Образовательная область речевое развитие. Составление описательного рассказа по картине "В гостях у волшебницы Осени"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Коновалова Татьяна Анатольевна

Конспект занятия в подготовительной группе, составлен с учётом ФГОС. Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картинке «В гостях у волшебницы Осени».

Интеграция образовательных областей:

социально – коммуникативное развитие

художественно – эстетическое развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Образовательная область: речевое развитие

Тема:  Составление описательного рассказа по  картине «В гостях у волшебницы Осени»

Подготовительная группа

Выполнила: воспитатель первой категории

Коновалова Татьяна Анатольевна

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картинке «В гостях у волшебницы Осени».

Интеграция образовательных областей:

социально – коммуникативное развитие

художественно – эстетическое развитие

Интегрированные задачи:

а). Образовательная:

Связная речь: развитие связной речи на основе формирования  умения воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем для выражения замысла, а также называть характерные признаки осени.

Словарь: уточнять и расширять словарь по теме «Осень», активизировать в речи слова, обозначающие  состояние погоды.

Грамматика: развитие  грамматически правильной речи, закреплять знания детей в употреблении в речи сложноподчиненные предложения в описании природы.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  (ш – с ).

б). Развивающая: развивать образность речи, умение соотносить небольшой личный опыт переживаний и наблюдений с «картиной мира», развивать умение воспринимать искусство.

в). Воспитательная:  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Предварительная работа. Экскурсии в осенний парк, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок на тему «Осень», чтение стихотворений, рассказов, загадок, наблюдение на прогулке.

Средства: сюжетная картина по теме «Золотая осень», использование средств ТСО.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, послушайте поговорки и  подумайте, что они могут обозначать:

В сентябре и лист на дереве не держится (в сентябре становится прохладно, и  листья опадают)

Плачет октябрь холодными слезами (в октябре часто идут дожди и они с каждым днем холоднее, так как приближается зима)

- Послушайте стихотворение, которое написала И. Бутримова

Золотая осень чудной красоты

Голубое небо, яркие цветы,

Будто бы художник смелою рукой

Расписал берёзы краской золотой,

А, добавив красный, расписал кусты

Клёны и осины дивной красоты.

Получилась осень – глаз не оторвать!

Кто ещё сумеет так нарисовать?

- Ребята,  о каком времени года говорится в стихотворении? (об осени). Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом времени года, об осени.  

- Скажите, после какого времени года она наступает? (после лета)

Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Закройте глазки и послушайте музыкальное произведение П. Чайковского «Времена года», которое поможет почувствовать всю красоту осенней природы.

 (дети закрывают глаза, звучит отрывок из музыкального произведения, воспитатель вывешивает картину «Осень»).

 - Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (прохладный, свежий, пахнет прелыми листьями, грибами)

Какой волшебный

воздух осенью в лесу –

в нём запах прелых листьев,

хвои и грибов…

И свежесть, и прохлада…

Так хочется с собой

его частичку унести…

на память… до весны…

- Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох?  Что вы слышите? (Как падают листочки, потрескивание веток, стволов деревьев, как перелетела птица с ветки на ветку, шепот ветра).

- Давайте попробуем изобразить ветер, если он дует сильно. (ш-ш-ш) , а теперь ветер начинает немножко стихать (ш – ш – ш), но вот он опять разбушевался (ш – ш – ш), а теперь успокоился и совсем стих (ш – ш – ш).

-  Сегодня Осень пригласила в гости и согласилась поиграть с вами, спрятавшись на картине, мы сможем её увидеть, если расскажем, всё то, что она изменила со своим приходом.

- Ребята, обратите внимание, какую красивую картину подарила нам осень.

Рассмотрим картину.

- Какое время года изображено на картине? (золотая осень)

- Как вы догадались? По каким приметам? (птицы улетают, с деревьев опали листочки, на земле лежат золотые листья, дети одеты тепло)

- Что изображено на переднем плане? (Дети с собакой стоят возле берёзки).

- Как одеты дети? (дети одеты в тёплую одежду, в шапки, курточки и сапожки)

- Что ещё мы видим на переднем плане? (Берёзка стоит без листочков, все листики уже опали)

- Что же произошло  с травой, цветами? (цветы завяли, трава пожелтела)

- Что  изображено  на заднем плане? (птицы собираются в стаи и прощальными криками улетают в теплые края)  

- Какое стало небо? (небо становится хмурое, на нем все больше тучек, чаще идут дожди).

- Как светит солнышко? (солнце уже не светит, так ярко и тепла становится меньше)

Что еще мы видим на заднем плане? Все ли деревья сбросили свою одежду? (елочки, да сосны стоят, одеты в свои наряды, потому что ждут прихода Нового года)

- А где же звери, почему их не видно, что с ними происходит?  (звери меняют шубки летнюю, на зимнюю, начинают прятаться в свои норки).

- Ребята, кто сможет составить рассказ по картине?  Нужно будет рассказать о красоте природы, небе, солнце, о птицах и о животных, о том, как изменилась одежда людей с приходом осени.

Я начну, а вы продолжите.

Наступила осень. На полянку пришли дети, чтобы полюбоваться красотою осени…. Дети одеты по - осеннему в теплые куртки, шапочки и сапожки.  Деревья сбросили свои наряды. На берёзках ещё кое – где виднеются золотые листочки, только елочки да сосны остались зеленые.  Небо голубое и высокое. Трава постепенно желтеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.  Я нравится осень, потому что под ногами шуршат листья, и вся природа одета в яркие цвета.

Кто ещё попробует составить рассказ по картине? (опросить 3- 4 человека)

Молодцы, ребята, а вот и красавица Осень, к нам пришла, ей очень понравились ваша рассказы,  и она приготовила для вас игру.

Игра «да» или «нет». (да – хлопаем, нет – топаем)

- Осенью цветут цветы?

- Осенью растут грибы?

- Тучки солнце закрывают?

- Колючий ветер прилетает?

- Туманы осенью плывут?

- Ну а птицы гнезда вьют?

- А букашки прилетают?

- Звери норки закрывают?

- Птичьи стаи улетают?

- Солнце светит очень жарко?

- Можно детям загорать?

- Ну а что же надо делать?

(куртки, шапки надевать).

Молодцы, вы были очень внимательны. Осень вас приглашает вместе с родителями к себе в гости, в осенний лес.

C:\Users\пк\Desktop\ос.jpg

C:\Users\пк\Desktop\осень.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление описательных рассказов с использованием пиктограмм по теме «Осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «Познание»....

План-конспект по непосредственной образовательной деятельности речевому развитию "Составление творческого рассказа по картине "Кошка с котятами"" в средней группе.

План-конспект по непосредственной образовательной деятельности речевому развитию в средней группе.Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Кошка с котятами»....

Конспект ООД по ОО «Речевое развитие» тема: Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»

Цель  данной образовательной деятельности научить детей составлять описательные рассказы по картине,развивать связную речь и умение видеть красоту родной природы....

Конспект НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Конспект НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Речевое развитие» Составление рассказа по репродукции картины «Лиса с лисятами».

Составление рассказа по репродукции картины«Лиса с лисятами». (с осуществлением деятельного подхода, технологии исследовательской деятельности, игровой технологии)...

Конспект занятия по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Основная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитиеФорма организации: фронтальная.Программное содержание:...

Конспект занятия по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Основная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитиеФорма организации: фронтальная.Программное содержание:...