Читаем слова и предложения ("семантическое поле" слова "ЗИМА")
презентация по логопедии
Коррекционно-развивающие упражнения для освоения навыка понимания прочитанного, в рамках работы с "семантическим полем" слов по теме "Зима.Зимние забавы" для учащихся 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые упражнения для чтения слов и предложений. "Семантическое поле" слова "ЗИМА" | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понимание значения слова – это установление системы ассоциативных связей в тесном взаимодействии фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Основные причины трудностей понимания прочитанного Лексико- грамматич . нарушения Недоразвитие звуковой и слоговой структуры слов Слабое понимание пространственных и временных понятий Низкий уровень зрит.анализа и синтеза
Основной функцией слова является его обозначающая роль, предметная отнесенность слова ( А.Р.Лурия , Л.С.Выготский ) Слово может принимать форму: Существительного (обозначает предмет) Глагола (обозначает действие) Прилагательного (обозначает признак,свойство ) Предлога,союза (обозначает отношения) Значительную роль играет «понятийное» значение слова ( Л.С.Выготский ). Значение слова способно: Анализировать предметы Выделять существенные признаки Обобщать признаки Относить предметы к определенной категории. «Слово является клеточкой мышления» ( А.Р.Лурия , Л.С.Выготский )
СЛОВО И «СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ» З а каждым словом стоит целая система разных связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т.п. МИШКА – МЫШКА, МОШКА, МУШКА, МАШКА,МАСКА,МИСКА (звуковое сходство) МИШКА-ИГРУШКА-МАГАЗИН (ситуация) МИШКА-ИГРУШКА (СКАЗОЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ) «Комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова, называется «семантическим полем» ( А.Р.Лурия )
Структура «семантического поля» «Ядерное» слово
«Связи, которые устанавливаются между словами, принято называть валентностями слов» ( А.Р.Лурия ) ЛИСА СТЕРЕЖЕТ ЛОВИТ МЫШЕЙ ТИХО ЗАЙЦА КУРОПАТКУ БЫСТРО СТРЕМИТЕЛЬНО
СТРУКТУРА «СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ» «Семантическое поле» строится на основе ассоциаций. В ответ на слово-стимул дети выдают связанные с ним слова по типам: СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ СЛОВА-ПРИЗНАКИ СЛОВА-СИНОНИМЫ СЛОВА-АНТОНИМЫ СЛОВА, СВЯЗАННЫЕ ПО МЕСТУ,ВРЕМЕНИ,ЧУВСТВАМ,ОЩУЩЕНИЯМ Благодаря работе в системе «семантических полей» ребенок актуализирует до 25-35 и более слов; систематизирует значения глаголов, прилагательных, наречий, то есть тех слов, которыми владеют в минимальном количестве младшие школьники с ОНР, ЗПР.
СЛОВО-СЛОВОСОЧЕТАНИЕ-ПРЕДЛОЖЕНИЕ Работа с валентности и «семантическими полями» слов даёт следующие преимущества: Облегчает поиск слов, более точных по смыслу ; Слово актуализирует цепь ассоциаций, что вызывает к жизни множество новых слов; Учит строить словосочетания; Порождает схему целого высказывания; Распространяет схему предложения до сложного, на основе словосочетания; Все вместе взятое и является основой программирования целого высказывания.
ЗИМА (зимние забавы) Задание: Подберите (прочитайте) слова, подходящие к слову «ЗИМА».
Задание: Прочитай. Подбери слова близкие по смыслу (родственные). «Зимняя лесенка» ЗИМА ЗИМУШКА ЗИМУЮТ ЗИМНИЕ ЗИМУЮЩИЕ
Задание: Прочитай слова –действия. Что делают люди зимой? Одолей снежную гору! Рыбачат Ездят Лепят Играют Строят Наряжают Катаются
Задание: Прочитай.Подбери слова близкие по значению (синонимы)к слову « КАТАЕМСЯ » , составь словосочетания «Катание с горы»
Задание:Прочитай . Подбираем слова-предметы (КТО?ЧТО?) к словам-признакам: снежный,снежная,снежное . «Играем в снежки» СНЕЖНЫЙ Кто?что ? СНЕЖНАЯ Кто?что ? СНЕЖНОЕ Кто?что ? КОМ ДОМ ДЕНЬ ГОРОДОК МЕСЯЦ ЧЕЛОВЕК УТРО ПОЛЕ ОБЛАКО ВОСКРЕСЕНЬЕ ЗИМА БАБА ДОРОГА ИЗБУШКА ГОРКА ДЕВОЧКА
Работаем над синтаксической конструкцией предложения. Вариант: Прочитай предложение, вставь пропущенное по смыслу слово. Вариант: Прочитай слова, поставь их по порядку, чтобы получилось предложение.
Задание: «Построим зимнюю крепость» из предложений. Ребята лепят б абу. Весёлые дети ИГРАЮТ на Взрослые дети и ё лку. Ученики снежную крепость. строят
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"
Презентация к занятию по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....
Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».
Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы. Цель: развиват...
Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова». Составление предложений из 2, 3, 4 слов»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации и интерактивной доски....
"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".
Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: «Состав слова. Анализ предложения. Виды предложений."
Цели:дать детям общее представление о составе слова и словообразовании;научить детей проводить анализ предложения(сколько слов в предложении, определить последовательность слов в предложении)научить о...
Читаем слова и предложения с буквами В и Ф
Чтение слов и предложений с парными согласными В-Ф. Ребёнок читает слово, затем появляется картинка. В конце презентации для более подготовленных детей есть 4 предложения для прочтения....