Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме
Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку, может привести к возникновению ошибок чтения и письма. Интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с речевыми нарушениями связан, прежде всего, с важностью интонации в процессе коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_idyom_vstrechat_vesnu.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
«ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»
Цель занятия.
Формировать интонационную выразительность речи. Развивать способность произвольно изменять силу, высоту, тембр голоса (в слогах, словах, фразах), выдерживать паузу. Формировать ритмический рисунок в серии слогов по изготовленной детьми аппликации. Совершенствовать чёткость дикции.
Обобщить представления детей о характерных признаках весны.
Закреплять навыки связной речи при составлении коллективного рассказа по опорным картинкам из серии «Весна пришла».
Развивать коммуникативные навыки, воображение.
Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются.
1.Организационный момент.
Логопед. Сегодня у нас необычное занятие. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить, и что мы будем делать, отгадайте загадку:
Светает рано по утрам, проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад. Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?
Правильно, это весна. Скажите, когда наступает весна: после лета, перед осенью, перед летом?
Дети. Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.
2.Сюрпризный момент.
Логопед. Ветерок весенний дует, вертит,
В форточку влетел конвертик!
Ну-ка, Маша, посмотри, что за вести там внутри?
Ребята, это письмо для нас. Давайте его прочитаем!
«Здравствуйте, дорогие ребята старшей группы! Пишет вам Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня, приходите в весенний сказочный лес. По дороге вас ждут нелёгкие препятствия, а преодолеть вы их сможете лишь в том случае, если сумеете говорить выразительно, чётко, ясно. Очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас друзья!»
Ну, что же, пойдём выручать весну? Не забудьте, как надо говорить.
(Входят в импровизированный лес).
3.Развитие воображения, выразительности речи.
Игра «Подснежники».
Логопед. Посмотрите, на лесной полянке зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, голубые шапочки пробиваются из-под снега. Знаете, как они называются? Садитесь на эти брёвнышки, полюбуемся на подснежники. А лес и правда сказочный, приглядитесь внимательно, каждый подснежник что-то чувствует! Как вы думаете, какой этот подснежник (радостный, грустный, удивлённый и т.п.)? Придумайте, что хочет сказать радостный подснежник! (Логопед показывает цветки по одному, потом складывает в корзинку.) Молодцы!
4.Развитие мелкой моторики, высоты голоса.
Игра «Сосульки разговаривают».
Логопед. Посмотрите, в нашем сказочном лесу с дерева свисают сосульки, хотя обычно на деревьях сосулек не бывает. Как солнце пригреет, начинается капель. Капель падает, выговаривает:
С больших сосулек пляк-пляк-пляк-пляк-пляк (низким голосом),
Со средних сосулек плюк-плюк-плюк-плюк-плюк (средним голосом),
С маленьких сосулек плик-плик-плик-плик-плик (высоким голосом).
Пальцы поочерёдно касаются друг друга, начиная с большого.
Вечером похолодает. «Пляк» - упадёт капля с самой толстой сосульки. Концерт окончен до нового утра.
5.Развитие силы голоса.
Логопед. Ну, что же, пойдёмте дальше, будем искать Весну. Ребята, кажется, мы заблудились.
Сейчас я вас буду спрашивать, а вы отвечайте этим же предложением, только подумайте, как отвечать: грустно или весело, громко или тихо.
-Заблудились мы в лесу? - Заблудились мы в лесу.
(грустно или весело?) (грустно)
- Закричали все: «Ау!»? - Закричали все: «Ау!»
(громко или тихо?) (громко)
- Никто не отзывается? - Никто не отзывается
(печально или радостно?) (печально)
- А эхо откликается? - А эхо откликается!
(бодро или уныло?) (бодро)
Давайте поиграем в игру «Эхо». Разделимся на две группы. Одна группа кричит со мной громко, а другая прячется за дерево и повторяет, как эхо, тихо последние слова предложения три раза.
1-я группа 2-я группа
- Заблудились мы в лесу! - В лесу, в лесу, в лесу!
- Закричали все: «Ау!» - Ау, ау, ау!
- Где же ты, Весна? - Весна, весна, весна!
- Мы ищем тебя! - Тебя, тебя, тебя!
Подойдите все ко мне. Кто тут сидит на ёлке? Это же сова! Здравствуй, сова, помоги нам найти дорогу к Весне.
Сова (за сову говорит логопед). Здравствуйте, ребята! Весну ищете? Тогда сядьте на полянке (стулья на ковре), отдохните и поиграйте со мной в игру «Назови весеннее слово». Только каждое слово надо повторить три раза: громко, тише и совсем тихо.
(Ответы детей: сосулька, ручеёк, капель, март, апрель, май, подснежник, проталины, почки, первоцветы, ледоход.)
Молодцы, знаете весенние слова. А к Весне я вас проводить не смогу: летаю только по ночам, днём плохо вижу. Но я вам помогу. Идите к той ёлочке и позовите Лешего, он проводит вас к Весне – ему в лесу все дороги ведомы!
Логопед. Пойдемте за помощью к Лешему.
6.Развитие интонационной выразительности и ритма, высоты голоса.
Дети зовут Лешего. Сначала тихо: «Ау!», потом громче и совсем громко.
