Перспективный план работы по формированию лексико - грамматических категорий ОНР, III ур.р.р., 1 период
календарно-тематическое планирование (логопедия, старшая группа) по теме

Голубева Анна Николаевна

Перспективный план работы логопеда на 1 период направлен на формирование экспрессивного и импрессивного словаря, развитие  практических навыков по совершенствованию лексико - грамматических навыков в речевой деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р., 1 год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1perioddokument_microsoft_word.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

        Перспективный план  работы логопеда Голубевой А.Н.

по формированию лексико-грамматических категорий

в МБДОУ детский сад №14 «Колокольчик» в

старшей группе ОНР  IIIур.р.р. , 1 период.

        Детский сад. Профессии.

Словарь

Словообразование

Формирование лексико – грамматических категорий

игры

Профессия, работа, педагог, заведующая детским садом, воспитатель, психолог, логопед, музыкальный руководитель, хореограф, руководитель физвоспитания,  врач, медсестра, массажист, повар, дворник, кладовщик, прачка, воспитывать,  учить, объяснять, заниматься, помогать, говорить,  руководить, танцевать,  лечить, готовить, варить, жарить, резать, стирать, гладить, хранить, делать массаж, нужный, необходимый, полезный, любимый.

Образование сущ в Р.п ед.ч. и мн. ч.

       В детском саду много игрушек

Составление рассказа о профессии по заранее составленному плану

Овладение навыками составления

простого предложения

по вопросам

«кто что делает?» (глагольный словарь)

 

«Чего много в детском саду?» (Употребление сущ в форме Род. Падежа в ед. и мн. Числе)

«Нужные предметы» ( Употребление сущ в форме Тв. Пад., род. Пад.)

Загадки

Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты?

4 - й лишний

Пальчик. Гимнастика

 « Этот пальчик хочет спать»

 

 Подговаривание

    Самый младший – это я. Это Маша,

     Это Саша, Это Юра, Это Даша.


Овощи

Словарь

Словообразование

Формирование лексико – грамматических категорий

игры

Овощи, морковь, картофель, репа, свёкла, лук,  помидор, кабачок, огурец, редис, перец, укроп, петрушка, горох, бобы, капуста, огород, земля, грядка, листья, корни, листья корзина, мешок, ведро, лопата, гусеница, жук, вода, щи, борщ, витамины.  

красный, оранжевый, зелёный, коричневая, жёлтый, сладкая, длинная, горький, хрустящий, пупырчатый,  гладкий,  шершавый, ровная, круглая, овальный, треугольная, овощной, картофельное, вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий.

сажать, срезать,  поливать, копать, дёргать,  растить, убирать,  ухаживать, собирать, выкапывать, выдёргивать, мыть, чистить, готовить, нарезать, срезать, солить, варить, жарить, тушить, мариновать.

Образование множественного числа существительного

Согласование прилагательных с существит. в роде, числе, падеже

Красный помидор, красные помидоры

«Что растёт в огороде»(множеств.число существит.

«Чего не стало?»,  «Чего много в огороде?» (Употребление сущ в форме Род. Падежа в ед. и мн. Числе)

«Огородик гнома» (существит. С уменьшит- ласкат. Суфф.);

«Что привёз грузовик?»( Употребление сущ в форме винит. Пад.)

«Где растут овощи?» (Употребление предлогов)

«Что будет делать повар?», «Назови ласково», «Какая? Какой?» (с мячом)

«Незнайкины покупки» (соглас- е числит + сущ.)

Игра «Толстячки – худышки» (щёки для огурца, кабачка)

Пальчик. Гимнастика «Мы капусту рубим, рубим»

«Помоги Незнайке (узнать силуэты овощей)

 

Подговаривание

    Что за чудо – огород:

    Огурцы, бобы, горох,

    За бобами, огурцами

    Мы ухаживаем сами.

