Конспект логопедического занятия "Чайная" Семантическое поле слова ЧАЙ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия с целью формирования и расширения семантического поля слова ЧАЙ, автоматизации звука "Ч" в слогах, словах, речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_chaynaya._sem._pole_slova_chay.doc | 291.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Добрянский детский сад № 21»
План - конспект
логопедического занятия
«Чайная».
Семантическое поле слова «ЧАЙ».
для детей 6-7 лет.
Конспект подготовила:
Посягина Н.И. – учитель-логопед,
I кв. категория.
г. Добрянка, 2011 г.
Конспект логопедического занятия «Чайная».
Семантическое поле слова «ЧАЙ».
Цель: формирование и расширение семантического поля слова «чай», развитие валентности слов.
Задачи:
- автоматизация звука [ч] в слогах, словах, речи;
- уточнять знания о чае, чайной посуде;
- совершенствовать навыки словоизменения, словообразования;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, память, воображение;
- воспитывать уважение к традициям предков, культуру поведения за столом.
Оборудование: набор посуды (поднос, чашки, блюдца, ложки, чайник, хлебница, сахарница), разрезная картинка «чайник», картинки с изображением чая, чашек, чайников.
Ход занятия:
1. Орг. Момент. Сообщение темы.
– Сегодня я приглашаю вас в чайную – это столовая, где можно попить чая, перекусить. Помогите мне, пожалуйста, накрыть стол к чаю.
Сначала давайте подготовим чайную посуду.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
- «Чашечка». Чья чашечка глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
- «Чашечка и блюдце». Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
- «Ручка чайника». Спинку языка прижать к небу, а кончик упереть в нижнюю десну.
- «Дуем на горячий чай». Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
- «Пыхтящий чайник». Произнесение на одном выдохе: «Чих-чах-чох! Пых-пах-пох!».
3. Мимические упражнения.
Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую чашку, неудовольствие — грязный чайник.
Чудесные превращения.
Изобразить кипящий чайник; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.
4. Пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Чайничек».
Чайничек с крышечкой, Пальцы рук соединяются, изображая «шар».
Правая ладонь прямая, пальцы сжаты.
Крышечка с шишечкой, Левая ладонь сжата в кулак.
Шишечка с дырочкой, Большой и указательный пальцы левой руки -
«колечко».
В дырочку пар идет. Указательным пальцем правой руки «рисуем пар».
И в обратном порядке (с ускорением): Пар идет в дырочку, дырочка в шишечке, шишечка с крышечкой, крышечка с чайничком.
– Сейчас накроем стол. Дети выполняют поручения: «Поставьте хлебницу, сахарницу, чайник на середину стола. Рядом поставьте мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положите чайные ложки». Логопед задает вопросы: «Какого цвета чашка? Какой чайник?» и т. д.
5. Разбор слова «чай». Характеристика звука [ч].
– Скажите, сколько слогов в слове «ЧАЙ»? Сколько звуков? Проговорите каждый звук. Какой первый звук? Звук [ч] какой? (согласный, глухой, мягкий).
6. Автоматизация [ч] в слогах.
– Помогите разлить чай. Прочтите все слоги на пиалах. В пиалы со слогом АЧ налейте зелёный чай (нарисовать чай карандашом болотного цвета). В пиалы с другими слогами налей черный чай (нарисовать чай коричневым карандашом). С каким чаем пиал больше?
7. Развитие фонематического слуха. Автоматизация [ч] в словах.
– Ребята, перед вами стоят чашки. Вам предлагаю поставить на поднос столько чашек, сколько слов со звуком [ч] вы услышите.
Логопед называет ряд слов, например: чашка, ложка, салфетка, чаёк, блюдце, кипяток, печенье, сахар, водичка, пирог, калач, кекс...
– Выберите угощения только со звуком [ч]. Назови их.
8. Словоизменение. Падежные конструкции.
Логопед демонстрирует детям картинку с изображением чая.
– Что нарисовано на картинке? (На картинке нарисован чай).
– Чему мы рады? (Мы рады чаю).
