Практико-ориентированный проект: «Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно» в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Деева Ольга Алексеевна

Проблема произносительной стороны речи в группе компенсирующей направленности очень актуальна. Причем все чаще эти нарушения носят стойкий полиморфный характер. Для детей с общим недоразвитием речи характерна слабая мотивация к речевой активности. Все чаще встречаем и  низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Метод проектной деятельности помогает решить эти проблеиы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный проект: 

«Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно»

в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Паспорт проекта.

Актуальность.

    Проблема произносительной стороны речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи  очень актуальна. В связи с рядом неблагоприятных факторов дефекты звукопроизносительной стороны речи у детей с ОНР очень плохо  поддаются коррекции. Причем все чаще эти нарушения носят стойкий полиморфный характер. Для развития подвижности органов артикуляции, подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению требуется комплексное воздействие на органы артикуляции: отработка артикуляционных упражнений на занятиях логопеда и закрепление их родителями с детьми дома, воспитателями в течение дня. Для детей с ОНР характерна слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

        Считаем, что вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность ребенка-логопата, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволит метод проектной деятельности. Ребенок научится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального речевого  развития детей. 

Тип проекта: практико-ориентированный направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников с ОНР. 

Сроки реализации: долгосрочный: сентябрь-декабрь 2017 г

Участники проекта: учитель-логопед Деева О.А., воспитатели Алексеева Т.П., Фите Е.В. и специалисты: педагог-психолог Орлова Е.В.,  музыкальный руководитель детского сада Захарова О.А.; воспитанники дети с 5 до 6 лет с ОНР; родители воспитанников.

Образовательные области: «Речевое развитие»,  «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, ведущие ребенка к полноценной развитой речи:

  • формирование артикуляционной моторики,
  • развитие правильного речевого дыхания,
  • фонематических процессов,
  • усвоение правильного звукопроизношения,
  • развитие лексико-грамматической стороны речи,
  • связного высказывания.

    Каждое направление ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике.

Цель: Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников-логопатов.

Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Задачи (дети):

Коррекционно-образовательные:

  • Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
  • Мотивированно обогащать  свой словарный запас, публично выступать.

Развивающие:

  • Повысить интерес, мотивацию, познавательную активность (которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями), развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

Воспитательные: 

  • Развивать самостоятельность, упражнять в  оценивании своей деятельности, использовать приёмы самоконтроля. 
  • Побуждать детей к совместной деятельности.

Задачи (воспитатели, родители):

  • .Повысить психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
  •  Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
  • Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Ожидаемый результат.

Эффективность данных результатов для детей:

  • Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
  • Положительная динамика речевого развития.
  •  Успешная социальная адаптация в ДОУ и семье.
  • Выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

  Для родителей:

  • Повышение психолого-педагогической компетенции  родителей в вопросах речевого развития детей.
  • Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
  • Положительная оценка деятельности ДОУ, готовность и желание помогать.
  • Чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Для педагогов:

  • Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
  • Повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы;

Технологии, формы, методы, приёмы:

  • Мнемотехники (мнемодорожки, мнемотаблицы).
  • ИКТ (программно-дидактический комплекс «Логомер»).
  • НОД, подгрупповые, индивидуальные занятия с логопедом, занятия- «самокоррекция».
  • Использование детских презентаций (артикуляционная гимнастика, презентации по лексическим темам)
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Сопряженная гимнастика.
  • Технические средства (вестибулярная пластинка).
  • Дидактические речевые игры.
  • Схемы, таблицы, карточки.
  • Конкурсы (стихов, др).
  • Речевые досуги, праздники

Проект

          Участники реализации    

проекта:

Этапы проекта:

Деятельность учителя-логопеда:

Деятельность воспитателей

Деятельность

 специалистов

(музыкальный  руководитель,

 педагог-психолог):

Деятельность

 детей:

Деятельность родителей:

I этап: Подготовительный (Планирование)

Подготовка дидактических пособий и презентаций.

Изучение современных методик и технологий.

 Беседы с воспитателями и родителями.

Разработка положений о конкурсах.

Беседы с воспитателями и родителями

Изучение современных методик и технологий работы с детьми с ОНР.

Подготовка дидактических пособий.

Разработка положений о конкурсах.

Изучение современных методик и технологий работы с детьми с ОНР.

Подготовка дидактических пособий.

Развитие познавательно-мотивационного компонента.

Принимают участие в консультациях учителя-логопеда, воспитателя.

II этап: Практический (реализация проекта)

Использование современных методик и технологий (презентаций для детей, ИКТ,

Беседы с воспитателями и родителями

Проведение артикуляционной гимнастики, др методик.

Памятки для родителей.

Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики.

Выставка «Послушный ветерок»

Консультации для воспитателей и родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»

Обогащение Речевого уголка в группе дидактическими играми.

Использование современных методик и технологий.

