Конспект ООД в старшей группе Образовательная область «Речевое развитие». В гостях у сказки
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы                                                                                           Задачи.

Образовательные:

- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;                    - продолжать учить определять тип и вид сказки;                                                               - продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;

- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;

- содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

- учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gostyah_u_skazki.docx111.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 28 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

Конспект ООД в старшей группе Образовательная область «Речевое развитие».

«В гостях у сказки».

Разработал и провёл

воспитатель

Алексейчук А.В.

Конспект ООД по речевому развитию

Тема: «В гостях у сказки»

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы Задачи.

Образовательные:

- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; - продолжать учить определять тип и вид сказки; - продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;

- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;

- содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

- учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.

Развивающие:

- развивать дикцию и фонематическое восприятие;

- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.

- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.

- воспитывать у детей чувство сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.

Оборудование: #1050;артинки – пазлы с эпизодами из сказок: «Три поросёнка », «Красная шапочка», «Царевна-лягушка», «Гадкий утёнок». #1050;артинка – подсказка к сказке «Царевна – лягушка» . #1048;зображения сказочных героев и атрибуты к каждому из них. #1050;артинки с отгадками к загадкам #1052;узыкальное сопровождение.

Словарная работа: Проговаривание физ.минутки, пересказ сказок, отгадывание загадок. Активизировать словарь: хитрая, злая, добрые, хорошие.

Ход организованной деятельности.

Вводная часть.

Под весёлую музыку дети входят в зал, приветствуют гостей и встают в полукруг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, чему вы научились. Давайте поздороваемся.

Воспитатель: «Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке - заходи.

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?

Дети: необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, звери и птицы разговаривают.

Воспитатель: А какие бывают сказки?

Дети: Народные и авторские.

Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?

Дети: авторские сказки, написанные автором.

Воспитатель: А что такое народные сказки?

Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Воспитатель: Да, сказочные истории дошли и до нас. Они бывают разные: веселые и грустные, страшные и смешные. Первый вид, который мы с вами рассмотрим, это сказки о животных. Они самые известные, знакомы по содержанию с раннего детства. Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать. Картинки с отгадками и проверить правильность ответа вы сможете найти на столе. Ну что начнем?

Игра: «Угадай и назови»

  1. Жили - были семь ребят,
    Белых маленьких козлят.
    Проник обманом серый в дом.
    Коза потом его нашла,
    Перехитрить его смогла.
    И всех детей своих спасла.

(Волк и семеро козлят)

  1. Эта рыжая плутовка

Обманула меня ловко.

Хвать – и кинула в мешок.

Хорошо, что спас дружок.

(«Кот, лиса и петух»)

  1. Что за гостья в дом пришла
    К трём лесным медведям ?
    Там поела, попила,
    В трёх кроватях поспала,
    А хозяева вернулись –
    Еле ноги унесла!
    («Три медведя»)
  2. Что за домик на опушке

Дал приют Ежу, Лягушке,

Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху,

Из трубы идёт дымок.

Этот домик — ... (Теремок)

5. Хихикали куры – нахалки: «Какой некрасивый и жалкий!» А ныне любой восхитится - Он гордая белая птица.

(«Гадкий утёнок»)

Воспитатель: Кто герои этих сказок?

Дети: - Животные и птицы.

Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.

Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.

Какие вы еще знаете сказки о животных?

Дети: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк», «Бобовое зернышко».

А теперь давайте сами построим свой теремок с помощью физ. минутки.

В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (
присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (
поклон)
Там и мышка (
руки перед собой на носочках)
И лягушка (
присели)
Зайчик (
прыжки)
С лисонькой – подружкой (
повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щелк (
показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (
поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (
изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (
кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (
бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (
сели на стульчики)

Воспитатель: Ребята, в сказках какая лиса? Волк? Медведь? Зайчик?

Дети: Лиса хитрая плутовка. Её изображают лживой, хитрой обманщицей. Волк глупый и жадный. Медведь олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Только кот и петух выступают в роли положительных героев.

