Образовательная область речевое развитие."В гостях у волшебницы Осени"
план-конспект урока по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Непосредственно -образовательная деятельность с использование ИКТ в логопедической разновозрастной группе (средний, старший возраст).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в разновозрастной  группе (средний, старший возраст)

 "В гостях у Волшебницы осени»"

Цели:

  1. Обобщать и систематизировать  знания детей о деревьях, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу.
  2. Обогащать и активизировать словарь детей по теме (подосиновик, подберёзовик, сыроежка,  волнушка, сосна, осина, береза, рябина.)
  3. Упражнять в употреблении существительных  Тв. п., ед.ч.  и Р.п. мн. числа;
  4. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к растениям (рябиновый, березовый, жаренный, грибной).
  5. Развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным ответом. Практическое употребление простых предлогов в речи (в, на, под).
  6. Развивать, внимание, воображение.
  7. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: набор картинок: деревья, грибы, ягоды; дидактическая игра «Собери грибы в корзинку», кукла «Старичок –лесовичок»,  листья    деревьев для игры «С какого дерева упал листок»;

Предварительная работа: беседы о грибах, деревьях, рассматривание иллюстраций, д/и “Узнай по описанию”, д/и “С чьей ветки детки”, д/и «Найди грибок!».

Ход занятия:

Вводная часть.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

- Какое у нас сейчас время года? (осень)

- Сегодня  Волшебница осень приглашает нас   в гости, в свой  сказочный лес. Попасть мы сможем туда через эти ворота, но вот беда, занавес откроется, если вы расскажите стихотворение  про осень.

  1. Если на деревьях листья пожелтели,
  2. Если в край далекий птицы улетели,
  3. Если небо хмурое,
  4. Если дождик льется,
  5. Это время года…осенью зовется.  

Одновременно с чтением стихотворения выставляются картинки.

Дети проходят    через ворота. Перед ними экран с изображением осеннего пейзажа, картинки деревьев, грибов, на полу осенние листья, сосновые и еловые шишки, плоды рябины, ветки ели, сосны. Звучит   музыка.

- А вот и лес!

Здравствуй, лес, осенний лес!

Полон сказок и чудес!

Просмотр презентации на экране. Педагог читает стихотворение:

«Осень лес наш украшает разноцветною листвой,

По тропинке, меж березок,  здесь пойдем и мы с тобой.

Под ногами лист осенний тихо, тихо зашуршит,

На рябине краснощекой  ярко ягода горит.

Приготовила природа всевозможные плоды,

Вот и сочная морошка на болоте, у воды.

Раскраснелась брусника, вороники хоровод,

Голубику и чернику мы скорей отправим в рот.

Здесь волнушки, сыроежки разноцветною семьей,

Повстречались на полянке и маслята под травой.

Боровик на толстой ножке, подосиновиков ряд,

Среди мха в постельке теплой только шапочки горят.

Но поганки, мухоморы мы обходим стороной,

Хоть грибы и ядовиты, мы не топчем их ногой.

Ярко- красною листвою здесь осинки шелестят,

Только елочки и сосны все зеленые стоят.

Лес  накормит урожаем     птиц, зверей и нас с тобой.

Хорошо гулять по лесу нам осеннею порой!» (Кузнецова Е.В.)

  1. Образование Р.п. мн. числа существительных.

- Вот как здесь красиво!    Расскажите, чего много в осеннем лесу? (В лесу много деревьев, …. листьев, деревьев, грибов, травы, пней,  ягод, веток, дождей,  мухоморов, комаров, волнушек, шишек, рябины,..) 

  1. Практическое употребление Тв. п. существительных.

- А теперь закройте  глаза, вдохните лесные запахи.  Расскажите, чем пахнет в осеннем лесу? (травой, грибами, ягодами, дождем, листвой, костром, мокрой травой…)

  1. Дифференциация деревьев, закрепление названий.

-  Вы узнали, какие  деревья растут в наших лесах?

- Правильно, живут в  этом лесу деревья –подружки: тут  и елки – зеленушки, и березки – веселушки, и рябины   - краснощечки, и сосны – стройнушки. Пришла осень и раскрасила все деревья цветными красками. Назовите любимые цвета осени.

  1. Образование относительных прилагательных. 

- А что это шуршит у нас под ногами? (листья).

Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой —
Как хорош ты, лист цветной!

- Хоть Волшебница Осень раскрасила каждый листик в свой цвет, но мы все равно узнаем, с какого дерева упал лист.  Найдите лист рябины.

  1. Как он называется?
  2. Какого он стал цвета? Возьмите его в правую руку.
  3. Какой лист у тебя в правой руке? (рябиновый)
  4. С какого дерева упал     рябиновый лист? (с рябины)

- А теперь найдите  лист березы. Возьмите его в левую руку.

  1. С какого дерева упал этот лист?
  2. Как называется лист березы?
  3. Какого он стал цвета?
  4. Какой лист у тебя в левой руке? (березовый)
  1. Упражнение  развитие дыхания, слухового внимания.

Разыгрался ветер на лесной полянке,

Закружились листья в хороводе ярком! 

