Конспект занятия по теме "«Звука [М], буква Мс использованием элементов логоритмики».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Чистякова Екатерина Викторовна

Тема занятия: «звук [М], буква М»

Образовательная область: «Обучение грамоте»

Возрастная группа: подготовительная

Цель занятия: знакомство со звуком и буквой [М]

Задачи занятия:

               обучающие задачи: вместе с детьми узнать звук и букву [М]

развивающие задачи: запомнить, как выглядит и звучит букваМ; анализировать звуки (дифференцировать гласный от согласного); развитие у детей фонематического слуха и восприятия; развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные задачи:воспитывать у детей самоконтроль за речью; помогать друг другу анализировать и составлять слова.

Словарная работа:гласные, согласные, слог, слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Звука [М], буква М с использованием элементов логоритмики».

Тема занятия: «звук [М], буква М»

Образовательная область: «Обучение грамоте»

Возрастная группа: подготовительная

Цель занятия: знакомство со звуком и буквой [М]

Задачи занятия:

        обучающие задачи: вместе с детьми узнать звук и букву [М]

развивающие задачи: запомнить, как выглядит и звучит буква М; анализировать звуки (дифференцировать гласный от согласного); развитие у детей фонематического слуха и восприятия; развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей самоконтроль за речью; помогать друг другу анализировать и составлять слова.

Словарная работа: гласные, согласные, слог, слово.

Планируемый результат занятия:

  1. Выкладывают буквы из камешков марблс и счетных палочек; слышат, узнают и произносят звук [М] изолированно в слогах и в словах.
  2. Называют и вспоминают как выглядит буква; правильно определяют словами характеристику звука (гласный или согласный, звонкий или глухой).
  3. Помогают друг другу составлять слова и выполнять звукобуквенный анализ.

Подготовительная работа: подготовить рабочее место (парты, демонстрационный материал и т.д.)

Материалы и оборудование: игрушка-петрушка с рюкзаком за спиной, массажные мячики, кассы букв, карточки с изображением букв А, О, У, И, М, раздаточные карточки для звукового анализа слова, блюдца с кружочками разного цвета (красного, синего), камешки марблс, воздушный пластилин, доски для лепки.

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно мотивационный этап

1. Организовать детей на предстоящую деятельность.

Здравствуйте ребята! Садитесь поудобней на подушечки.

Актуализация знания детей об изученных звуках и буквах.

Давайте вспомним буквы, которые мы знаем. После того как дети перечислят буквы которые знают, воспитатель показывает карточки с буквами.

Ребята, давайте выложим букву А из камешков марблс и прочитаем.

Теперь из этих же камешков построим другие буквы и прочитаем. (использую прием «веревочка» - гласные звуки растягиваем как веревочку).

Словесный метод (беседа, вопросы, объяснение, указания).

Здороваются. Слушают. Отвечают на вопросы, перечисляют буквы которые помнят и знают: А, И, О, У.,..

Выкладывают из камешков марблс буквы: А, У, О, И.

Читают получившиеся буквы.

2.

Основной этап

1. Вместе с детьми узнать звук М, он согласный и звонкий;

2. Запомнить как выглядит и звучит буква «М»; анализировать звуки (дифференцировать гласный и согласный); учиться анализировать слова.

3. Помогать друг другу составлять слова.

4. Слепить буква «М» из воздушного пластилина.

Ребята, к нам в гости пришёл Петрушка, давайте с ним поздороваемся. Он хочет вам загадать загадки.  Загадываю загадки, достаю картинку-ответ из рюкзака и размещаю их на мольберте (малина, мухомор, мяч, муравей).

Просит детей произнести эти слова. 

- Скажите, на какой звук начинаются эти слова?  

- Что вы чувствуете, когда произносите звук М? Что происходит с вашими губами? Они смыкаются и создают преграду. Звук нельзя пропеть, нам во рту мешает преграда. Произносим звук М, пробуем его пропеть, используем прием «веревочка», веревочка порвалась. Поем гласные звуки А, У, О, И.

Это согласный звук и обозначать мы его будем синим цветом. Звук М звонкий – наше горлышко работает. Приложите ладонь к горлу и произносим звук М.

Игра: «Поймай звук»

-Давайте поиграем в игру. Я буду произносить разные звуки, а вы должны хлопнуть в ладошки, когда услышите звук М.

- Ребята, чем отличается звук от буквы? (вешаю на мольберте картинку звук-буква).

Знакомство с буквой «М» (показываю карточку с изображением буквы М). 

-Давайте внимательно рассмотрим букву М.

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква «М».

