Образовательная область речевое развитие."В гостях у волшебницы Осени"
план-конспект урока по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Непосредственно -образовательная деятельность с использование ИКТ в логопедической разновозрастной группе (средний, старший возраст).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по развитию речи "В гостях у волшебницы Осени".doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в разновозрастной группе (средний, старший возраст)
"В гостях у Волшебницы осени»"
Цели:
- Обобщать и систематизировать знания детей о деревьях, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу.
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме (подосиновик, подберёзовик, сыроежка, волнушка, сосна, осина, береза, рябина.)
- Упражнять в употреблении существительных Тв. п., ед.ч. и Р.п. мн. числа;
- Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к растениям (рябиновый, березовый, жаренный, грибной).
- Развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным ответом. Практическое употребление простых предлогов в речи (в, на, под).
- Развивать, внимание, воображение.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: набор картинок: деревья, грибы, ягоды; дидактическая игра «Собери грибы в корзинку», кукла «Старичок –лесовичок», листья деревьев для игры «С какого дерева упал листок»;
Предварительная работа: беседы о грибах, деревьях, рассматривание иллюстраций, д/и “Узнай по описанию”, д/и “С чьей ветки детки”, д/и «Найди грибок!».
Ход занятия:
Вводная часть.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
- Какое у нас сейчас время года? (осень)
- Сегодня Волшебница осень приглашает нас в гости, в свой сказочный лес. Попасть мы сможем туда через эти ворота, но вот беда, занавес откроется, если вы расскажите стихотворение про осень.
- Если на деревьях листья пожелтели,
- Если в край далекий птицы улетели,
- Если небо хмурое,
- Если дождик льется,
- Это время года…осенью зовется.
Одновременно с чтением стихотворения выставляются картинки.
Дети проходят через ворота. Перед ними экран с изображением осеннего пейзажа, картинки деревьев, грибов, на полу осенние листья, сосновые и еловые шишки, плоды рябины, ветки ели, сосны. Звучит музыка.
- А вот и лес!
Здравствуй, лес, осенний лес!
Полон сказок и чудес!
Просмотр презентации на экране. Педагог читает стихотворение:
«Осень лес наш украшает разноцветною листвой,
По тропинке, меж березок, здесь пойдем и мы с тобой.
Под ногами лист осенний тихо, тихо зашуршит,
На рябине краснощекой ярко ягода горит.
Приготовила природа всевозможные плоды,
Вот и сочная морошка на болоте, у воды.
Раскраснелась брусника, вороники хоровод,
Голубику и чернику мы скорей отправим в рот.
Здесь волнушки, сыроежки разноцветною семьей,
Повстречались на полянке и маслята под травой.
Боровик на толстой ножке, подосиновиков ряд,
Среди мха в постельке теплой только шапочки горят.
Но поганки, мухоморы мы обходим стороной,
Хоть грибы и ядовиты, мы не топчем их ногой.
Ярко- красною листвою здесь осинки шелестят,
Только елочки и сосны все зеленые стоят.
Лес накормит урожаем птиц, зверей и нас с тобой.
Хорошо гулять по лесу нам осеннею порой!» (Кузнецова Е.В.)
- Образование Р.п. мн. числа существительных.
- Вот как здесь красиво! Расскажите, чего много в осеннем лесу? (В лесу много деревьев, …. листьев, деревьев, грибов, травы, пней, ягод, веток, дождей, мухоморов, комаров, волнушек, шишек, рябины,..)
- Практическое употребление Тв. п. существительных.
- А теперь закройте глаза, вдохните лесные запахи. Расскажите, чем пахнет в осеннем лесу? (травой, грибами, ягодами, дождем, листвой, костром, мокрой травой…)
- Дифференциация деревьев, закрепление названий.
- Вы узнали, какие деревья растут в наших лесах?
- Правильно, живут в этом лесу деревья –подружки: тут и елки – зеленушки, и березки – веселушки, и рябины - краснощечки, и сосны – стройнушки. Пришла осень и раскрасила все деревья цветными красками. Назовите любимые цвета осени.
- Образование относительных прилагательных.
- А что это шуршит у нас под ногами? (листья).
Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой —
Как хорош ты, лист цветной!
- Хоть Волшебница Осень раскрасила каждый листик в свой цвет, но мы все равно узнаем, с какого дерева упал лист. Найдите лист рябины.
- Как он называется?
- Какого он стал цвета? Возьмите его в правую руку.
- Какой лист у тебя в правой руке? (рябиновый)
- С какого дерева упал рябиновый лист? (с рябины)
- А теперь найдите лист березы. Возьмите его в левую руку.
- С какого дерева упал этот лист?
- Как называется лист березы?
- Какого он стал цвета?
- Какой лист у тебя в левой руке? (березовый)
- Упражнение развитие дыхания, слухового внимания.
Разыгрался ветер на лесной полянке,
Закружились листья в хороводе ярком!
- Ветерок хочет с нами поиграть в игру «Листопад». А вы знаете, что такое листопад?