- Ветерок  хочет с нами поиграть в игру «Листопад».  А вы знаете, что такое листопад?

 Ветер щеки толстые надул, надул, надул
И на листочки пестрые подул, подул, подул.

Дыхательное упражнение. Дети дуют на листочки с различной силой, в зависимости от команды: «слабый  ветерок»  и  «сильный ветер». По команде «листопад» отпускают листочки и они падают.

  1. Дифференциация грибов, активизация словаря.

Обратить внимание  детей на кучу еловых и сосновых веток.

 С какого дерева упали эти ветки? (Ели и  сосны)

  1. Ветка ели называется …еловая.
  2. Ветка сосны…сосновая.

- Да там кто-то прячется? Педагог открывает   ветки и достает игрушечного старичка –лесовичка. - Ой, кто это?

Лесовичок: “Да не бойтесь, это я старичок-  лесовичок.  Вы попали и  в мои владения без разрешения. Чтобы пройти дальше поиграйте со мной, ведь мне так скучно здесь одному.  Присаживайтесь на пеньки и отгадайте загадку.

 Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб)
Лесовичок:  А знаете ли вы, как называют людей, которые собирают грибы? (грибники) Надо же, какие умные ребята!  От меня без подарков не уйдете. Вот вам корзинка. Соберите  в нее  грибы.

На доске предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Дети должны собрать в корзинку только съедобные грибы,  отвечая  на вопросы.  

  1. Какой гриб ты  нашел? ( Я нашел подберезовик.  Я нашел                                                                                                                                                       подберезовик волнушку.  Я нашел подберезовик.  Я нашел сыроежку.)
  1. Сколько подберезовиков  (волнушек) мы нашли?
  2. Как назвать одним словом все грибы в корзинке? (съедобные)
  3. Почему эти грибы  называют съедобные?
  4. Как можно заготовить грибы на зиму? (варить, жарить, солить, сушить, мариновать)          
  1. Суп из грибов – грибной суп
  2. Икра из грибов – грибная икра
  3. Пироги с грибами – грибные пироги
  1. Почему ты не взял этот гриб? (несъедобный, ядовитый)
  2. Как он называется? (мухомор, поганка)
  3. Давайте вспомним главное правило грибника: Собирать в лесу можно только известные грибы, а ядовитые грибы мы обходим стороной и не топчим их ногой.

- Вот какие подарки дарит нам лес!

7. Музыкально –ритмическое упражнение «Смешной шарик»

- Молодцы ребята! (Обратить внимание на  Белочку с корзинкой шишек.) Моя подружка белочка заготовила на зиму … шишки. С какого дерева эти шишки? Она не только их ест, но и играет с ними как с шариками, разминая свои лапки. Давайте и мы поиграем с Белочкой  и споем  песенку  «Смешной шарик». Возьмите по 1 шишке. (Дети поют песенку под фонограмму, выполняют движения по тексту, раскатывая сосновую шишку и массажируя  кисти рук)

- Шишке вернем Белочке, ведь не зря она  трудилась и заготавливала их на зиму. А мы заглянем в гости к Ежу.

Педагог стучится в домик к ежу. Но никто не отвечает.

- Что –то никто не отвечает. Как вы думаете, ребята, где ежик?    Может он уже заснул перед долгой зимой? Значит,  мы не попадем к нему в гости.

Лесовичок:  Не расстраивайтесь, у меня есть волшебный телевизор. Сейчас мы увидим, что делает ежик в своем домике. И, правда,  он, уже заснул. Но посмотрите, сколько грибов насушил еж на зиму. Расскажите, где ежик сушил грибы? (по картинке на экране дети составляют предложение с предлогом.)

Лесовичок: Большое спасибо вам, ребята, за то, что в гости ко мне пришли да веселье принесли. А чтобы вы не заблудились в лесу, я  дам вам волшебный клубок, куда он покатится, туда и ступайте (отдает клубок, прячется)

Педагог бросает клубок и он «катится в детский сад»

- Вот мы и в детском саду. Понравилось вам путешествие по сказочному лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область речевое развитие. Составление описательного рассказа по картине "В гостях у волшебницы Осени"

Конспект занятия в подготовительной группе, составлен с учётом ФГОС. Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картинке «В гостях у волшебницы Осени».Интеграция образовательных ...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» «В гости к бабушке» (младший дошкольный возраст 3-4 года)

Конспект НОД  по образовательной области «Речевое развитие»  «В гости к бабушке» (младший дошкольный возраст 3-4 года).Задача: Учить разыгрывать сказку «Репка» по ролям;Обогащение и акт...

Конспект НОД в средней группе в образовательной области речевое развитие "В гости к Мишке"

Конспект разработан в соответсвии с программоой О.С.Ушаковой "Развитие речи"....

Образовательная область: речевое развитие "В гости к нам пришла Зима."

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ООД...

Мультимедийная разработка ОД "Осень, осень, гости недель восемь..." по образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной группе

Мультимедийная разработка ОД "Осень, осень, гости недель восемь..." по образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной  группе...

Конспект ООД в старшей группе Образовательная область «Речевое развитие». В гостях у сказки

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...