Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrir._zanyatie_podvodnoe_carstvo.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Добрянский детский сад № 21»

План - конспект  интегрированного занятия

физкультурно – речевого цикла  «Подводное царство»

для детей с нарушениями речи, опосредованными

отставанием в развитии двигательной сферы.

Коррекционная студия «Радуга здоровья»

(подготовительная к школе группа).

  Руководители:

                                   Посягина Н.И. – учитель-логопед,

                                                                                                  I кв. категория,

                                                      Меркурьева О. Б. -инструктор  по физической                                        

                                                                                         культуре, I кв. категория.

г. Добрянка, 2011 г.

Занятие № 17 «Подводное царство».

Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей; практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью. 

Задачи:

  • Познавательные:

- уточнять  и обобщать знания детей о подводном мире;

- закреплять в речи названия морских обитателей, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;

  • Коррекционно-развивающие:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Подводный мир»;

- совершенствовать навыки словообразования;  

-  развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать  навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

- развивать  выразительность речи и выразительность движений;

- активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

  • Воспитательные:

- воспитывать познавательный и природоохранный  интерес к представителям морской фауны;

- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

- формировать умение работать и играть  в коллективе.

Оборудование: мягкий модуль, скамейки для «подводной лодки»; модели кита, дельфина, акулы, морской рыбы, краба и других морских обитателей; голубое полотно с изображением моря,  пальма, жёлтая ткань, зелёные ленты (водоросли); маски акулы и морских обитателей; массажный мячик;  ленты на палочках и мячи-фитболы на каждого ребёнка; аудиопособия  «Театральные шумы» («Море») и «Ритмическая мозаика» («Аквариум» К. Сен-Санс) А.И. Бурениной, «Десять мышек» («Краб») и «Колыбельные» Е. Железновой.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед:  Здравствуйте! Давайте поздороваемся друг с другом.

Коммуникативная игра «Здравствуй!» 

Дети берутся за руки и  пропевают слово «Здравствуй!»: первый слог низко, одновременно подняв руки вверх, а второй высоко – опуская руки вниз.

 1.  ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА.

 Логопед:   Скажите, ребята, кто-то из вас  был на море? Что такое море?

(Море – это огромный водоём). Сегодня мы хотим  пригласить вас  в необычное путешествие. На наших занятиях  мы с вами еще никогда  не видели  подводный мир и его обитателей. И сейчас предлагаем вам отправиться в увлекательное  подводное путешествие. Хотите отправиться в удивительное  подводное царство?

Инструктор по физ.культуре:  Ребята, до моря ещё нужно дойти, поэтому поскорее отправляемся в путь.

Разминка.

  • Ходьба гимнастическим шагом (ровная дорожка).
  • Ходьба на носках, руки вверх (по горячему песочку).
  • Ходьба на пятках, руки за спиной (каменистая дорожка).
  • Бег змейкой (извилистая дорожка).
  • Ходьба с высоким подниманием коленей (высокая трава).
  • Лёгкий бег (под горку).
  • Ходьба (ровная дорожка).

- Ну вот, мы  и вышли к морю.  Слышите? Это голос моря. (Звучит  фонограмма «Море» из аудиопособия «Театральные шумы»). Давайте подышим прохладным морским воздухом.  

  • Дыхательное упражнение «Морской воздух» (плечи поднять, руки

развести в стороны – вдох,  опустить вниз – выдох).

Путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке.

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ. 

Логопед:  Приглашаю вас занять места.  Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны).  На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх).    Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже  подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает  и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ на модель кита). Кто же это? (Синий кит).

Артикуляционная и дыхательная  гимнастика. 

  • «Кит выныривает».  Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.
  • «Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.

 - Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина).  Да это же ...(дельфин).

  •  «Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).

- Киты и  дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем как  выныривают  дельфины и киты.

  • «Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь  звук [л] в слове».

Слова: акваланг, рыбы,  кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.

3. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ.

Инструктор по физ.культуре:  Ребята, приборы показывают, что мы проплываем  рядом с островом. Давайте здесь сделаем остановку. Лодка всплывает на поверхность воды. Выходим на берег острова. Что вы заметили интересного на этом острове? (Дети отвечают, что увидели пальму и кота на ней). Давайте споём для кота песенку.

