Конспект логопедического занятия "Чайная" Семантическое поле слова ЧАЙ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия с целью формирования и расширения семантического поля слова ЧАЙ, автоматизации звука "Ч" в слогах, словах, речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Добрянский детский сад № 21»

План - конспект  

логопедического занятия

 «Чайная». 

Семантическое поле слова «ЧАЙ».

для детей 6-7 лет.

                                                      Конспект подготовила:

                                                                       Посягина Н.И. – учитель-логопед,

                                                                                                       I кв. категория.

г. Добрянка, 2011 г.

Конспект логопедического занятия «Чайная».

Семантическое поле слова «ЧАЙ».

Цель: формирование и расширение семантического поля слова «чай», развитие валентности слов.

Задачи:

- автоматизация звука [ч] в слогах, словах, речи;

- уточнять знания о чае, чайной посуде;

- совершенствовать навыки словоизменения, словообразования;  

-  развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать  навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, память, воображение;

- воспитывать уважение к традициям предков, культуру поведения за столом.

Оборудование: набор посуды (поднос, чашки, блюдца, ложки, чайник, хлебница, сахарница), разрезная картинка «чайник», картинки с изображением чая, чашек, чайников.

Ход занятия:

1. Орг. Момент. Сообщение темы.

– Сегодня я приглашаю вас в чайную – это столовая, где можно попить чая, перекусить. Помогите мне, пожалуйста,  накрыть стол к чаю.  

Сначала давайте подготовим чайную посуду.

2. Артикуляционная  и дыхательная гимнастика. 

  1. «Чашечка».  Чья чашечка глубже?  Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
  2. «Чашечка и блюдце». Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
  3. «Ручка чайника».  Спинку языка прижать к небу, а кончик упереть в нижнюю десну.
  4. «Дуем на горячий чай».  Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).  
  5.  «Пыхтящий чайник». Произнесение на одном выдохе: «Чих-чах-чох! Пых-пах-пох!».

3. Мимические упражнения.

Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую чашку, неудовольствие — грязный чайник.

Чудесные превращения.

Изобразить кипящий чайник; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.

4. Пальчиковая  гимнастика.

Упражнение «Чайничек».

Чайничек с крышечкой,     Пальцы рук соединяются, изображая «шар».    

                                             Правая ладонь прямая, пальцы сжаты.

Крышечка с шишечкой,    Левая ладонь сжата в кулак.

Шишечка с дырочкой,      Большой и указательный пальцы левой руки -                

                                            «колечко».

В дырочку пар идет.        Указательным пальцем правой руки «рисуем пар».

   И в обратном порядке (с ускорением):  Пар идет в дырочку, дырочка в шишечке,  шишечка с крышечкой, крышечка с чайничком.

– Сейчас  накроем стол. Дети  выполняют поручения: «Поставьте хлебницу, сахарницу, чайник  на середину стола. Рядом поставьте мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положите чайные ложки». Логопед задает  вопросы: «Какого цвета чашка?  Какой чайник?» и т. д.

5. Разбор слова «чай». Характеристика звука [ч].

–  Скажите, сколько слогов в слове «ЧАЙ»? Сколько звуков? Проговорите каждый звук. Какой первый звук? Звук [ч] какой? (согласный, глухой, мягкий).

6. Автоматизация [ч] в слогах.

– Помогите разлить чай. Прочтите все слоги на пиалах. В пиалы со слогом АЧ налейте зелёный чай (нарисовать чай карандашом болотного цвета). В пиалы с другими слогами налей черный чай (нарисовать чай коричневым карандашом). С каким чаем пиал больше?

7. Развитие фонематического слуха. Автоматизация [ч] в словах.

–  Ребята, перед вами стоят чашки. Вам предлагаю поставить на поднос столько чашек, сколько слов со звуком [ч] вы услышите.

Логопед называет ряд слов, например: чашка, ложка,  салфетка, чаёк, блюдце, кипяток, печенье, сахар, водичка, пирог, калач, кекс...

–  Выберите угощения только со звуком  [ч]. Назови их.

8. Словоизменение. Падежные конструкции.

      Логопед демонстрирует детям картинку с изображением  чая.

–  Что нарисовано  на картинке? (На картинке нарисован чай).  