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА с массажными мячиками. (раздаю массажные мячики)

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

-Ребята, а сейчас мы пройдем за столы и сядем.

-Посмотрите, на доске расположены картинки с буквами, давайте плавно прочитаем их, ведя пальчиком от одной буквы к другой.

-Посмотрите, на доске расположены слоги, давайте их прочитаем (АМ, ОМ, УМ, ИМ, МА, МИ, МО, МУ).

-Кто сможет выйти к доске и выложить слово МАМА?

-Предлагает детям выложить слово МАМА (работа с кассами). 

Просит детей составить слово МАМА цветными кружочками. (Согласные буквы-синий кружок, гласные буквы-красный кружок. Проверяю правильно ли выполнили задание).

ФИЗМИНУТКА

Ребята, давайте выйдем из-за столов и поиграем. Игра называется «Рас, два, три буква замри».

- Молодцы! Хорошо строили буквы. Ребята, проходите за столы.

Задание на определение места звука в слове.

- Мы должны определить в каком месте слышим звук М в словах: молоко, машина, дом, дым, сумка, помидор. (показываю картинки и по одной вывешиваю на доску)

Ребята, я предлагаю вам с помощью карточек – светофоров и цветных кружочков определить в каком месте стоит буква «М» вначале слова, в конце или середине.

-Все большие молодцы! Хорошо поработали. А теперь давайте наведем порядок на партах. (убирают кассы, карточки-светофоры и цветные кружки).

-Ребята, чтобы лучше запомнить букву М я предлагаю вам слепить ее.

Объясняет алгоритм лепки:

1. Разделить воздушный пластилин на четыре части.

2. Скатать четыре равные колбаски.

3. Соединить колбаски.

4.По желанию можно украсить букву (бисер, пайетки).

Просит детей навести порядок на партах (убрать доски для лепки, остатки воздушного пластилина).

Словесный метод (вопросы, указания, пояснения); Наглядный метод (наблюдение, показ образца ребенком); Игровой метод (сюрпризный момент, загадки, физминутка, пальчиковая гимнастика)

Здороваются с Петрушкой. Слушают и отгадывают загадки: малина, мухомор, мяч, муравей. Рассматривают картинки-ответ.

Произносят слова. Слова начинаются на звук М, он находится вначале слова.

Дети анализируют звук, дают характеристику совместно с логопедом. Тянут звук, пытаются его пропеть.

Прикладывают ладонь к горлу и произносят звук М.

Ловят звук М хлопком.

Звук мы слышим, а букву пишем, букву можно увидеть.

Рассматривают карточку с изображением буквы «М». Слушают стихотворение.

Дети выполняют движения согласно тексту и проговаривают слова.

Дети садятся за парты.

Читают буквы плавно соединяя их в слоги: АМ, ОМ, МА.

Читают на доске слоги: АМ, ОМ, УМ, МА, МИ, МО, МЫ

Один ребенок выходит к доске и выкладывает слово МАМА. Совместно с детьми проверяем правильно ли ребенок выполнил задание.

Дети работают с кассами, достают две буквы М и две А. Выкладывают на столе слово МАМА.

Выкладывают цветными кружочками слово МАМА. (получается: синий, красный, синий, красный)

Выходят из-за столов, слушают правило игры и грают под музыку.

Возвращаются за рабочие места.

Работают с карточками-светофорами, определяют на каком месте стоит буква «М».

Наводят порядок на рабочих местах.

Делят комок пластилина на четыре равных кусочка. Раскатывают колбаски. Соединяют колбаски и украшают букву. Наводят порядок на рабочих местах.

3.

Заключительный этап.

1. Подвести итоги занятия.

Хвалит детей. Рассматривает слепленные буквы. Отмечает каждую работу. Беседует с детьми.

- с какой буквой мы сегодня познакомились?  

-Чем мы сегодня занимались?

- Что больше всего вам понравилось?

- Давайте устроим выставку ваших  букв для родителей.

Словесный метод (беседа); выставка работ.

Отвечают на вопросы воспитателя. Делятся своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...

Конспект занятия по теме «Звуки В — Вь. Буква В»

Конспект занятияпо теме «Звуки В — Вь. Буква В»...

Конспект занятия на тему «Звуки Т-ТЬ, буква Т».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука т и мягкого звука ть, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему : "Звуки х-хь, буква х."

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука х и мягкого звука хь, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему «Звуки Н-НЬ, буква Н».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука н и мягкого звука нь, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему «Звуки Ф-ФЬ, буква Ф».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука ф и мягкого звука фь, знакомство с графическим образом б...