Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Путешествие в осенний лес» c использованием технологии «синквейн» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Путешествие в осенний лес» c использованием технологии «синквейн» в старшей группе.
Задачи:
Образовательные:
активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Дикие животные наших лесов»;
упражнять детей в составлении синквейн с опорой на модель-схему; упражнять в подборе определений к существительному, поддерживая активность детей;
Развивающие:
совершенствование синтаксического строя речи;
развивать умение детьми подбирать слова-антонимы;
развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи, память, внимание, творческие способности.
Воспитательные:
воспитывать любовь к животным, интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: картины осеннего леса, картинки диких животных, аудиозапись голосов диких животных.
Ход НОД:
Воспитатель: -Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Вы согласны? (ответы детей). А вот куда и к кому мы с вами отправимся, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.
Город этот непростой,
Он дремучий и густой. (лес)
Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в лес. А кто же живет в лесу? (ответы детей)
А как же мы отправимся в лес? А давайте скажем волшебные слова: «Покружись, покружись и на полянке лесной очутись»
Вот мы и оказались в лесу. Как здесь красиво! Как здесь приятно пахнет! А чем же пахнет, ребята? (листвой, грибами, ягодами, хвоей)
Ребята, кто нас встречает? (показывает на картинки с изображением животных) А давайте мы с ними поиграем. Встанем в круг.
Д/и «Какой? Какая?» (игра проводится с мячом)
Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…
Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...
Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…
Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…
Д/и «Наоборот»
Лось – большой, а заяц - … (маленький).
Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).
Медведь простодушный, а лиса - … (хитрая).
Медведь неуклюжий, а белка (проворная).
«Кто как передвигается?»
А теперь покажем, кто как передвигается.
Заяц – прыгает, бегает;
Медведь – ходит, лазает, плавает, бегает;
Лиса – бегает, ходит, крадётся;
Белка – бегает, прыгает, карабкается;
ёж– ходит, катится, бегает.
Воспитатель включает записи голосов диких животных, проводится игра «Кто как голос подает?»
Ежик…фырчит
Волк…воет
Лиса…тявкает
Медведь…ревет
Белка…цокает.
Воспитатель: Ребята, про какое дерево говорят: зимой и летом одним цветом? Посмотрите, пожалуйста, на мою елочку, она необычная. Это схема в виде елочки. Да, это синквейн. Он помогает нам рассказывать о предметах. Ребята, мы с вами умеем составлять нерифмованные стихи с помощью синквейна. Давайте вспомним вместе эту технику и расскажем про… кого? Узнаете, отгадав загадку:
С ветки на ветку могу я летать.
Рыженький хвост никому не поймать.
Некогда летом в лесу мне играть
Надо грибы для зимы собирать. (белка)
Итак, синквейн - это нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Синквейн строится так:
1.Макушка елочки, первая строка- тема синквейна, одно слово, отвечающее на вопрос кто? что?
2.На второй веточке, на второй строке должны быть - два слова- признака, отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие?
3.Третья строка- три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает? Что сделает?
4.Составляем предложение с данным словом.
5. Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.
Давайте попробуем. (Дети вместе с воспитателем составляют синквейн со словом «белка».)
Итак, мы составляем вместе синквейн про белку.
1.Белка
2.Рыжая, ловкая
3.Прыгает, грызет, готовится
4.Белка готовит к зиме запасы грибов и шишек
5.Проворный зверек!
Молодцы, ребята!
Отгадайте о ком я вам сейчас расскажу.
1.?
2.Маленький, колючий
3. Катится, фырчит, боится
4. Он живет в лесу.
5. Маленький клубочек!
Дети догадываются о ком педагог составила синквейн.
Правильно, ребята, я составила синквейн о еже.
Физкультминутка «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали (ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идет по лесу. (имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (повороты головы вправо-влево)
Тянет лисонька свой нос.
Но зайчата быстро скачут (прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают (бег на месте)
Вот голодная лиса (поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса (потягивания, руки вверх)
Тяжело вздыхает (глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает (сесть на корточки)
Давайте составим синквейн про зайца.
Дети самостоятельно составляют синквейн без помощи воспитателя.
Затем слушают и сравнивают их.
Воспитатель: Посмотрите, вы все составляли синквейн про зайца, а какие разные стихи у вас получились.
Подведение итогов занятия
Воспитатель: -Пора возвращаться в детский сад.
-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам наше путешествие? Какие задания вам понравились больше? С помощью какой техники мы рассказывали о животных? Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Путешествие маленькой Капельки» для детей младшего дошкольного возраста.
Дать представление о круговороте воды в природе. Через игры научить определять физическое состояние воды.1. Вводная часть – 3 минуты. Настрой детей. Загадывание загадки.2...
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в деревню «Сказкино»
Программное содержание:Речевые задачи:1) Развивать разговорную речь2) Продолжать учить давать полные ответы3) ...
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» в старшей группе.
Чтение русской народной сказки "У страха глаза велики" в старшей группе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное)по образовательной области: «Речевое развитие» на тему:«Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности(интегрированное)по образовательной области:«Речевое развитие»на тему:«Путешествие в страну Красивой речи»в старшей г...
Конспект ООД По образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по космосу» с использованием технологии: исследование в обучении, моделирование. (для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект ООД "Путешествие по космосу" , расширение и закрепление знаний детей о космосе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ.
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей г...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ.
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей г...