Игра «Море – суша».

Море                              Волнообразные движения руками.

А на море – суша          Руки кольцом  перед собой.

А на суше пальма        Кисти прижаты основаниями, пальцы  растопырены.

А на пальме кот           Показ  «ушек кота».

Он сидит                      Ручки полочкой.

И видит…                    Показ «бинокля».

Далее игра повторяется в убыстренном темпе.

Логопед:  Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? (Солнечные лучи сюда пробираются с трудом).  

- Ой, кто же это плывёт? (Показ на модель акулы).  Хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

- Чем питается акула? (рыбами, морскими животными). Акулы могут напасть на человека? (да). Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается.

- Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (Нет. У человека нет жабр). Как же можно путешествовать по морскому дну? (Надеть акваланги, водолазные костюмы). Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво. Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. - Ой, я что-то заметила среди них. (Показ модели рыбы). Кто это? (Рыба).

4. ЛЕКСИКО  -  ГРАММАТИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.

Логопед:  Давайте поиграем с рыбкой. Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

Упражнение «Вопросы - ответы».    

Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.

   Чья голова? (Это рыбья голова).            Чей хвост? (Это рыбий хвост).

   Чьи жабры?  (Это рыбьи жабры).         Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).

   Чьи плавники? (Это рыбьи плавники).  Чьи кости? (Это рыбьи кости).

   Чья чешуя? (Это рыбья чешуя).             Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).

  Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Игра «Без чего не бывает рыбы?». 

- Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы? Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта…)».

- Молодцы, отпустим рыбку  плавать. Ребята,  кто же это катится по морскому дну? (Показ массажного мячика). Да это же морской ёж. Как можно назвать ёжика ласково? (ёжик,  ёжичек…). Поиграем с ёжиком?

Игра «Назови ласково»  (с массажным мячиком).

  Логопед, называя слово, бросает  ребёнку массажный  мячик. Ребёнок, возвращая мячик,  называет это слово ласково.

  Медуза – медузочка, медузонька .         Рыба – рыбка, рыбонька….                 

  Черепаха – черепашка.                            Акула – акулочка.

  Дельфин – дельфинчик.                           Осьминог – осьминожек.                         

  Плавник – плавничок.                              Хвост – хвостик…

  Песок – песочек.                                       Камень – камешек.

- Ребята, нам пора возвращаться к подводной лодке. Идём  к тому месту, где оставили лодку, садимся на свои места. Мы начинаем подниматься на поверхность. Ребята, я снова заметила нашего знакомого дельфина. А что вы знаете про дельфинов? (Дети отвечают).

5. РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ.

Инструктор по физ.культуре:  Я думаю, что дельфин хочет, чтобы мы с ним поиграли. Давайте снова выйдем из лодки  и поиграем, как дельфины. Они очень любят  играть с мячом, прятаться в водорослях.

  • «Дельфины играют»  Поднять мяч-фитбол  над головой («вынырнули») и присесть за ним («спрятались»). Повтор 3-4 раза.
  • «Дельфины качаются на волнах».   Сесть на мяч-фитбол, развести руки в стороны, покачаться  вправо-влево (6-8 раз), на выдохе произнося звуки «ш-ш-ш» («Море шумит»), «а-а-а» («Чайки кричат»).
  • «Дельфины плывут».  Лечь животом на мяч-фитбол, ноги вытянуть прямо, а руки поочередно вытягивать  вперёд. Качаться вперёд – назад.
  •  «Водоросли». Лентами, закрепленными к палочкам, рисовать «змейку» и «серпантин» обеими руками поочерёдно.

6. ПОДВИЖНЫЕ И МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.

Инструктор по физ.культуре:  Хорошо мы с вами  поиграли с дельфинами. А вы помните, что на этой глубине плавают акулы? Давайте поиграем в игру.

Подвижная игра «Берегись, акула!»

Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии 3 м., образуют круг. Это море. Один из играющих, выбранный водящим, изображает акулу и находится вне круга. Остальные участники игры – морские коньки, дельфины, разные рыбы, они «плавают» (бегают внутри круга) под музыку (звучит фонограмма «Аквариум» К. Сен-Санс). По сигналу педагога «Берегись, акула!» акула быстро «выплывает в море», стараясь поймать морских обитателей, которые спешат спрятаться за водоросли и кораллы (за кем-нибудь из  стоящих по кругу). «Акула» ловит игроков, которые не успели спрятаться, и уводит их к себе в дом.

