Совместная деятельность с детьми
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность
с детьми подготовительной
речевой группе № 7
ГБДОУ д/с № 66
«Мишка спать собирается» по лексической теме:
«Осень. Признаки осени»
(поздней осени)
Использование современной
технологии: мнемотехника игровая
Учитель-логопед: Гильгова Любовь Георгиевна
- Организационный момент.
Вот мы с вами и пришли в лес осенью.
Давайте вспомним, какой сейчас месяц?
(Сейчас месяц ноябрь).
А до ноября какой был месяц?
(До ноября был месяц октябрь).
А какой самый первый месяц осени?
(Самый первый месяц осени сентябрь).
Повторите все осенние месяцы по порядку?
(Сентябрь, октябрь, ноябрь).
Осень какая?
(Красивая, золотая, мрачная, дождливая, холодная, ранняя, поздняя).
Какая сейчас осень поздняя или ранняя?
(Сейчас поздняя осень).
Можно назвать позднюю осень золотой?
(Нет, поздняя осень серебряная потому, что снег может выпасть, первые морозы (лужи промерзают), иней по утрам).
- Ход занятия.
Сегодня мы с вами будем говорить о поздней осени.
Мишка медведь ходит по лесу спать собирается.
Какой лес поздней осенью?
(Холодный, осенний, голый, унылый, ноябрьский, неуютный, мрачный, грустный, тёмный).
Почему лес стал таким мрачным? Какая погода осенью?
(Дождливая, ветряная, холодная, пасмурная).
Что в лесу происходит?
Не понимает мишка.
- Поднял мишка глаза вверх, а в воздухе листочки кружатся.
А что листочки ещё делают?
(Летят, шуршат, шелестят, вянут, сохнут, осыпаются).
- Листочки от разных деревьев лежат на земле.
Дети поднимают по одному листочку.
Вам нужно вспомнить какой это листок, и с какого дерева упал,
каждый из них?
Например:
Этот лист упал с ивы. Он ивовый.
Я нашла листочек, который упал с липы. Он липовый.
Я нашла на земле листочек от осины. Он осиновый.
На землю упал листик с клёна. Он кленовый.
С берёзы упал листик. Он берёзовый.
Я подобрала листочек, который упал с рябины. Он рябиновый.
Под моими ногами лежал листик дуба. Он дубовый.
- Листочки увидели мишку, а нам задание принесли.
Листочки предлагают нам образовать «Семейку слов» от слова осень.
Дети по - очереди берут листочки.
А теперь поверните листочки, что вы видите (буквы, слова).
Каждый ребёнок читает своё слово.
День какой? (осенний)
Погода какая? (осенняя)
Небо какое? (осеннее)
Дожди какие? (осенние)
Солнце какое? (осеннее)
Дерево какое? (осеннее).
- Давайте сядем поближе к пеньку и расскажем мишке, какие звуки мы слышим в слове ЛИСТ.
(Звуко - буквенный анализ слова ЛИСТ).
Какие звуки слышишь, назови?
( Л,, И, С, Т)
Обозначь звуки кружочками?
(Нажимаем подушечками пальцев на кружочки, называем звук).
Сколько всего звуков в слове ЛИСТ?
(В слове ЛИСТ 4 звука).
Расскажите о звуке, какой он?
Назови первый звук в слове ЛИСТ?
(Первый звук в слове ЛИСТ звук Л,.
Звук Л, - согласный, звонкий, мягкий).
Назови последний звук в слове ЛИСТ?
(Последний звук в слове ЛИСТ звук Т.
Звук Т – согласный, глухой, твёрдый).
Назови третий звук в слове ЛИСТ?
(Третий звук в слове ЛИСТ звук С.
Звук С – согласный, глухой, твёрдый).
Назови второй звук в слове ЛИСТ?
(Второй звук в слове ЛИСТ звук И.
Звук И – гласный, ударный).
Выложи из букв слово ЛИСТ.
Назови буквы (Л, И, С, Т).
(Показываем буквы на пальчиках).
- Встаньте рядом с пеньком.
Пальчики устали, поиграем с ними.
Упражнение на развитие подвижности, силы и гибкости пальцев с речевым сопровождением.
Восемь пальчиков сплели,
Посильнее напрягли,
Два больших соединили
И немного их сдавили.
