«Сюжетная картина как универсальное средство развития речи дошкольника"
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Логопед представляет коллегам свой опыт работы с сюжетной картиной. В статье рекомендованы виды заданий по лексике, грамматике, фонетике, связной речи, пространственной ориентировке по одной сюжетной картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания по всем разделам речи при работе над сюжетной картиной | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сюжетная картина как универсальное средство развития речи дошкольника
Уважаемые коллеги!
Хочу поделиться своим опытом работы с сюжетной картиной. Она является универсальным средством для развития как речевых, так и неречевых видов деятельности ребёнка – дошкольника.
В данном сообщении вы найдёте подсказки-напоминания о заданиях и упражнениях, которые вы можете дать ребёнку с целью развития всех сторон речи.
ЛЕКСИКА
- Назвать предметы на картинке.
- Игра « Я знаю части предмета» Я знаю части дерева: корни, крона, ветки, ствол, листья.
- Загадывание загадок - отгадка на картине. Например: «Зимой и летом одним цветом».
- Игра «Кто больше?» - назвать действия на картине: копает, несёт, чистит, горит, лежит, висит, течёт, дымит, растут, цветут и т.п. За каждое слово – жетон.
- Подбираем признаки к предметам:
Елка –маленькая, колючая, зелёная;
Речка – глубокая, широкая, длинная, чистая; кот – пушистый, полосатый, довольный.
ГРАММАТИКА
- «Один – много»: ветка – ветки, банка – банки, палка – палки…
- «Много чего?»: много берез, елок, цветов, веток, картошки, рыб..
- «Сосчитай-ка»: одна берёза, две берёзы, три берёзы,….пять берёз; один куст, три куста…, 5 кустов.
- «Ласковые словечки»: хвост – хвостик, лист – листочек, нож – ножик, дерево – деревце…
- Игра «Чем и зачем»:
- Чем мама чистит картошку? А зачем? – Чем папа копает яму? А зачем?
- Чем кот закрыл мордочкау? А зачем?
- Чем ловят рыбу? А зачем?
- Чем размешивают суп? А зачем?
- «Что из чего?»:
лист берёзы – берёзовый,
ветка ели - ….,,ствол рябины - …., котелок из железа - …, суп из грибов - …, из рыбы - …, из овощей - …, бантик из шёлка - …, носки из шерсти - ...
- «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Если тепло – то день тёплый, если солнце - …., если лето - …, если дождь - …, если ветер - …, если тишина - ….
Мальчик старается – он старательный, ленится - …., трудится - …
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА
- Попросите рассказать, что находится в центре картины, что справа, слева от него, за ним и пред ним?
- Расскажите, что ближе, а что дальше, что выше, а что ниже.
- Составьте предложения с предлогом В, НА.
СИНТАКСИС
- Составь предложения про папу (маму, кота, костёр). Посчитай слова.
- Игра « Отгадай слово». Все дети составляют предложения с одним и тем же словом, а один из детей отгадывает этот предмет.
- «Исправь предложение» :
Берёза растут в лесу. Папа закопал глубокую яму. На котелке варят уху.
ФОНЕТИКА
- Назови слова со звуком К, КЬ.
- «Отгадай слово по первому звуку»: рь, п, ль, п…
- «Назови последний звук в слове»
- «Загадай слово по первому и последнему звуку»: п ------а, вь ---------и, нь---------о.
- «Раздели слово на слоги»
( прохлопай, прошагай, протопай)
- «Найди слово» с 1 (2, 3) слогами.
- «Подбери слово к схеме»
СКС (кот, суп), СКСК (мама, папа) КСК (уха, ухо) и .т.п
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
- «Что было?» - попросить детей пофантазировать и рассказать, откуда пришли люди, с чем , когда, на чём и зачем? Как выглядела полянка до их прихода
- «Что ты чувствуешь?» - попросить детей представить, что они находятся на этой полянке и описать свои ощущения (обоняние, осязание).
- «Что будет?» - предложим детям рассказать, что будет происходить на этом месте через час, ночью, через день, через два месяца.
- «Почемучка» - ответь или задай вопрос. Почему варят суп на костре? Почему кот отдыхает? Почему много мусора?
- Игра «Да и нет»
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ. МЫШЛЕНИЯ
- «Сравни»:
елку и берёзу, майку и футболку, палку и рябинку, дом и палатку.
- «Припомни-ка!!!»:
- Сколько рыбок висело на верёвке?
- Какого цвета шорты были на мальчике?
- Что виднелось за рекой?
- Что делал кот?
- Какого цвета палатка?
- Сколько человек будут ночевать в палатке?
- Сколько кепок было на картинке?
- Что выше: палатка или берёза?
- «4-ый лишний»: шорты, футболка, кроссовки, майка; берёза, ёлка, ветка, рябина; мама, друг, сын, дочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста
В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...
Консультация для воспитателей. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у дошкольников
Сюжетно-ролевая игра как основа развития речи у детей. Игру принято называть «спутником детства». В игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и ...
Сюжетно- ролевая игра как средство развитие речи дошкольников
из опыта работы...
«Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, инсценировки как средства развития речи дошкольника»
Предлагаю вашему вниманию активно используему мной методику развития связной речи дошкольников с ТНР посредством вовлечения их в ролевые игры, диалоги, драматизации....
Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» Конспект по развитию речи в старшей группе
Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» Конспект по развитию речи в старшей группеЗадачи:Ø образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к ...
Виммельбух, как универсальное средство развития речи детей дошкольного возраста
Развитие и формирование правильной устой речи одна из актуальных задач современного ДО. Для лучшего развития речи ребенка ему необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет сло...