–  Чему мы рады? (Мы рады чаю).

      Логопед демонстрирует детям картинку с изображением двух чашек. В одной из них  чай, а другая пустая.  

–  Чего нет в этой чашке? (В чашке нет чая).

–  Что надо налить в пустую чашку? (В чашку надо налить чай).

–  Сейчас у нас чашки с чем? (Чашки  сейчас с чаем).

–  О чем мы сегодня говорим? (Мы говорим о чае).

9. Слова – родственники к слову «чай».

– Назовите похожие слова, к слову «чай» (слова-родственники):

1. Горячий, сладкий я напиток и пьют меня повсюду,

    Одну лишь букву замените, и месяцем я буду. Чай.

2. Проводить время за чаепитием. Чаевничать.

3. Питье чая. Чаепитие.

4. Сосуд для сухого чая. Емкость, где хранят чай. Чайница.

5. Род общественной столовой, где посетители могут напиться чая и перекусить. Чайная.

6. Лепесток, кусочек листка заваренного чая. Чаинка.

7. На огне ворчу-ворчу, потом чихаю... и  пар пускаю. Чайник.

8. Набор посуды для чая. Чайный набор (чайная пара).

 – Почему чайник назвали чайником? Да, потому что в нем заваривают чай. Слова  «чай», «чайник» называют словами-родственниками, т.к. они очень похожи и у них есть общая часть, совсем как глаза или нос у вашей мамы и у вас. Кроме того, одно слово происходит от другого, как вы произошли от своих родителей. Какая же у них общая часть? (Чай.) У слов-родственников и общее значение. Скажите, слово «чайка» является словом-родственником к слову «чай»? Почему?

   Подогрела чайка чайник,

   Пригласила восемь чаек.

   Прилетели все на чай!

   Сколько чаек, отвечай!

Это стихотворение - шутка: слова «чай» и «чайка» имеют общую часть -чай, но они не слова-родственники, т.к. разные по смыслу.

Знакомство со словом чаевые.

Чаевые – форма денежного вознаграждения, принятая для некоторых

профессий (официанты, шоферы, портье, носильщики, чистильщики обуви, парикмахеры).  «Дать чаевые»  (на чай) – значит поблагодарить.

– Является ли  слово «чаевые» словом-родственником» к слову «чай»? Докажите!

10. Игра «Попрыгаем» (деление слов на слоги).

– Мы попрыгаем немножко, пусть слова разделят ножки.

Слова: чай, чай-ник, ча-ин-ка, чай-ни-ца, чай-на-я, лож-ка.

– Послушайте еще раз эти слова и скажите, какое слово лишнее.

11. Игра «Один – много».

Чай – чаи – много чаёв.                               Чаинка – чаинки – много чаинок.

Чайник – чайники – много чайников.         Чайница (сосуд) – чайницы – много чайниц.

Чайная – чайные – много чайных.              Чаепитие – чаепития – много чаепитиев.

12. Игра «Назови ласково».

Чай – чаёк, чаинка – чаиночка, чайник – чайничек.

13. Игра «Счёт 1-5».

Чайник (один чайник, два чайника,…).

Чаинка (одна чаинка, две чаинки…).

Чайница (одна чайница, две чайницы…)

14. Игра «Запомни - повтори» или «Чего не стало» (с картинками).

Слова: чай, чайник, чаинка, чаепитие, чайница.

15. Игра  «Кто последним назовёт слова, обозначающие признаки и действия предметов».

–   Чай (какой?) черный, зеленый, байховый, мелкий, гранулированный, листовой, крепкий, свежий, мягкий, насыщенный, ароматизированный, полезный, сладкий, горький, фруктовый, бодрящий, ароматный, цейлонский, индийский, грузинский…

–  Чай (что делает?) настаивается, заваривается, греется, остывает…

–  Что делают с чаем? покупают, заваривают, наливают, пьют, насыпают, хранят, подают…

16. Игра «Противоположные слова».

Горячий чай – холодный чай.          Сладкий чай – горький чай.

Крупный чай – мелкий чай.             Свежий чай – старый чай.

Крепкий чай – слабый чай.              Дорогой чай – дешевый чай.

17. Упражнение «Составьте предложения».

Чаепития, для, купили, чай, вкусный.    Пьют, медом, с, гости, чай.