Ветер щеки толстые надул, надул, надул
И на листочки пестрые подул, подул, подул.
Дыхательное упражнение. Дети дуют на листочки с различной силой, в зависимости от команды: «слабый ветерок» и «сильный ветер». По команде «листопад» отпускают листочки и они падают.
- Дифференциация грибов, активизация словаря.
Обратить внимание детей на кучу еловых и сосновых веток.
С какого дерева упали эти ветки? (Ели и сосны)
- Ветка ели называется …еловая.
- Ветка сосны…сосновая.
- Да там кто-то прячется? Педагог открывает ветки и достает игрушечного старичка –лесовичка. - Ой, кто это?
Лесовичок: “Да не бойтесь, это я старичок- лесовичок. Вы попали и в мои владения без разрешения. Чтобы пройти дальше поиграйте со мной, ведь мне так скучно здесь одному. Присаживайтесь на пеньки и отгадайте загадку.
Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб)
Лесовичок: А знаете ли вы, как называют людей, которые собирают грибы? (грибники) Надо же, какие умные ребята! От меня без подарков не уйдете. Вот вам корзинка. Соберите в нее грибы.
На доске предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Дети должны собрать в корзинку только съедобные грибы, отвечая на вопросы.
- Какой гриб ты нашел? ( Я нашел подберезовик. Я нашел подберезовик волнушку. Я нашел подберезовик. Я нашел сыроежку.)
- Сколько подберезовиков (волнушек) мы нашли?
- Как назвать одним словом все грибы в корзинке? (съедобные)
- Почему эти грибы называют съедобные?
- Как можно заготовить грибы на зиму? (варить, жарить, солить, сушить, мариновать)
- Суп из грибов – грибной суп
- Икра из грибов – грибная икра
- Пироги с грибами – грибные пироги
- Почему ты не взял этот гриб? (несъедобный, ядовитый)
- Как он называется? (мухомор, поганка)
- Давайте вспомним главное правило грибника: Собирать в лесу можно только известные грибы, а ядовитые грибы мы обходим стороной и не топчим их ногой.
- Вот какие подарки дарит нам лес!
7. Музыкально –ритмическое упражнение «Смешной шарик»
- Молодцы ребята! (Обратить внимание на Белочку с корзинкой шишек.) Моя подружка белочка заготовила на зиму … шишки. С какого дерева эти шишки? Она не только их ест, но и играет с ними как с шариками, разминая свои лапки. Давайте и мы поиграем с Белочкой и споем песенку «Смешной шарик». Возьмите по 1 шишке. (Дети поют песенку под фонограмму, выполняют движения по тексту, раскатывая сосновую шишку и массажируя кисти рук)
- Шишке вернем Белочке, ведь не зря она трудилась и заготавливала их на зиму. А мы заглянем в гости к Ежу.
Педагог стучится в домик к ежу. Но никто не отвечает.
- Что –то никто не отвечает. Как вы думаете, ребята, где ежик? Может он уже заснул перед долгой зимой? Значит, мы не попадем к нему в гости.
Лесовичок: Не расстраивайтесь, у меня есть волшебный телевизор. Сейчас мы увидим, что делает ежик в своем домике. И, правда, он, уже заснул. Но посмотрите, сколько грибов насушил еж на зиму. Расскажите, где ежик сушил грибы? (по картинке на экране дети составляют предложение с предлогом.)
Лесовичок: Большое спасибо вам, ребята, за то, что в гости ко мне пришли да веселье принесли. А чтобы вы не заблудились в лесу, я дам вам волшебный клубок, куда он покатится, туда и ступайте (отдает клубок, прячется)
Педагог бросает клубок и он «катится в детский сад»
- Вот мы и в детском саду. Понравилось вам путешествие по сказочному лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область речевое развитие. Составление описательного рассказа по картине "В гостях у волшебницы Осени"
Конспект занятия в подготовительной группе, составлен с учётом ФГОС. Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картинке «В гостях у волшебницы Осени».Интеграция образовательных ...
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» «В гости к бабушке» (младший дошкольный возраст 3-4 года)
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» «В гости к бабушке» (младший дошкольный возраст 3-4 года).Задача: Учить разыгрывать сказку «Репка» по ролям;Обогащение и акт...
Конспект НОД в средней группе в образовательной области речевое развитие "В гости к Мишке"
Конспект разработан в соответсвии с программоой О.С.Ушаковой "Развитие речи"....
Образовательная область: речевое развитие "В гости к нам пришла Зима."
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ООД...
Мультимедийная разработка ОД "Осень, осень, гости недель восемь..." по образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной группе
Мультимедийная разработка ОД "Осень, осень, гости недель восемь..." по образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной группе...
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Путешествие в осенний лес» c использованием технологии «синквейн» в старшей группе.
использование синквейн в работе с детьми...
Конспект ООД в старшей группе Образовательная область «Речевое развитие». В гостях у сказки
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...