СА-ЦА-СА
СО-ЦО-СО и т.д.
- Дети спокойно двигаются по залу под музыку «Во саду ли, в огороде», если услышат звуки С-Ц, показывают движения руками (фонетическая ритмика):
Оса, овца, цвет, свет, сыр, цирк, цапля, сабля, лица, лиса, сокол, цокот, цены, сено, цепь, семь, цепи, сети.
5.Речевая игра:
Забрели к нам в детский сад
Двенадцать маленьких цыплят
Привела их с улицы
Пёстренькая курица
Миленькая курица,
Ты забыла улицу
Это детский сад,
Но не для цыплят.
Какие встретились слова со звуком С?
Какие встретились слова со звуком Ц?
6.Игра “Наоборотки”(с мячом):
ЦОК-СОК СЕЛЬ-ЦЕЛЬ
БАЦ-БАС СВЕТИК-ЦВЕТИК
ЦВЕТ-СВЕТ БУСЫ-БУТЦИ;
7. Упражнения на дыхание:
Упражнения на дыхание для выработки дифференцированного выдоха через нос и рот, приобретение навыков брюшного, речевого, нижнерёберного типа дыхания с преимущественным удлинённым выдохом.
Вывод: Звук “С”-щелевой; “Ц”-взрывной.
8.Определение места звуков С-Ц в словах:
- Дети берут индивидуальные карточки и поднимаются в соответствии с заданием (начало слова, середина, конец).
- Придумывание чистоговорок со звуками С-Ц.
9.Игра со словом “Шалтай-Болтай”, учить детей расслабляться и напрягаться, уметь переносить центр тяжести тела:
Шалтай-Болтай
сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне…
10.Упражнения на развитие речевых и мимических движений:
- Гигиенический самомассаж перед зеркалом (по методике Уманской)
- Вибрационный массаж
- Мимический массаж “Мы в цирке!” изобразить клоунов: толстяка и худышку, удивиться фокуснику, испугаться тигра, обрадоваться попугаю.
- «Пальчики здороваются» с разным ударением на слоги:
Са`-со-су-сы
Са-со`-су-сы
Са-со-су`-сы
Са-со-су-сы`
Это упражнение для развития просодической стороны речи (смена темпа, интонации, ударения, мелкой мускулатуры пальцев рук).
«Топотушки»:
Ца`-цо-цу-цы
Ца-цо`-цу-цы
Ца-цо-цу`-цы
Ца-цо-цу-цы`
11.Появление фокусника с волшебной палочкой:
Цын-цы, Брын-цы, Са-ца-ца
Появилась … (сахарница,сухарница,соусница,супница, салфетница)
Что общего во всех этих словах? (это посуда, в названии которой присутствуют “С” и “Ц”.
Волшебная палочка сломалась, закончились звуки “Ц” (куда насыпаем соль? В солонку).
12.Считалка:
Цын-цы, Брын-цы, балалайка
Цын-цы, Брын-цы, заиграйка
Цын-цы, Брын-цы, дигидон
Выходи из круга вон.
13.Игра со словом “Синица и котята”:
Синица, синица, весёлая птица
Где ты была, где ты жила?
Я летала по садам
Я сидела по кустам.
Ц-Ц-Ц
Дети подходят к пианино.
14.Что такое звук?Что такое буква? (Дать определение)
На что похожи буквы “С”-“Ц”?
Что произойдёт, если согласные буквы подружатся с гласными? (образуется слог)
Задание:
1.Пропевание слогов со звуками “С”-“Ц”.
2.Придумать и пропеть слово с любым из этих слогов, остальные дети просчитывают количество слогов.
3.Пение “Пусть всегда будет солнце!”
14.Письмо Незнайки:
Поможем Незнайке определить букву в конце слов.
Игра “Живые буквы”: насо..; зая..; кузне..; пылесо..; пару..; скворе.. (надо изменить слово, например, сказать, что этого много и послушать: какой проявится звук, такая будет и буква).
Незнайка благодарит детей и рассказывает о своей любимой игре: ”Я любуюсь разноцветным солнцем”.Дети отвечают на вопросы логопеда, выделяя интонацией нужное слово.
15.Музыкально-двигательная игра “Разноцветные стекляшки”
16.Итог:
Расскажем Незнайке, чем занимались сегодня на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по логоритмике "Звук и буква С"
Интгерированное занятие для детей подготовительного возраста, чтобы совершенствовать нормализацию речи и двигательные функции в упражнениях под музыку и слово; развивать фонемати...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...
Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"
Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированного занятия по теме «Звука [Ш], буква Ш с использованием элементов логоритмики»
Интегрированное занятие с музыкальным руководителем...
Конспект занятия по теме "«Звука [М], буква Мс использованием элементов логоритмики».
Тема занятия: «звук [М], буква М»Образовательная область: «Обучение грамоте»Возрастная группа: подготовительнаяЦель занятия: знакомство со звуком и буквой [М]Задачи занятия:...