Консультация для воспитателей "Проект как универсальная форма экологического воспитания дошкольников"
методическая разработка на тему
Автором представлен практический материал по организации и планировании экологических проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_proekty._2017.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
«ПРОЕКТ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
(консультация для воспитателей)
Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение природных богатств.
Проект - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей и развить их творческое мышление. Помимо этого проекты позволяют сделать образовательную систему детского сада открытой для активного участия родителей.
В переводе с греческого «проект» - это путь исследования. Проект - это метод организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
По продолжительности экологические проекты разделяются на 3 вида:
- краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели;
- среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
- долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.
С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их уровня понимания (1-3 недели). Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших или смешанных групп.
Основные методы реализации экологического проекта в детском саду - это наблюдение и эксперимент.
Способы обобщение и оформления результатов исследований:
- тематические рисунки,
- составление рассказов,
- подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике,
- составление мини-книжки,
- составление фото-отчета (с помощью родителей).
Реализацию проекта можно условно разделить на 3 этапа:
1 этап - подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и самими детьми.
2 этап - исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме.
3 этап - завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, «День птиц», «День Земли» и т.д.
Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?
С детьми младшего возраста можно организовать проекты «Вода - водичка», «Волшебное семечко», «Наши деревья», «Ребятки с грядки», «Лаборатория неживой природы». Малыши могут наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами и плодами растений. При изучении свойств воды, можно поставить опыт «Растворение сладких и соленых веществ».
Семена высаживаются в горшки и проращиваются. Результаты опытов, которые производятся в проекте, проговариваются с детьми на занятиях и отражаются в продуктивной деятельности.
Дети средней группы могут принять участие в таких экологических проектах как «Маленькие огородники», «Наши младшие друзья», «Птицы - наши друзья». Здесь проводятся наблюдения за домашними животными, и организуются эксперименты с растениями.
С ребятами старшей и подготовительной группы, можно организовывать долгосрочные проекты. Так, проект «Растение – лучший доктор» дает возможность детям научиться распознавать лекарственные растения, сформировать знания о их лечебных качествах. Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научить детей предсказывать погоду по подсказкам природы и т.д.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности,
- беседы за круглым столом,
- родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг),
- консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка,
- календарь интересных дат,
- совместные досуги, праздники, викторины,
- участие в выставках, смотрах-конкурсах,
- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке,
- выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Основные правила при организации и планировании проектов:
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. Поддерживать детскую инициативу.
3.Заинтересовать ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию с опорой на личный опыт ребенка.
6. Рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы.
7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений и знаний.
11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.
Желаем Вам успехов!
Старший воспитатель: Еськова С.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»
Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявле...
Методическая разработка:консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»
Аннотация к методической разработке.Консультация для воспитателей.Тема:«Зимующие птицы нашего края»Образовательная область: познавательное развитие детей дошкольного возраста.Автор-составитель: воспит...
Консультация для воспитателей ДОО "Экологические проекты-универсальная форма экологического воспитания дошкольников"
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей на тему: "Экологические проекты - универсальная форма экологического воспитания дошкольников"
Данная тема посвящена обзору знаний в области экологического воспитания дошкольников. Могает воспитать защитников природы, дает экологические знания, учить детей быть милосердными, любить и беречь при...
Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»
Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека...
Консультация для педагогов «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»
Цель: Экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его ...