Логопед демонстрирует детям картинку с изображением двух чашек. В одной из них чай, а другая пустая.
– Чего нет в этой чашке? (В чашке нет чая).
– Что надо налить в пустую чашку? (В чашку надо налить чай).
– Сейчас у нас чашки с чем? (Чашки сейчас с чаем).
– О чем мы сегодня говорим? (Мы говорим о чае).
9. Слова – родственники к слову «чай».
– Назовите похожие слова, к слову «чай» (слова-родственники):
1. Горячий, сладкий я напиток и пьют меня повсюду,
Одну лишь букву замените, и месяцем я буду. Чай.
2. Проводить время за чаепитием. Чаевничать.
3. Питье чая. Чаепитие.
4. Сосуд для сухого чая. Емкость, где хранят чай. Чайница.
5. Род общественной столовой, где посетители могут напиться чая и перекусить. Чайная.
6. Лепесток, кусочек листка заваренного чая. Чаинка.
7. На огне ворчу-ворчу, потом чихаю... и пар пускаю. Чайник.
8. Набор посуды для чая. Чайный набор (чайная пара).
– Почему чайник назвали чайником? Да, потому что в нем заваривают чай. Слова «чай», «чайник» называют словами-родственниками, т.к. они очень похожи и у них есть общая часть, совсем как глаза или нос у вашей мамы и у вас. Кроме того, одно слово происходит от другого, как вы произошли от своих родителей. Какая же у них общая часть? (Чай.) У слов-родственников и общее значение. Скажите, слово «чайка» является словом-родственником к слову «чай»? Почему?
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек.
Прилетели все на чай!
Сколько чаек, отвечай!
Это стихотворение - шутка: слова «чай» и «чайка» имеют общую часть -чай, но они не слова-родственники, т.к. разные по смыслу.
Знакомство со словом чаевые.
Чаевые – форма денежного вознаграждения, принятая для некоторых
профессий (официанты, шоферы, портье, носильщики, чистильщики обуви, парикмахеры). «Дать чаевые» (на чай) – значит поблагодарить.
– Является ли слово «чаевые» словом-родственником» к слову «чай»? Докажите!
10. Игра «Попрыгаем» (деление слов на слоги).
– Мы попрыгаем немножко, пусть слова разделят ножки.
Слова: чай, чай-ник, ча-ин-ка, чай-ни-ца, чай-на-я, лож-ка.
– Послушайте еще раз эти слова и скажите, какое слово лишнее.
11. Игра «Один – много».
Чай – чаи – много чаёв. Чаинка – чаинки – много чаинок.
Чайник – чайники – много чайников. Чайница (сосуд) – чайницы – много чайниц.
Чайная – чайные – много чайных. Чаепитие – чаепития – много чаепитиев.
12. Игра «Назови ласково».
Чай – чаёк, чаинка – чаиночка, чайник – чайничек.
13. Игра «Счёт 1-5».
Чайник (один чайник, два чайника,…).
Чаинка (одна чаинка, две чаинки…).
Чайница (одна чайница, две чайницы…)
14. Игра «Запомни - повтори» или «Чего не стало» (с картинками).
Слова: чай, чайник, чаинка, чаепитие, чайница.
15. Игра «Кто последним назовёт слова, обозначающие признаки и действия предметов».
– Чай (какой?) черный, зеленый, байховый, мелкий, гранулированный, листовой, крепкий, свежий, мягкий, насыщенный, ароматизированный, полезный, сладкий, горький, фруктовый, бодрящий, ароматный, цейлонский, индийский, грузинский…
– Чай (что делает?) настаивается, заваривается, греется, остывает…
– Что делают с чаем? покупают, заваривают, наливают, пьют, насыпают, хранят, подают…
16. Игра «Противоположные слова».
Горячий чай – холодный чай. Сладкий чай – горький чай.
Крупный чай – мелкий чай. Свежий чай – старый чай.
Крепкий чай – слабый чай. Дорогой чай – дешевый чай.
17. Упражнение «Составьте предложения».
Чаепития, для, купили, чай, вкусный. Пьют, медом, с, гости, чай.
