Современное состояние проблемы речевого развития при норме речевого развития и общем недоразвитии речи в литературе.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Краткий анализ коррекционной литературы по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное состояние проблемы речевого развития при норме речевого развития и общем недоразвитии речи в литературе.
Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Один из великих педагогов прошлого Ян Амос Коменский говорил о пользе точного употребления слов «о наименовании вещей полно и вполне продуманно, о возможности выражать все, о чем думаем, удачно, ясно и отчетливо». Коменский один из первых написал о развитии речи, проблемах изучения грамматики (ее начальных этапов), риторики и поэтики. Одним из первых Коменский подчеркнул связь мышления и речи, взаимообусловленность их развития и необходимость целенаправленного формирования этих психических процессов. «Две особенности решительно отличают человека от животных: разум и речь; разум нужен человеку для самого себя, а речь для ближнего. Поэтому нужно прилагать одинаковую заботу к тому и другому, чтобы и ум, и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы».
Швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что речь необходимо развивать, начиная со звуков, их сочетаний в слогах, затем он предлагал «обучение словам, или средствам ознакомления с отдельными предметами» и обучение речи - «… научиться ясно выражаться о предметах, ставших нам известными и обо всем, что мы в состоянии о них узнать». По его мнению, огромную роль играют социальные условия, речевое окружение. Взрослые должны как можно больше и чаще говорить с маленьким ребенком и между собой о предметах и явлениях окружающего мира, употребляя множество названий. Благодаря частому проговариванию, слова взрослых бессознательно усваиваются ребенком, говоря современным языком, происходит накопление пассивного словаря.
Развитие речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности и тесно связан с нравственным, эстетическим и умственным развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем, речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Развитие речи в дошкольном возрасте, как сказал Л.С. Выготский, идет по линии соединения речи с мышлением и ее интеллектуализацией. Это формирование понятий, логики, суждений смысловое обогащение слова, дифференциация и обогащение словесных значений. Речь в дошкольном возрасте постепенно превращается в важнейший инструмент мышления ребенка. Известно, что в развитии речи, в овладении важнейшей стороной речи ребенок идет от фразы простой к фразе сложной, к сочетанию фраз и предложений. Столь же ясно и столь же давно было открыто, что в овладении семиотической (смысловой) стороной речи ребенок идет обратным путем.
В овладении внешней стороной речи ребенок сначала произносит слова, затем предложения из двух слов, затем из трех-четырех, из простой фразы постепенно развивается сложная фраза, и только через несколько лет ребенок овладевает сложным предложением, главными и придаточными частями этих предложений, составляющих более или менее связный рассказ.
Ребенок идет, таким образом, казалось бы, подтверждая основные положения ассоциативной психологии, от части к целому.
Левина Р.Е. отмечает: «При формировании речи важное значение имеет нормальное развитие слуха и речевого аппарата. На 2-4 неделе своей жизни ребёнок начинает реагировать на различные звуки, в том числе и на человеческий голос. Он как будто прислушивается к этим звукам, сосредотачивая своё внимание на них. В начале второго месяца у младенца можно заметить ответную улыбку на слова, обращённые к нему.
Лепет, гуление, подражание звукам – это ответные реакции ребёнка на воспринимаемые им слуховые впечатления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изучение состояния речевых процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье предложен материал для изучения динамики формирования речевых процессов в условиях коррекционно-образовательного процесса ГБДОУ, представлены разработанные таблицы: «Состояние речевых п...

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня
В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...

Состояние предпосылок к овладению навыком письма у дошкольников с общим недоразвитием речи
В данной статье освещается вопрос о формировании письменного навыка у детей с общим недоразвитием речи. Также приведены данные научного эксперимента по изучению сформированности невербальных про...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (по ознакомление с художественной литературой)
Тема: Рассказывание сказки «Репка»(для детей среднего возраста -4-5 лет)...

Совместная деятельность по ознакомление с художественной литературой для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Тема: «Чтение рассказа Е. Чарушина «Волчишко». (для детей старшей группы -5-6 лет)...

«Современное состояние проблемы нарушения фонематических функций у детей. Проблема слухового восприятия устной речи». Статья
laquo;Современное состояние проблемы нарушения фонематических функций у детей.Проблема слухового восприятия устной речи». Соколова Ирина Владимировна ...

Проблема развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Внимание - это овладение умом в четкой и яркой форме одним из нескольких одновременно наличествующих объектов....