С.Михалкова «Однажды хозяйка»

Фрукты

Словарь

Словообразование

Формирование лексико – грамматических категорий

игры

Фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин,  витамины,  сад, урожай, дерево, ветки, компот, ящик, корзина,  варенье, сок, косточка, кожура

 кислый, сладкий, сочный (на вкус), зелёный, красный, жёлтый, оранжевый (цвет), круглая, овальная(форма), гладкая, шершавая, мягкая, твёрдая (поверхность), фруктовый, яблочный

Слова – действия предметов: сажать, убирать,  цвести, созревать,  собирать, срывать, есть, варить, резать, сушить продавать, покупать

.  

Образование сущ. с уменьшит – ласкат. Суфф.

            лимончик  

 Образование существительных

в ед. и мн. числе в косвенных падежах.

- Р. п.   много груш, лимонов

- В.п     положу грушу

- Тв. п. пойду за яблоками

Согласование прилагательных с существит. в роде, числе, падеже

Красное яблоко, зелёные груши

Согласование числит + существит в роде,  падеже

«Прохлопай слова», «Весёлые грузчики» (слог.стр.)

«У кого больше фруктов?» (Р.п. мн. Ч.)

 Составление загадок – описаний

«Поможем ежу» ( Образование относит.прилагат. с суффиксом - ов)

«Где растут овощи?» (Употребление предлогов)

«Соберём урожай» (соглас- е числит + сущ.)

Игра с мячом «Поможем гномику»

(существит. С уменьшит- ласкат. Суфф.);

 

«Один – много», «Что лишнее?», «Чего много? Чего мало?»

«Поправь Незнайку»(согласование сущ – прилагат с противительным предлогом А

Ига «Фрукты нашего сада» (предлоги)

Шапочки с фруктами «Назови первый, последний, в середине, между»

Игра «Магазин» (сущ Р.п. мн. Числа)

 Пальчик. Гимнастика     «Мы делили апельсин»

 Подговаривание

 


Осень.

Словарь

Словообразование

Формирование лексико – грамматических категорий

игры

Осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, птицы, солнце, люди, лужи

Хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, мелкий, затяжной, нудный,  короткий, ясный, длинный, красный, оранжевый, разноцветный, серый,

Идти, наступать, греть, падать, желтеть, краснеть, дуть, улетать, моросит,  опадать, пасмурно, прохладно, солнечно, дождливо, ясно

Образование  множ.числа  и

уменьшительно – ласкательной  формы существит

 Практическое употребление сущ. в, Р, Т. ед. и мн. числа

 Согласование прилагательных с существительными муж. И жен. Рода, с сущ. Мн. Числа.

- х

Заучивание, подговаривание

В саду осеннем, у дорожки осина хлопает в ладошки. Вот почему на той неделе её ладошки покраснели.

Осенние денёчки,

 в саду большие лужи. Последние листочки Холодный ветер кружит.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад. Жёлтые, красные листья

В воздухе вьются, летят. Птицы на юг улетают-

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая Крыльями машут вдали.

Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, будто опять зак

Игра с мячом  «Назови ласково» (существит. С уменьшит – ласкат .суфф.)

Загадка     Дождь поливает,

                  листья желтеют и опадают.

                  Когда это бывает?

          Игра «Рисуем осень»:

Мы рисуем серое, хмурое небо.

Мы рисуем большие холодные лужи.

Мы рисуем мелкий моросящий дождь.

          Упражнение «Каштаны»

Каштаны в ладошке я крепко держу,

каштаны в ладошке кручу и кружу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

 они убегают, как мышки от кошки.

«Прохлопай слова», «Подбери слова» (слоговая структура)

Игра «Ответь правильно»

Упражнение «Послушай, запомни, расскажи»

Упражнение « четвёртый лишний»

Картина – загадка «Какие листочки ты видишь?»

Упражнение «Лебединые пёрышки», «Осенние листочки»

Игра «Куда? Где? Откуда?»