– Назовите сколько всего слов в предложении.
18. Речевая зарядка. Проговаривание загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела. — пейте чай, вода вскипела! (Чайник, самовар)
19. Сложи рисунок как можно быстрее.
20. Физкультминутка. Координация речи с движением.
Из пшеничной из муки испекли мы Дети ритмично «лепят куличики».
Пироги, плюшки, пряники, печенье, Загибают пальчики, перечисляя
Кексы, торты, калачи, то, что они испекли из муки.
Булки, бублики, баранки.
И достали из печи Медленно произнося текст, дети
одновременно протягивают обе руки вперед.
Мы румяный каравай. Соединяют руки в кольцо («каравай»).
Приходите к нам на чай! Кланяются с движением руки от груди вниз.
21. Из истории. Первое чаепитие на Руси.
– Известно ли вам, когда на Руси было первое чаепитие? Было это давным-давно больше 300 лет назад (в 1638 г., XVII век) монгольский хан прислал русскому царю Михаилу Федоровичу богатые дары: соболиные меха, драгоценное оружие. Но больше всего понравился русскому царю темно-золотистый напиток в серебряной чашечке – чай. Попробовал царь неизвестный до этого времени напиток и сказал: «Хорошее питье. Еще». Это было первое чаепитие на Руси.
– Это сегодня мы можем попить вкусный чай с мёдом и лимоном и, конечно, огромным удовольствием. А ведь раньше главным освежающим напитком русичей (так назывались наши далёкие предки) был квас.
22. Словесные логические задачи.
– Когда так говорят?
В час по чайной ложке. Выпей чайку – забудешь тоску.
Кто чай пьет, сто лет проживет. Чай пить – не дрова рубить.
Дети рассуждают, о чем эти пословицы.
– Объясните выражение: Человек - «чайник».
- Это новичок в каком-либо деле, например несведущий в компьютере и интернете (не обладает никакими компьютерными умениями).
23. Пересказ «Сказки о чайнике».
Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.
24. Рассказывание (разучивание) стихов. Дом. задание (на выбор).
Чай-чай-чай, примечай, примечай! Чай на рыбалке, чай в лесу,
Чай-чай-чай, примечай, примечай! Чай в полуденном часу,
Как заваривать чаек, Когда жарко, наливай,
Сколько ложек в котелок. Душу этим согревай!
Как настаивать сей чай,
Привечай, привечай!
25. Сравнение чайников по картинкам.
26. Итог.
Список использованной литературы
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.
- Баскакина И.В., Лынская М.И. Чаепитие на даче у Ч. Логопедическая тетрадь.-
М.: Айрис-пресс, 2011.
3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика -Синтез», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие с использованием ИКТ "Семантическое поле слова "Рыба"
Занятие по развитию семантических полей расширяют словарь ребенка. Развивают падежные конструкции используя ядерное слово рыба. На занятиях с использованием ИКТ дети с большим интересом работают, проя...
Конспект интегрированного занятия: "Поле чудес" "Какие мы знаем эвенкийские слова?"
Конспект интегрированного занятия: "Поле чудес" "Какие мы знаем эвенкийские слова?"...
Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР
Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНРЦель: образование однокоренных слов.Задачи:1) коррекционно-образовательные задачи:- закреплять пред...
Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Тема. Фонема [р] и «семантическое поле» слова «радуга».
Тема. Фонема [Р] и "семантическое поле" слова "радуга"....
Читаем слова и предложения ("семантическое поле" слова "ЗИМА")
Коррекционно-развивающие упражнения для освоения навыка понимания прочитанного, в рамках работы с "семантическим полем" слов по теме "Зима.Зимние забавы" для учащихся 1 класс...
Конспект логопедического занятия "Слог. Слово."
Цель: Научить детей делить слова на части, произносить каждую часть слова; показать...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Семантическое поле слова «РЫБА»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе 13. Педагог Осинникова О.И. Тема: Семантическое поле слова «РЫБА»Цель: Обогащение активного словаря по теме «Аквариум» з...
Комментарии
Интересно