Проведение артикуляционной гимнастики

Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке

• Оформление выставки «Послушный ветерок»

Обогащение Речевого уголка в группе дидактическими играми.

Дидактические игры на развитие воздушной струи и речевого дыхания

Активное участие в речевой, познавательной и др видах детской деятельности

Качественное выполнение инструкций учителя-логопеда по выполнению домашних заданий по коррекции речевого развития.

Активное участие в жизни группы (подготовка ребенка к участию в конкурсе)

Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой

III этап: Заключительный (обобщение информации)

Итоговая диагностика речевого развития.

Итоговая диагностика познавательного, др развития

Итоговая диагностика музыкального, психологического развития

Мотивированная подготовка к празднику.

Итоговое родительское собрание

IV этап: Презентация проекта (для детей 5-7 лет)

Праздник правильной речи

Праздник правильной речи

Праздник правильной речи

Праздник правильной речи

Праздник правильной речи

Приложение № 1

Презентации

Дидактические материалы

Консультации для родителей.

Дидактические материалы

Описание процедур оценивания

1. Наблюдение;

2. Диагностика артикуляционных умений (выработка правильных артикуляционных поз);

3. Обследование детей.

4. Рефлексивные вопросы.

Приложение № 2

Глоссарий

  1. Артикуляционная гимнастика - система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
  2. Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
  3. Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
  4. Вдох - поступление воздуха в легкие в результате увеличения объема грудной полости, вызванного сокращение диафрагмы и наружных межреберных мышц.
  5. Выдох - удаление воздуха из легких в процессе дыхания.
  6. Гимнастика речи активная - система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
  7. Гимнастика речи пассивная - форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы (нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.
  8. Дети с нарушениями речи - дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
  9. Дикция - отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.
  10. Коррекция произношения - исправление недостатков произношения.
  11. Логопед - коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.
  12. Логопедический массаж - одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.
  13. Макроглоссия – патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При макроглоссии наблюдаются значительные нарушения произношения.
  14. Микроглоссия – аномалия развития, малые размеры языка.
  15. Нарушение структуры слова - упрощение слова, перестановки, слияние и расщепление слов.
  16. Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.
  17. Прикус - взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.
  18. Просодика - мелодико-интонационная сторона речи.
  19. Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы речевого аппарата.
  20. Речевой слух - способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка.
  21. Саливация - обильное слюноотделение.
  22. Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.
  23. Уздечка короткая - врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.
  24. Чистота речи - чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.
  25. Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.
  26. Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.

Перспективный план реализации

Месяц, неделя

Учитель-логопед

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Педагог-психолог

Родители

Примечание

сентябрь

Подготовка дидактических пособий и презентаций.

Изучение современных методик и технологий.

 Беседы с воспитателями и родителями.

Разработка положений о конкурсах.

Изучение современных методик и технологий работы с детьми с ОНР.

Подготовка дидактических пособий.

Разработка положений о конкурсах.

Изучение современных методик и технологий работы с детьми с ОНР.

Подготовка дидактических пособий.

Изучение современных методик и технологий работы с детьми с ОНР.

Подготовка дидактических пособий.

Выполнение рекомендаций учителя-логопеда

( задания)

Просмотр презентации «Сказка о Веселом язычке».

Дидактическая игра:  «Какой звук?»

Дидактическая игра «Что делает? Что делают?»

Игры ПДК Логомер (по показаниям)

Консультации для воспитателей и родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания»

Пополнение Речевого уголка в группе дидактическими играми:   «Какой звук?»

 «Что делает? Что делают?»

Конкурс чтецов «Веселые стихи КИ Чуковского»

Подготовка к выставке поделок «Стихи и сказки К.И. Чуковского»

КОНТРОЛЬ И РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (ПЕНИЕ)

Игра на музыкальных инструментах.

Развитие познавательной мотивации.

Выполнение рекомендаций учителя-логопеда

( задания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Как хорошо уметь читать" в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Развлечение явилось итоговым мероприятием по проекту «Мы играем и читаем». Игры по обучению грамоте помогают в раскрытии потенциальных возможностей ребенка с ТНР, повышении самооценки и уверенности в ...

Проект "Скоро в школу" в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет.. Важно знать как подать информацию со стороны детского сада и родителей. В дошкольном возрасте ребенку необходимо знать, что у него ...

"Что такое доброта?" Занятие в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Занятие "Что такое доброта" проведено в рамках декады "Доброта -глазами детей". Занятие кроме решения коррекционно-образовательных задач по коррекции речевого развития, позволяет обогащать нравственны...

Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2-3 уровня) лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».

В разработке представлен материал по лексической теме"Аквариумные и пресноводные рыбы", который поможет   педагогам максимально разнообразить воспитательно-образовательную деятельн...

План мероприятий по оздоровлению детей в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

План мероприятий по оздоровлению детей в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности ТНР " Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи"

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на­ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сфере личности, ...