Игра «Разноцветные листья»

Игра «Разноцветные круги»

Физкультминутка «Дождь и солнце»

Части тела

Словарь

Словообразование

Формирование лексико – грамматических категорий

игры

Тело, голова, названия частей тела,

Чистый, грязный, аккуратный, опрятный, чумазый, причёсанный, лохматый, подстриженный, зубная.

Смотреть, слушать, дышать, нюхать, говорить, есть, прислушиваться, разглядывать, вдыхать, жевать, кусать, откусывать, работать, ходить, думать, прыгать, причесываться, вытирать, стричь

Образование множественного числа существительного;

притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода.

усвоение способов словообразования с использованием  сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Согласование прилагательных с существит. в роде, числе, падеже

Игра «Незнайка»

   Упражнение «Покажи и назови»

Упражнение «Что делают? Что делает?» (с мячом)

Игра с мячом «Один - много» (множеств.число существ.)

Игра « Отгадай - ка»

Красные двери в пещере моей.    Всегда во рту, анне проглотишь

Белые звери сидят у дверей.         На ночь два оконца сами    закрываются,

Мясо и хлеб – всю добычу мою   А с восходом солнца сами открываются.

С радостью этим зверям отдаю.

Игра«Множественное число»

Упражнение «Назови ласково»

               Водичка! Водичка! Умой моё личико

Игра с мячом «Назови ласково»

Игра «Один, два, пять, много» (соглас- е числит + сущ.)

 Физкультминутка

 Руки на голову, за голову, пальцы в кулачок, разожмём – и на бочок

Игра «Чего не хватает Пете?» (Р.п. сущ.)


Игрушки

Словарь

Словообразование

Формирование лексико – грамматических категорий

игры

Игрушки, машина, кукла, грузовик, пирамидка, мяч, юла, кубики, зайка, матрёшка, шары, дом, дорога, паровозик.

Резиновый, пластмассовый, меховой, плюшевый, железный, круглый, квадратный,  деревянная, большой, маленький, разноцветный.

Играть, катать, бросать, подбрасывать, крутить, вращать, нагружать, разгружать, купать, мыть, строить, надувать, разбирать, собирать, спать, кормить, копать, причёсывать, одевать, убирать

Образование множественного числа существительного;

притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода.

усвоение способов словообразования с использованием  сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Согласование прилагательных с существит. в роде, числе, падеже

Подговаривание:

Девочки и мальчики,

прыгайте, как мячики.

Мы милашки,

куклы – неваляшки

1 - 2, 1 - 2, покружитесь, как юла!

Игра «Отгадай – ка»:

   Бьют его и рукой и палкой, никому его не жалко.

    А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.

Упражнение «Посмотри, подумай и скажи»

Упражнение «Какая? Какой? Какие?» (с мячом)

Игра с мячом «Один - много» (множеств.число существ.)

Упражнение «Магазин» (Употребление сущ. в форме Род. Падежа в ед. и мн. Числе)

«Огородик гнома» (существит. С уменьшит- ласкат. Суфф.);

«Что привёз грузовик?»( Употребление сущ в форме винит. Пад.)

Упражнение «Посмотри и расскажи» (предложение с однородными прилагательными)

Упражнение «Чья ?» притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода.

«Незнайкины покупки» (соглас- е числит + сущ.)

 «Помоги Незнайке (узнать силуэты овощей)

Одежда.

Словарь

Словообразование

Формирование лексико – грамматических категорий

игры

Одежда, платье, рубашка, куртка, шуба, трусы, майка, носки, колготки, варежки, шарф, брюки, шорты, юбка, кофта, свитер, костюм, пиджак, пальто, плащ, халат, жилет, сарафан, детали одежды, фабрика, ателье, магазин, швея, портной, продавец, принадлежности для шитья и ухода за одеждой.

Шить, пришивать, зашивать, подшивать, вышивать, вязать, покупать, гладить, стирать, складывать, убирать, ухаживать, чистить, надевать, снимать, переодевать, защищать.