Дети сплетают пальцы обеих рук, кроме больших, и напрягают их. Большие пальцы прижимают подушечками друг к другу и стараются сдавить их как можно сильнее. Повторяют упражнение несколько раз.
- Видит мишка, деревья наклоняются, а это ветер подул.
Упражнение: «Подул ветерок».
Подул лёгкий ветерок
(делаем вдох носиком, а выдох через рот).
А потом сильный ветер подул.
Сильный ветер наклонил тонкие деревья.
Дети, поднимите руки вверх, как будто это веточки деревьев.
Веточки на деревьях зашевелились.
(У детей руки подняты вверх, наклоны туловища влево, вправо).
- А что ещё происходит поздней осенью?
Сядьте поудобнее на маленькие пенёчки и послушайте рассказ вместе с мишей.
«Поздняя осень»
Наступила поздняя осень. Становится всё холоднее и холоднее. Солнечных дней почти нет. Солнышко бледное, оно не греет, появляется редко. Небо серое, а тучи тёмные. Часто идут дожди и дуют холодные ветры. Листочки с деревьев опадают. Деревья стоят почти голые. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.
Насекомые прячутся под кору деревьев и пеньков.
Дикие животные утепляют своё жилище, делают запасы на зиму,
линяют. Меняют свой мех на более густой и плотный.
Давайте вспомним приметы поздней осени?
Рядом с картинкой лежат маленькие части картинки. Вам нужно поставить каждую часть на нужное место и рассказать о ней. Начинаем предложение со слова осенью.
- Какое осенью небо и тучи?
(Осенью небо серое, а тучи тёмные).
- Поэтому, что часто идут осенью?
(Осенью часто идут дожди).
Какие осенью дожди?
(Осенью дожди холодные, частые, проливные, моросящие).
сильные, осенние, ноябрьские
- Какие деревья стоят поздней осенью? И почему?
(Осенью деревья стоят почти голые потому, что дуют сильные ветры и листочки с деревьев опадают).
- Почему не видно перелётных птиц?
(Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно).
- Куда делись насекомые?
(Осенью насекомые прячутся под кору деревьев и пеньков).
- Что происходит с дикими животными?
(Осенью дикие животные готовятся к зиме. Они утепляют своё жилище, делают запасы на зиму, линяют. Меняют свой мех на более плотный и густой).
- Какие осенью стали ночи и дни?
(Осенью стали ночи длиннее, а дни короче).
- Почему всё так происходит? Какая самая главная и важная примета поздней осени? От какой зависят все остальные?
(Осенью солнышко бледное, оно не греет и появляется редко).
- Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь послушайте рассказ ещё раз, потому, что вы будете пересказывать.
(Логопед повторяет рассказ, затем помещает на доске мнемотаблицу, а картинку убирает).
«Поздняя осень»
Наступила поздняя осень. Становится всё холоднее и холоднее. Солнечных дней почти нет. Солнышко бледное, оно не греет, появляется редко. Небо серое, а тучи тёмные. Часто идут дожди и дуют холодные ветры. Листочки с деревьев опадают. Деревья стоят почти голые. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.
Насекомые прячутся под кору деревьев и пеньков.
Дикие животные утепляют своё жилище, делают запасы на зиму, линяют. Меняют свой мех на более густой и плотный.
Эта таблица поможет вам пересказывать.
Давайте её рассмотрим.
Какое предложение поможет вам вспомнить слово солнце в первом квадрате.
(Солнышко бледное, оно не греет, появляется редко).
Посмотрите на вторую картинку и вспомните следующее предложение, которое начинается со слов небо.
(Небо серое, а тучи тёмные. Часто идут дожди.)
Посмотрите на третью картинку и вспомните следующее предложение, которое начинается со слов листочки.
(Листочки с деревьев опадают. Деревья стоят почти голые.)
Посмотрите на четвёртую картинку и попробуйте сами составить предложение.
(Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.)
Посмотрите на пятый квадрат и начните предложение со слова насекомые.
(Насекомые прячутся под кору деревьев и пеньков.)
Посмотрите на последний шестой квадрат и попробуйте сами составить предложение.
(Дикие животные утепляют своё жилище, делают запасы на зиму.)
- Идёт мишка дальше по лесу.
Вдруг дождь пошёл.
Стал мишка ловить капельки дождя и считать.
И мы будем ловить капельки дождя, и считать. (картинки)
(Нажимаем подушечками пальцев на капельки и считаем капельки).
