Практико-ориентированный проект: «Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно» в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Проблема произносительной стороны речи в группе компенсирующей направленности очень актуальна. Причем все чаще эти нарушения носят стойкий полиморфный характер. Для детей с общим недоразвитием речи характерна слабая мотивация к речевой активности. Все чаще встречаем и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Метод проектной деятельности помогает решить эти проблеиы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект:
«Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно»
в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Паспорт проекта.
Актуальность.
Проблема произносительной стороны речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи очень актуальна. В связи с рядом неблагоприятных факторов дефекты звукопроизносительной стороны речи у детей с ОНР очень плохо поддаются коррекции. Причем все чаще эти нарушения носят стойкий полиморфный характер. Для развития подвижности органов артикуляции, подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению требуется комплексное воздействие на органы артикуляции: отработка артикуляционных упражнений на занятиях логопеда и закрепление их родителями с детьми дома, воспитателями в течение дня. Для детей с ОНР характерна слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Считаем, что вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность ребенка-логопата, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволит метод проектной деятельности. Ребенок научится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального речевого развития детей.
Тип проекта: практико-ориентированный направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников с ОНР.
Сроки реализации: долгосрочный: сентябрь-декабрь 2017 г
Участники проекта: учитель-логопед Деева О.А., воспитатели Алексеева Т.П., Фите Е.В. и специалисты: педагог-психолог Орлова Е.В., музыкальный руководитель детского сада Захарова О.А.; воспитанники дети с 5 до 6 лет с ОНР; родители воспитанников.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, ведущие ребенка к полноценной развитой речи:
- формирование артикуляционной моторики,
- развитие правильного речевого дыхания,
- фонематических процессов,
- усвоение правильного звукопроизношения,
- развитие лексико-грамматической стороны речи,
- связного высказывания.
Каждое направление ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике.
Цель: Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников-логопатов.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи (дети):
Коррекционно-образовательные:
- Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
- Мотивированно обогащать свой словарный запас, публично выступать.
Развивающие:
- Повысить интерес, мотивацию, познавательную активность (которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями), развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
Воспитательные:
- Развивать самостоятельность, упражнять в оценивании своей деятельности, использовать приёмы самоконтроля.
- Побуждать детей к совместной деятельности.
Задачи (воспитатели, родители):
- .Повысить психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
- Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
- Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Ожидаемый результат.
Эффективность данных результатов для детей:
- Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
- Положительная динамика речевого развития.
- Успешная социальная адаптация в ДОУ и семье.
- Выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей.
- Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
- Положительная оценка деятельности ДОУ, готовность и желание помогать.
- Чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов:
- Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
- Повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы;
Технологии, формы, методы, приёмы:
- Мнемотехники (мнемодорожки, мнемотаблицы).
- ИКТ (программно-дидактический комплекс «Логомер»).
- НОД, подгрупповые, индивидуальные занятия с логопедом, занятия- «самокоррекция».
- Использование детских презентаций (артикуляционная гимнастика, презентации по лексическим темам)
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика.
- Сопряженная гимнастика.
- Технические средства (вестибулярная пластинка).
- Дидактические речевые игры.
- Схемы, таблицы, карточки.
- Конкурсы (стихов, др).
- Речевые досуги, праздники
Проект
Участники реализации проекта: Этапы проекта: | Деятельность учителя-логопеда: | Деятельность воспитателей | Деятельность специалистов (музыкальный руководитель, педагог-психолог): | Деятельность детей: | Деятельность родителей: |
I этап: Подготовительный (Планирование) | Подготовка дидактических пособий и презентаций. Изучение современных методик и технологий. Беседы с воспитателями и родителями. Разработка положений о конкурсах. Беседы с воспитателями и родителями | Изучение современных методик и технологий работы с детьми с ОНР. Подготовка дидактических пособий. Разработка положений о конкурсах. | Изучение современных методик и технологий работы с детьми с ОНР. Подготовка дидактических пособий. | Развитие познавательно-мотивационного компонента. | Принимают участие в консультациях учителя-логопеда, воспитателя. |
II этап: Практический (реализация проекта) | Использование современных методик и технологий (презентаций для детей, ИКТ, Беседы с воспитателями и родителями Проведение артикуляционной гимнастики, др методик. Памятки для родителей. Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики. Выставка «Послушный ветерок» Консультации для воспитателей и родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика» Обогащение Речевого уголка в группе дидактическими играми. | Использование современных методик и технологий. Проведение артикуляционной гимнастики Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке • Оформление выставки «Послушный ветерок» Обогащение Речевого уголка в группе дидактическими играми. | Дидактические игры на развитие воздушной струи и речевого дыхания | Активное участие в речевой, познавательной и др видах детской деятельности | Качественное выполнение инструкций учителя-логопеда по выполнению домашних заданий по коррекции речевого развития. Активное участие в жизни группы (подготовка ребенка к участию в конкурсе) Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой |
III этап: Заключительный (обобщение информации) | Итоговая диагностика речевого развития. | Итоговая диагностика познавательного, др развития | Итоговая диагностика музыкального, психологического развития | Мотивированная подготовка к празднику. | Итоговое родительское собрание |
IV этап: Презентация проекта (для детей 5-7 лет) | Праздник правильной речи | Праздник правильной речи | Праздник правильной речи | Праздник правильной речи | Праздник правильной речи |
Приложение № 1
Презентации
- Презентация на тему: Артикуляционная гимнастика
- Презентация: Весёлая артикуляционная гимнастика
- Презентации по лексическим темам.