Леший. Весну ищите? А стихотворение о Весне знаете? (Ребёнок читает).
Где ты, солнышко? Проснись!
Где ты, скворушка? Вернись!
Сыпать снег зима устала.
Кап-кап-кап, весна настала!
(Другие дети читают это же стихотворение в образе медведя, мышки). Молодцы!
-А дорога-то к Весне паутиной затянута, чтобы дорогу освободить, надо паучков прогнать: отхлопать ритм по карточкам. Сможете?
(Дети отхлопывают в ладоши заданный на схемах ритм).
- Паутину сняли, паучков разогнали, а теперь поиграйте со мной! Будете чирикать, как воробышки, показывать, как бежал ручеёк высоким и низким голосом! Встаньте в круг.
(Динамическая пауза: дети выполняют движения и проговаривают стихотворение, соблюдая изменения голоса по высоте.)
На дереве, на веточках воробышки сидят:
(повороты вправо-влево)
«Чирик↑-чирик,↓ чирик↑-чирик,↓ чирик↑-чирик↓», - кричат.
(руки вверх-вниз: «машут крыльями»)
Бежал ручей по камешкам – бежал,↓ бежал,↓ бежал.↓
(бегут по кругу, постепенно приседают)
Потом в глубокой лужице – лежал,↑ лежал,↑ лежал.↑
(качают головой вправо-влево, постепенно поднимаются)
-Ну, порадовали меня! А тут до Весны-то рукой подать!
(Дети идут к «полянке».)
7.Составление коллективного описательно-повествовательного рассказа по опорным картинкам из серии «Весна пришла».
Логопед. Дети, где же Весна? Давайте позовём её, мы знаем весенние заклички, которыми издавна народ весну призывал. Читать надо громко, выразительно, чтобы Весна услышала, чтобы ей понравилось!
Дети читают весенние заклички:
- Весна, весна красная! - Иди, весна, иди, красна,
Приди, весна, с радостью, Принеси ржаной колосок,
С радостью, с радостью, Овсяной снопок,
С великой милостью: Большой урожай в наш край.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
Выходит Весна. Приносит картинки.
Весна. Здравствуйте, дети! Садитесь на моей полянке. (Дети садятся на стулья). Спасибо, что пришли меня выручать. Но прежде, чем дорожку весеннюю распутать, давайте наведём порядок в весенних явлениях природы. (Раскладывает серию картинок «Весна пришла» вперемешку.) Посмотрите внимательно, какая картинка будет первая, с чего начинается весна? Что происходит потом? (Прикрепляет картинки на магнитную доску). Давайте мы придумаем предложения по этим картинкам, чтобы получился рассказ о весне. Молодцы!
8.Формирование ритмического рисунка в серии слогов по изготовленной детьми аппликации.
Весна. Теперь осталось распутать лесные тропинки. Для этого каждый из вас украсит свою тропинку весенними листьями и цветами, а потом мы все ваши тропинки соберём в одну дорогу, по которой я смогу выйти к людям. (Дети выполняют аппликацию на полосках бумаги).
Тропинки готовы? Несите их мне (прикрепляет работы на магнитную доску) Давайте споём песенку по вашим узорам: по листьям будем петь «ля-ля» подряд, а там, где наклеен цветок, надо выдержать паузу (остановиться).
После выполнения задания Весна благодарит детей за помощь, прощается и уходит.
9.Итог занятия.
Логопед. Молодцы, ребята. Вместе мы помогли Весне распутать тропинки и выйти из леса. Вы старались говорить выразительно: тихо и громко, высоким и низким голосом. Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? (Ответы детей).
Оборудование: конверт с письмом от Весны, импровизированный лес, подснежники из бумаги с нарисованными в центре эмоциями,
сосульки на дереве, сова, шапочки-маски лесных зверей,
ритмические схемы, «паутина», паучки,
серия картинок «Весна пришла», магнитная доска и крепёжные магниты, заготовки для аппликации (полоски бумаги, готовые листья, цветы, клей, кисти, салфетки, клеёнка),
костюмы Лешего, Весны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной группе
Конспект этого занятия показывает как на одном логопедическом занятии можно интегрировать несколько направлений в работе по темам: грамота, труд и музыка....
Конспект интегрированного логопедического занятия "Красота родной природы" для детей подготовительной группы
Конспект обобщающего занятия для детей подготовительной группы по лексической теме:"Осень" в форме путешествия. В конспекте используются разнообразные формы для речевой активности детей, с интеграци...
Конспект интегрированного логопедического занятия совместно с воспитателем для детей старшего возраста с ОНР и их родителей "В гостях у Золушки"
"В гостях у Золушки"...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»...
Интегрированное логопедическое занятие "Прогулка в осеннем лесу" в старшей группе.
Интегрированное логопедическое занятие "Прогулка в осеннем лесу" в старшей группе....
Конспект фонетического логопедического занятия с детьми с ОВЗ в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков [д] – [т]»
Фонетическое логопедическое занятие включает в себя игры на развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ, фонетическую и фонематическую работу со слогами, словами, предложениями по теме, работу с &quo...
Конспект интегрированного логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной группе
Формирование лексико-грамматических средств языка.Образовательные задачи: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (животное, хищник, дж...