Шёлковая, шерстяная, ситцевая, меховая, кожаная, осенняя, весенняя, летняя, зимняя, домашняя, детская, спортивная, мужская, праздничная, мамина, папины,

красиво, тепло, удобно, аккуратно.

Образование  множ.числа и

уменьшительно – ласкательну

ю форму существит - х

Составление рассказа об одежде по план – схеме.

Заучивание:

Маша варежку надела,  Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла,

-Поглядите – ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь!

Здравствуй, пальчик, как  живёшь?

Игра с мячом  «Поможем Гномику» (существит. С уменьшит – ласкат .суфф.)

Загадки:   Дали братьям тёплый дом,

                  чтобы жили впятером.

                  Брат большой не согласился  

                  и отдельно поселился

раскрась отгадку:      Есть у белки, есть у мишки,

                                      У лисички, у зайчишки.
                                     И в холодный день зимы

                                      В ней гулять выходим мы.

Кубик (слоговая структура)

Игра «Какой? Какая? (относит. Прилаг.)

И. «Сосчитай», «Один – Одна» ( согласование сущ + числит в Роде, числе, падеже)

И. «Магазин» (существит. Р.п. множ. Числа)

Обувь.

Словарь

Словообразование

Формирование лексико – грамматических категорий

игры

Обувь, ботинки, туфли, сапоги, тапки, валенки, сандалии, босоножки, пара, сапожник, обувщик, детали обуви, средства ухода за обувью

Надевать, защищать, снимать, завязывать, шнуровать, развязывать, чистить, мыть, протирать, сушить, убирать, обуваться, разуваться, чинить, прошивать

Левая, правая, осенне, -весенняяя, летняя, зимняя, домашняя, детская, спортивная, мужская, женская праздничная, резиновая, матерчатая, кожаная, войлочная, меховая, замшевая,

красиво, тепло, удобно, сухо, удобно.

Образование  множ.числа  и

уменьшительно – ласкательной  формы существит - х

Заучивание:

Вот коленки все в зелёнке у сестрёнки у Алёнки.

Чтоб не падать, не реветь, Надо под ноги смотреть

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке,

 Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте,

В грязь не заходите,

сапожки не рвите.

Игра с мячом  «Поможем Гномику» (существит. С уменьшит – ласкат .суфф.)

Загадки:   повсюду ходим мы вдвоём,

                  похожие, как братья,

                  мы за обедом под столом,

                  а ночью под кроватью.

раскрась отгадку      В них упрячешь две ноги –

                                   и в мороз гулять беги.      .

«Покажи и назови» (вид, детали- слоговая структура)

Упражнение «Сезонная обувь»  Прилаг. «зимняя»)

Упражнение «Чья обувь?» ( прилагат детская, спортивная, мужская, женская )

Упражнение «из чего сделана?»(относит. Прилагат.

И. «Обувной магазин» (существит. Р.п. множ. Числа)

Игра 4- й лишний

Игра «Кто что обувает?» (согласование  сущ+прилаг. в Р, Ч, П)

Упражнение «Сапожник» по сюжетной картине

физкультминутка

                Левая и правая

                Босоножки парою.

                Посмотри на ножки, попляши немножко.

Посуда.

Словарь

Словообразование

Формирование лексико – грамматических категорий

игры

Посуда, чайник, кухня,  самовар, кастрюля, сковорода, миска, дуршлаг,  тарелка, блюдце, чашка, супница, сахарница, солонка, хлебница, салфетница,  ложка, вилка, нож, половник, дуршлаг. бокал, стакан,

Кухонная, маленькая, новая, глубокая, мелкая, столовый, чайный, кофейный, фаянсовый, фарфоровый, стеклянный, металлический, деревянный, чугунный,  эмалированный, хранить, наливать, тушить, готовить, мыть, покупать,  класть, резать, жарить, раскладывать.