Подсчитывается  число пойманных «акулой» морских обитателей. Затем выбирается новая «акула»  и игра повторяется.        

Игра малой подвижности (пальчиковая гимнастика).                                     Логопед:  Нам пора возвращаться на берег моря. Идём к подводной лодке  и занимаем свои места. Лодка  всплывает. Скажите, вам понравилось подводное царство? Что вы узнали нового? Чему научились? (Дети отвечают). Мы приближаемся к берегу.

- Вот и выбрались мы на берег моря, под нашими ногами жёлтый песочек. Посмотрите, ребята,  перед нами пальма. Кто же сидит под ней? (Краб). Давайте споём про краба песенку.

Упражнение  «Краб».    (Звучит фонограмма пальчиковой игры «Краб» из аудиопособия  «Десять мышек» Е. Железнова).

Ветер дует, задувает,                     Движение руками влево-вправо.

 пальму в стороны качает – 2 р. Кисти прижаты друг к другу основаниями и  

                                                                раскачиваются, пальцы  растопырены (крона).

А под пальмой краб сидит          Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни)

 и клешнями шевелит – 2 р.       и шевелят ими.

Чайка над водой летает               Ладони соединены большими пальцами, разведены в                                              

                                                              стороны. Дети "машут" ими в воздухе.

 и за рыбками ныряет.                Ладони сомкнуты, чуть округлены и выполняют  

                                                             волнообразные движения.

А под пальмой…

Под водой на глубине                Руки опущены вниз и разведены в стороны.

 крокодил лежит на дне – 2 р.  Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открывают-  

                                                          закрывают рот». Поменяв руки, повторяют движения.

А под пальмой...

7. РЕЛАКСАЦИЯ.

Логопед: На берегу моря теплый желтый песок. Здесь нам приятно будет отдохнуть, полежать, позагорать.

Релаксация «Сон на берегу моря».

Дети ложатся на спину, закрывают  глаза.  Логопед под звучание спокойной  музыки (аудиопособие «Колыбельные»)  негромким  голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. Они видят море с прозрачной водой и подводное царство, в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы и разные животные. Пауза.  Дети открывают глаза, встают.                                        

 - Будем глазки открывать, просыпаться и вставать.  

Итог. Оценка работы детей.

 Логопед:   Сегодня мы побывали в подводном царстве.  Ребята, вам понравилось  путешествовать?  А что интересного вам запомнилось?  Куда бы вы ещё хотели отправиться  в следующий раз?  (дети отвечают). Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли…

    В подводном царстве побывали,  рыб и животных морских повстречали.

    Но в группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша.

Список литературы и методических пособий:

  1. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. СПб.:

«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1999.

  1. Буренина А.И.  Ритмическая мозаика. («Аквариум» К.Сен-Санс) -аудиопособие.
  2. Буренина А.И.  Театральные шумы. («Море») - аудиопособие.
  3. Железнова Е.С.  Десять мышек («Краб») - аудиопособие.
  4. Железнова Е.С.  Колыбельные - аудиопособие.
  5. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и

познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004.

  1. Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  2. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические

рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.

  1. Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение:

Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: «Мозаика-Синтез», 2006.

  1. http:ru.wikipedia.orq (иллюстрации рыб, животных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного ООД с детьми подготовительной группы «Путешествие в подводное царство»

Конспект интегрированного ООД  с детьми подготовительной группы "Путешествие в подводное царство"...

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в царство диких зверей"

Конспект интегрированного занятия с детьми с ЗПР в подготовительной группе....

Конспект интегрированной НОД «Путешествие в тридесятое царство» ОО «Музыка», «Коммуникация»

Конспект интегрированной непосредственно организованной деятельности «Путешествие в тридесятое  царство» по образовательным областям «Музыка», «Коммуникация»  (подготовительная к ш...

План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "В царстве чисел и фигур"

·                   Формировать умение использовать знания о свойствах предметов (форма, цвет, размер);·...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в царство комнатных растений»

Конспект открытого занятия - итог работы над проектом "Загадки комнатных растений"...