- Презентации для консультаций родителей
Дидактические материалы
- Конспекты занятий
- Компакт-диски (ИКТ)
- Сценарии досугов, праздников.
- Видео - уроки по постановке звуков
- Логопедические игры.
- Схемы, карточки
- Артикуляционные уклады
- Технические средства коррекции звукопроизношения (вестибулярная пластинка)
- Лэпбкук «Согласные звуки»
Консультации для родителей.
- Значение артикуляционной гимнастики
- Консультация для родителей «Зачем нужна дыхательная гимнастика?»
- Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
- Растим здорового ребенка
Дидактические материалы
- Упражнения для постановки, развития и дифференциации звуков.
- Упражнения на развитие диафрагмального дыхания (в том числе ИКТ)
- Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики.
- Наглядный и раздаточный материал.
- Рабочие тетради.
Описание процедур оценивания
1. Наблюдение;
2. Диагностика артикуляционных умений (выработка правильных артикуляционных поз);
3. Обследование детей.
4. Рефлексивные вопросы.
Приложение № 2
Глоссарий
- Артикуляционная гимнастика - система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
- Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
- Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
- Вдох - поступление воздуха в легкие в результате увеличения объема грудной полости, вызванного сокращение диафрагмы и наружных межреберных мышц.
- Выдох - удаление воздуха из легких в процессе дыхания.
- Гимнастика речи активная - система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
- Гимнастика речи пассивная - форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы (нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.
- Дети с нарушениями речи - дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
- Дикция - отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.
- Коррекция произношения - исправление недостатков произношения.
- Логопед - коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.
- Логопедический массаж - одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.
- Макроглоссия – патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При макроглоссии наблюдаются значительные нарушения произношения.
- Микроглоссия – аномалия развития, малые размеры языка.
- Нарушение структуры слова - упрощение слова, перестановки, слияние и расщепление слов.
- Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.
- Прикус - взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.
- Просодика - мелодико-интонационная сторона речи.
- Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы речевого аппарата.
- Речевой слух - способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка.
- Саливация - обильное слюноотделение.
- Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.
- Уздечка короткая - врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.
- Чистота речи - чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.
- Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.
- Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.
Перспективный план реализации
Месяц, неделя | Учитель-логопед | Воспитатели | Музыкальный руководитель | Педагог-психолог | Родители | Примечание |
сентябрь | Подготовка дидактических пособий и презентаций. Изучение современных методик и технологий. Беседы с воспитателями и родителями. Разработка положений о конкурсах. | Изучение современных методик и технологий работы с детьми с ОНР. Подготовка дидактических пособий. Разработка положений о конкурсах. | Изучение современных методик и технологий работы с детьми с ОНР. Подготовка дидактических пособий. | Изучение современных методик и технологий работы с детьми с ОНР. Подготовка дидактических пособий. | Выполнение рекомендаций учителя-логопеда ( задания) | |
Просмотр презентации «Сказка о Веселом язычке». Дидактическая игра: «Какой звук?» Дидактическая игра «Что делает? Что делают?» Игры ПДК Логомер (по показаниям) Консультации для воспитателей и родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания» | Пополнение Речевого уголка в группе дидактическими играми: «Какой звук?» «Что делает? Что делают?» Конкурс чтецов «Веселые стихи КИ Чуковского» Подготовка к выставке поделок «Стихи и сказки К.И. Чуковского» | КОНТРОЛЬ И РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (ПЕНИЕ) Игра на музыкальных инструментах. | Развитие познавательной мотивации. | Выполнение рекомендаций учителя-логопеда ( задания) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "Как хорошо уметь читать" в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Развлечение явилось итоговым мероприятием по проекту «Мы играем и читаем». Игры по обучению грамоте помогают в раскрытии потенциальных возможностей ребенка с ТНР, повышении самооценки и уверенности в ...
Проект "Скоро в школу" в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет.. Важно знать как подать информацию со стороны детского сада и родителей. В дошкольном возрасте ребенку необходимо знать, что у него ...
"Что такое доброта?" Занятие в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Занятие "Что такое доброта" проведено в рамках декады "Доброта -глазами детей". Занятие кроме решения коррекционно-образовательных задач по коррекции речевого развития, позволяет обогащать нравственны...
Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2-3 уровня) лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».
В разработке представлен материал по лексической теме"Аквариумные и пресноводные рыбы", который поможет педагогам максимально разнообразить воспитательно-образовательную деятельн...
План мероприятий по оздоровлению детей в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
План мероприятий по оздоровлению детей в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
Родительское собрание в группе компенсирующей направленности ТНР " Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи"
Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сфере личности, ...