 – Назовите  сколько всего слов в предложении.

18. Речевая зарядка. Проговаривание  загадки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела. — пейте чай, вода вскипела!  (Чайник, самовар)

19. Сложи рисунок как можно быстрее.

20. Физкультминутка. Координация речи с движением.

Из пшеничной из муки испекли мы   Дети ритмично «лепят куличики».

Пироги, плюшки, пряники, печенье, Загибают пальчики, перечисляя

Кексы, торты, калачи,                          то, что они испекли из муки.

Булки, бублики, баранки.

И достали из печи                                Медленно произнося текст, дети      

                                                               одновременно протягивают обе руки вперед.

Мы румяный каравай.                         Соединяют руки в кольцо («каравай»).

Приходите к нам на чай!                     Кланяются с движением руки от груди вниз.

21. Из истории. Первое чаепитие на Руси.

– Известно ли вам, когда на Руси было первое чаепитие? Было это давным-давно больше 300 лет назад (в 1638 г., XVII век) монгольский хан прислал русскому царю Михаилу Федоровичу богатые дары: соболиные меха, драгоценное оружие. Но больше всего понравился русскому царю темно-золотистый напиток в серебряной чашечке – чай. Попробовал царь неизвестный до этого времени напиток и сказал: «Хорошее питье. Еще». Это было первое чаепитие на Руси.

– Это сегодня мы можем попить вкусный чай с мёдом и лимоном и, конечно, огромным удовольствием. А ведь раньше главным освежающим напитком русичей (так назывались наши далёкие предки)  был квас.

22. Словесные логические задачи.

–  Когда так говорят?

В час по чайной ложке.                Выпей чайку – забудешь тоску.

Кто чай пьет, сто лет проживет. Чай пить – не дрова рубить.

Дети рассуждают, о чем эти пословицы.

–  Объясните выражение: Человек  - «чайник».

- Это новичок в каком-либо деле,  например несведущий  в компьютере и интернете (не обладает никакими компьютерными умениями).

23. Пересказ «Сказки о чайнике».

    Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.

24. Рассказывание (разучивание) стихов. Дом. задание (на выбор).

Чай-чай-чай,  примечай, примечай!            Чай на рыбалке, чай в лесу,        

Чай-чай-чай, примечай, примечай!             Чай в полуденном часу,                                                     

Как заваривать чаек,                                     Когда жарко, наливай,                    

Сколько ложек в котелок.                            Душу этим согревай!              
Как настаивать сей чай,                        
Привечай, привечай!                                                      
                                                                                                                                                                                                                                                                             

25. Сравнение чайников по картинкам.

                                            

26. Итог.

Список использованной литературы

  1. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические

рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.

  1. Баскакина И.В., Лынская М.И. Чаепитие на даче у Ч. Логопедическая тетрадь.-

М.:  Айрис-пресс, 2011.

3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика -Синтез», 2004.

4. http://images.yandex.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие с использованием ИКТ "Семантическое поле слова "Рыба"

Занятие по развитию семантических полей расширяют словарь ребенка. Развивают падежные конструкции используя ядерное слово рыба. На занятиях с использованием ИКТ дети с большим интересом работают, проя...

Конспект интегрированного занятия: "Поле чудес" "Какие мы знаем эвенкийские слова?"

Конспект интегрированного занятия: "Поле чудес" "Какие мы знаем эвенкийские слова?"...

Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР

Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНРЦель: образование однокоренных слов.Задачи:1) коррекционно-образовательные задачи:- закреплять пред...

Читаем слова и предложения ("семантическое поле" слова "ЗИМА")

Коррекционно-развивающие упражнения для  освоения навыка понимания прочитанного, в рамках работы с "семантическим полем" слов по теме "Зима.Зимние забавы" для учащихся 1 класс...

Конспект логопедического занятия "Слог. Слово."

Цель: Научить   детей  делить   слова   на   части,   произносить   каждую   часть   слова;   показать...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Семантическое поле слова «РЫБА»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе 13. Педагог Осинникова О.И. Тема: Семантическое поле слова «РЫБА»Цель: Обогащение активного словаря по теме «Аквариум» з...


 

Комментарии

Очень насыщенное занятие. Спасибо за публикацию.