Основная часть. Воспитатель: - Теперь познакомимся с таким видом сказок, как Бытовые. Они похожи на сказки о животных. Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный, простой человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые, и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть как люди, так и животные.

Воспитатель: ребята давайте с вами поиграем в игру. Нам нужно разделиться на 2 команды. У каждой из команд на столах лежат пазлы с сюжетом знакомой сказки. Необходимо собрать пазлы. Чья команда быстрее соберёт детали и назовёт свою сказку, та команда и победила. - Раз, два, три, игру начни! (Дети собирают пазлы.) Трудно сказочку сложить, Но не надо нам тужить, Дружно, смело и умело, С вами мы взялись за дело!

- Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.

Воспитатель: А какой вид сказок вы ещё знаете?

Дети: - Волшебные сказки.

Воспитатель: Правильно. А кто знает, почему волшебные?

Дети: - В этих сказках происходит волшебство.

Воспитатель: - Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство. В волшебных сказках в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи, наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способные творить волшебство, чародейство.

- С какими нечистыми силами там сражается герой?

Дети: Бабой - Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем.

Воспитатель: - Ребята, а вы знакомы со сказкой «По щучьему велению»? Давайте вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка - подсказка.

Дети по очереди подходят и рассказывают содержание сказки. А теперь давайте немножко отдохнем, проведем физ. минутку для глаз:

«Смотрят глазки вправо-влево,

Смотрят глазки вверх и вниз.

Отдохнули наши глазки

Смело можем продолжать».

Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Мальчик – с - пальчик», а теперь давайте представим, что было бы, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.

Проблемная ситуация.

  • «А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…….».

  • «А если бы Мальчик – с – пальчик не был таким находчивым, то….».

Воспитатель: - Молодцы мы решили с вами проблемные ситуации.

А теперь давайте мы с вами сыграем в игру. На магнитных досках прикреплены изображения героев сказок, к ним надо правильно подобрать его незаменимый атрибут.

Морозко - посох, сундук с подарками;
Баба – Яга - избушка на курьих ножках, ступа;
Змей Горыныч - огонь, две головы;
Емеля - щука, ведра; Курочка Ряба – яйцо, мышка.

Воспитатель: Правильно, ребята, вы справились с заданием!

Назовите еще сказки, где есть волшебство?

Дети: «Крошечка - Хаврошечка», «Снегурочка», «Морозко», «Золушка».

Воспитатель:- Молодцы, ребята.

Заключительная часть.

Воспитатель: - Вот, мы и побывали с вами в сказочной в стране. Мы вспомнили такие виды сказок, как сказки о животных, бытовые и волшебные сказки.

Сказки о животных учат нас не обижать слабых, бытовые сказки учат нас быть смелыми, добрыми и отзывчивыми, а волшебные – верить в чудеса.

Я хочу пожелать вам ребята, чтобы вы выросли такими же

удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич;

- добрыми, как Емеля;

- обаятельными, как Чебурашка;

- хозяйственными, как Матроскин;

- трудолюбивыми, как Золушка;

- находчивыми, как Кот в сапогах.

Картинка – подсказка к сказке «По щучьему велению»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для старшей группы образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Путешествие в царство самовара»

Досуг направлен на решение следующих задач:Расширять и активизировать предметный словарь по теме: «Посуда».Уточнить названия предметов посуды и их частей, материалов, из которых сделана посуда;Формиро...

План – конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Тема: «В гости к бабушке Агафье»

План – конспект непосредственной образовательной деятельности. Ообразовательная область «Речевое развитие».Тема: «В гости к бабушке Агафье»...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Узнай эмоцию».

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Узнай эмоцию».Цель: развитие эмоциональной...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: речевое развитие( развитие речи) Тема: «Заучивание стихотворения: « Снежок». ( по мнемотаблице)».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: речевое развитие( развитие речи) Тема: «Заучивание стихотворения: « Снежок». ( по мне...