Например:
На своей ладошке я поймала одну капельку дождя.
На своей ладошке я поймала две капельки дождя.
На своей ладошке я поймала четыре капельки дождя.
На своей ладошке я поймала пять капелек дождя.
На своей ладошке я поймала семь капелек дождя.
На своей ладошке я поймала три капельки дождя.
На своей ладошке я поймала шесть капелек дождя.
- Упражнение: «Дождик».
Координация речи с движением.
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке.
(Прыжки на одной ноге по кругу).
В лужице – смотри, смотри!
Он пускает пузыри.
(Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания).
Стали мокрыми кусты,
(Руки вверх, потряхивание кистями).
Стали мокрыми цветы.
(Наклон, руки к полу, потряхивание кистями).
Мокрый серый воробей
Сушит пёрышки скорей.
(Встали, руки вдоль тела, потряхивание кистями).
Стр. 246 Н.В. Нищева
Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
- Мишка ещё не знает, какие красивые стихи мы знаем об осени.
Что ни день – то резче ветер
Рвёт в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает всё поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро над землёй
Почти в обед.
До утра в лесу тепло
От смолистых сосен.
Белка гриб несёт в дупло…
Наступает осень.
Над землёй туман клубится,
Сквозь туман плывёт рассвет.
Осень – рыжая лисица
Красит листья в рыжий цвет.
Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил бурундучок
О прошедшем лете.
В инее ложбины,
В огоньках рябины.
Дятел клювом бьёт –
Зиму в гости ждёт.
- Итог занятия.
Сколько интересного узнал сегодня мишка. О приметах какой осени мы ему рассказывали?
(Мы рассказывали мишке о приметах поздней осени).
Теперь он знает, что происходит поздней осенью.
А чем мы ещё занимались?
(Называли звуки, читали слова, считали и т.д.).
Цель: Развитие навыков связной речи с использованием мнемотаблицы, автоматизация звукопроизношения всех ранее поставленных звуков, употребляя игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с ОНР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обогащать словарный запас детей по теме: «Осень. Признаки
осени (поздней);
- совершенствовать связную речь детей с использованием
элементов мнемотехники (мнемотаблицы);
- совершенствовать навыки связной речи, развивать
активную речь детей;
- продолжать работу над звукопроизношением всех ранее
поставленных звуков (в словах, предложении, связной речи);
- продолжать работу над плавным и длительным выдохом;
- продолжать работу над просодической стороной речи:
темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи;
- уметь ориентироваться в пространстве;
- продолжать работу над фонематическим восприятием,
языковым анализом и синтезом;
- закреплять согласования прилагательных с существительными;
- закреплять употребление глаголов с существительными;
- закреплять согласования числительных с существительными;
- закреплять навыки образования относительных прилагательных;
- уметь образовывать «родственные слова»;
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление;
- развивать мелкую моторику:
а) упражнение на развитие подвижности силы и гибкости
пальцев с речевым сопровождением;
б) игры с пальчиками, сопровождающиеся связным текстом;
в) показ букв на пальчиках.
Воспитательные:
- формировать эмоционально-волевые качества (терпение,
уступчивость);
- воспитывать у детей умение слушать и слышать взрослого;
- воспитывать доброе отношение друг к другу, создавая комфортную, доброжелательную атмосферу, побуждать детей к речевой активности и желанию участвовать в путешествии.
Оборудование: картина на тему: «Осень» (поздняя), мнемотаблица,
листочки деревьев коричневого цвета, на листочках бумаги
разное количество капелек дождя, буквы, кружочки (красных,
синих, зеленых цветов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Стоял в поле Теремок…»
Цель: развивать конструктивные способы и средства взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Задачи: · продолжать развивать и поддерживать интерес детей...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень». c использованием инновационных технологий
Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством- Мезенской росписью.Путешествуя с девочкой Мезеночкой узнают о характерных элементах, символах, цветах мезенской росписи...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Опыт использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми....
Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста "Зайчик" (занятие проводится с детьми и родителями)
Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста "Зайчик"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19285103","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","w...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: «В поисках сказок» Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет) Форма совместной деятельности: Развитие речи
Учебно-методический комплект (программы): Индивидуальная разработка на основе образовательной программы дошкольного образования «Истоки» . Развивающие занятия с детьми 4—5 лет / Под ...