«Сюжетная картина как универсальное средство развития речи дошкольника"
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Косыгина Ольга Анатольевна

Логопед представляет   коллегам  свой опыт работы с сюжетной картиной. В статье рекомендованы  виды заданий по лексике, грамматике, фонетике, связной речи, пространственной ориентировке по одной сюжетной картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сюжетная картина как универсальное средство развития речи дошкольника

Уважаемые коллеги!

      Хочу поделиться своим  опытом работы с сюжетной картиной. Она является универсальным средством для развития как речевых, так и неречевых видов деятельности ребёнка – дошкольника.

     В данном сообщении вы найдёте подсказки-напоминания о заданиях и упражнениях, которые вы можете дать ребёнку с целью развития всех сторон речи.

ЛЕКСИКА

  • Назвать предметы на картинке.
  • Игра « Я знаю части предмета» Я знаю части дерева: корни, крона, ветки, ствол, листья.
  • Загадывание загадок  - отгадка на картине. Например: «Зимой и летом одним цветом».
  • Игра «Кто больше?» - назвать действия на картине: копает, несёт, чистит, горит, лежит, висит, течёт, дымит, растут, цветут и т.п. За каждое слово – жетон.
  • Подбираем  признаки к предметам:

Елка –маленькая, колючая, зелёная;

 Речка – глубокая, широкая, длинная,  чистая; кот – пушистый, полосатый, довольный.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=501996-59-72&n=21

ГРАММАТИКА

  • «Один – много»: ветка – ветки, банка – банки, палка – палки…
  • «Много чего?»: много берез, елок, цветов, веток, картошки, рыб..
  • «Сосчитай-ка»: одна берёза, две берёзы, три берёзы,….пять берёз; один куст,   три куста…, 5 кустов.
  • «Ласковые словечки»: хвост – хвостик, лист – листочек, нож – ножик, дерево – деревце…
  • Игра «Чем и зачем»:  

-  Чем мама чистит картошку? А зачем?  – Чем папа копает яму? А зачем?

 - Чем кот закрыл мордочкау? А зачем?

- Чем ловят  рыбу? А зачем?

 - Чем размешивают суп? А зачем?

  • «Что из чего?»:

лист берёзы – берёзовый,

ветка ели - ….,,ствол рябины - …., котелок из железа - …, суп из грибов - …, из рыбы - …, из овощей - …, бантик из шёлка - …, носки из шерсти - ...

  • «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Если тепло – то день тёплый, если солнце - …., если лето - …, если дождь - …, если ветер - …, если тишина - ….

Мальчик старается – он старательный, ленится - …., трудится - …

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА

  • Попросите рассказать, что находится в центре картины, что справа, слева от него, за ним и пред ним?
  • Расскажите, что ближе, а что дальше, что выше, а что ниже.
  • Составьте предложения с предлогом В, НА.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=371785890-41-72&n=21

СИНТАКСИС

  • Составь предложения про папу (маму, кота, костёр). Посчитай слова.
  • Игра « Отгадай слово». Все дети составляют предложения с одним и тем же словом, а один из детей отгадывает этот предмет.
  • «Исправь предложение» :

Берёза растут в лесу. Папа закопал глубокую яму. На котелке варят уху.

ФОНЕТИКА

  • Назови слова со звуком К, КЬ.
  • «Отгадай слово по первому звуку»: рь, п, ль, п…
  • «Назови последний звук в слове»
  • «Загадай слово по первому и последнему звуку»: п ------а,  вь ---------и, нь---------о.  
  • «Раздели слово на слоги»               

 ( прохлопай, прошагай, протопай)

  • «Найди слово» с 1  (2, 3) слогами.
  • «Подбери слово к схеме»

СКС (кот, суп), СКСК (мама, папа) КСК (уха, ухо) и .т.п

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

  • «Что было?» - попросить детей пофантазировать и рассказать, откуда пришли люди, с чем , когда, на чём и зачем?  Как выглядела полянка до их прихода
  • «Что ты чувствуешь?» - попросить детей представить, что они находятся на этой полянке и описать  свои ощущения (обоняние, осязание).
  • «Что будет?» - предложим детям рассказать, что будет происходить на этом месте через час, ночью, через день, через два месяца.
  • «Почемучка» - ответь или задай вопрос. Почему варят суп на костре? Почему кот  отдыхает? Почему много мусора?
  • Игра «Да и нет»

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=20140573-44-72&n=21

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ. МЫШЛЕНИЯ

  • «Сравни»:

 елку и берёзу, майку и футболку, палку и рябинку, дом и палатку.

  • «Припомни-ка!!!»:

- Сколько рыбок висело на верёвке?

- Какого цвета шорты были на мальчике?

- Что виднелось  за рекой?

- Что делал кот?

 - Какого цвета палатка?

- Сколько человек будут ночевать в палатке?

  - Сколько кепок было на картинке?

 - Что выше: палатка или берёза?

  • «4-ый лишний»: шорты, футболка, кроссовки, майка; берёза, ёлка, ветка, рябина; мама, друг, сын, дочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...

Консультация для воспитателей. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как основа развития речи у детей.     Игру принято называть «спутником детства». В игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и ...

«Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, инсценировки как средства развития речи дошкольника»

Предлагаю вашему вниманию активно используему мной методику развития связной речи дошкольников с ТНР посредством вовлечения их в ролевые игры, диалоги, драматизации....

Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» Конспект по развитию речи в старшей группе

Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» Конспект  по развитию речи в старшей группеЗадачи:Ø образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к ...

Виммельбух, как универсальное средство развития речи детей дошкольного возраста

Развитие и формирование правильной устой речи одна из актуальных задач современного ДО. Для лучшего развития речи ребенка ему необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет сло...