Образование  множ.числа  и

уменьшительно – ласкательной  формы существит

 Практическое употребление сущ. в, Р, Т. ед. и мн. числа

 Согласование прилагательных с существительными муж. И жен. Рода, с сущ. Мн. Числа,

сущ. с притяжат. Местоимениями

«МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

Заучивание, подговаривание

        Мы тарелки (чашки, ложки) дружно мыли.

 Вот так. Вот так.  

А ПОТОМ ИХ    ВЫТИРАЛИ И НА ПОЛКУ УБИРАЛИ.

Вот так. Вот так.

А ПОТОМ МЫ ОТДЫХАЛИ, ДРУЖНО, ВЕСЕЛО ПЛЯСАЛИ.

Игра с мячом  «Назови ласково» (существит. С уменьшит – ласкат .суфф.), «Скажи во множественном числе»

Игра «Отгадай – ка»: Новая посуда, а вся в дырках.

     Деревянная темница, а в темнице хлеб хранится»

Упражнение «Какая бывает посуда?»

.

«Прохлопай слова», «Подбери слова» (слоговая структура)

Игра «И с мячом « Какой? Какая?». Использование относительн. Прилаг.

Упражнение «Федорино горе», «Сервируем стол» (предлоги), «Загадки из мешочка»

Упражнение « четвёртый лишний»

Упражнение «Магазин» (образ- е, употребл- е сущ. В Родит. П. мн.ч., согласование сущ. с притяжательных местоимений  «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

Домашние животные

Словарь

Словообразование

Формирование лексико – грамматических категорий

игры

Животные, кошка, собака, корова,

коза, лошадь, свинья, овца, бык, конь, баран, осёл, кролик, их детёныши и части тела, дом, конура, будка, сарай, хлев, коровник, свинарник, телятник, конюшня, овчарня, ферма,

хозяин, пастух, доярка, телятница, свинопас, ветеринар,

 чем питаются, польза, луг, сено, двор, помощники.

Жить, приносить, ухаживать, пасти, доить, кормить, заботиться,

поить, жевать, грызть, лакать, сторожить, перевозить,

охранять, ловить, давать, щипать, скакать, гулять, помогать, лечить.

Домашний, сторожевая, охотничья, пожарная,

злая, санитарная, рогатая, лохматая, бодливая, домашняя, пушистая, добрая, ласковая

Образование множественного числа существительного;

 

закрепление Творит. Падежа сущ., Родит п. множ. Числа существит

усвоение способов словообразования с использованием  сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Распространение предложений путём введения однородных членов.

 Составление описательных загадок. Разучивание загадок и стихов.

Чтение рассказа Е.Чарушина «Корова», беседа.

Рассматривание картины «Корова и телята». Составление описательного рассказа.

 Коллективное составление плана рассказа по картине по частям, обобщающий рассказ одним. 

Упражнение «Кто где живёт?»

Упражнение «Стадо»(ум – ласкат ),

« Дома и на ферме»( Р.п. мн. Ч.).

Упражнение «Кому какая еда?»

Упражнение «Посмотри, подумай и скажи»

Игра «Помоги Незнайке».

Исправь Незнайку.

Игра «Отгадайка»

Игра с мячом «Назови ласково»,

 «Добавь слово» скажем вместе

Игра «Один, два, пять, много» (соглас- е числит + сущ.)

Игра «Чего нет у коровы?» (Р.п. сущ.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы по формированию лексико-грамматических категорий и фонетической стороны речи

Примерное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и фонетической стороны речи (по лексическим темам)....

Перспективный план для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи детей старшей группы

перспективный план старшей группы (сколько занятий, лексика-грамматика, связная речь)...

Перспективный календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.На занятиях по разви...

Перспективный план по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.

Перспективный план по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи....

"Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники" (подготовительная группа)

Данное планирование разработано для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Также в плпнировании есть раздел с рекомендациями воспитателю. Планирование включает последов...