Визуальная поддержка
статья по коррекционной педагогике

Миронова Анастасия Николаевна

С каждым годом количество видов поддержки для людей с аутизмом увеличивается. 

Визуальная поддержка – это использование изображений и видео  для улучшения восприятия и понимания информации.

Виды визуальной поддержки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizualnaya_podderzhka._statya.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Визуальная поддержка

Для многих людей с особенностями развития и обучения (РАС, гиперактивность и дефицит внимания, когнитивные нарушения и др.) визуальный канал восприятия информации является ведущим.

Визуальная поддержка – это использование изображений и видео  для улучшения восприятия и понимания информации.

С каждым годом количество видов поддержки для людей с аутизмом увеличивается. Что еще более важно, растет количество исследований, подтверждающих действенность различных видов вмешательства.

Широкомасштабные исследований в этой области показали, что использование визуальной поддержки позволяет сделать обучение более организованным и структурированным, а также способствует лучшему освоению академических дисциплин и навыков, увеличивает время, в течение которого человек сосредоточен на задании.

Визуальная поддержка помогает:

-лучше запоминать информацию;

-четче выделять важную информацию;

-снижать тревогу и чувство неопределенности;

-понимать правила;

-прояснять абстрактные концепции, например время;

-лучше принимать изменения.

-самостоятельно справляться с задачей, не полагаясь на помощь или подсказки других людей.

Виды визуальной поддержки:

  • Визуальное расписание
  • визуально представленные последовательности действий
  • Жетонная система подкреплений
  • Таймеры
  • Мнемотехники
  • Опорные схемы
  • Комиксы про общение
  • Видеомоделинг

Различные виды визуальной поддержки для детей с расстройством аутистического спектра включают в себя (но не ограничиваются этим):

■  картинки, фотографии и/или надписи в качестве составляющих системы коммуникации, системы для создания расписаний, а также системы подсказок при выполнении действий;

■  логико-смысловые карты и опорные схемы для развития понятийного аппарата, формирования навыков общения и расширения словарного запаса, а также для запоминания информации;

■  наглядные мотивационные системы для объяснения принципов отсроченного поощрения, а также как подсказки для повышения мотивации ученика;

■  визуальные составляющие социальных историй и других методов подсказок при овладении социальными навыками и с целью улучшения социальной компетентности.

Необходимо обратить особое внимание на правильный подбор фотографий, карточек с картинками и рисунков. В зависимости от возраста и уровня развития когнитивных способностей ребенок может отдавать предпочтение изображениям одного из перечисленных типов:

■  модели и муляжи;

■  фотографии;

■  реалистичные рисунки;

■  схематичные рисунки (например, подобные тем, которые используются в системе альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS));

■  анимированные изображения, которые можно получить с помощью технических устройств.

Необходимо опробовать каждый из перечисленных типов изображений и посмотреть, на какой из них ваш ребенок отреагирует лучше   всего.

Картинки и фотографии — это символические изображения предметов, и ребенок может быть не готов к работе с ними. В то же время ему могут понравиться уменьшенные копии реальных предметов.

В настоящее время интенсивно развивается сфера мобильных приложений для электронных устройств (например, смартфонов и планшетных компьютеров) в качестве средств визуальной поддержки, многие из которых могут быть полезными для обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Результаты  исследований (Wellman et al., 2002) показывают, что с помощью

Комиксов про общение люди с аутизмом способны научиться воспринимать как свои собственные переживания (убеждение, намерение, знание и пр.), так и переживания других людей (сформировать т. н. «модель психического» (theory of mind)). После обучения с помощью Комиксов про общение люди с аутизмом в состоянии решить задачу на понимание ложных убеждений и пройти другие тесты. Полученные данные подтверждают результаты более ранних исследований: если ребенок с аутизмом может мысленно представить

какую-либо ситуацию, изображенную на картинке, это помогает ему

понять образ мыслей другого человека.

Эффективность использования видеомоделинга также была подтверждена в ходе научных исследований (Bellini & Akullian, 2007): после того как участникам была представлена модель правильного поведения в формате видеоролика, они могли самостоятельно освоить выполнение показанных в ролике действий. Это исследование представляет собой метаанализ результатов двадцати трех независимых однообъектных экспериментов. Результаты исследования показывают, что видеомоделинг является эффективной стратегией для развития навыков социального общения, функциональных навыков и уместного поведения у людей с аутизмом. При этом достигнутые улучшения сохраняются на протяжении длительного времени.

Потребности каждого ребенка уникальны. Очень важно, чтобы средства визуальной поддержки были подобраны индивидуально, с учетом уровня развития навыков, возраста и интересов ребенка.

Использование методов визуальной поддержки в коррекционной работе с проблемами коммуникации, трудностями освоения академических и социальных навыков, с проблемным поведением детей и взрослых с нарушениями разви­тия, в частности, с расстройствами аутистического спектра (РАС), признается практиками эффективной стратегией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Визуальная поддержка как инновационный метод в работе с детьми с РАС.

В статье рассмотрены основные средства визуальной поддержки в работе с детьми с расстройством аутистического спектра, а также отмечены преимущества их применения.Ключевые слова: аутизм, визуальная под...

Рекомендации для родителей детей с РАС по визуальной поддержке

Руководство рассказывает, как использовать с ребенком разные виды визуальной информации. Родители узнают, что представляет собой доска "Сначала- потом", как с помощью нее научить ребенка сле...

Использование средств визуальной поддержки в работе психолога с детьми с ОВЗ

В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Ряд исследователей (В.К. Воробьевой, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леуши...

Визуальная поддержка для детей с ОВЗ

Мастер-класс для родителей...

Визуальная поддержка и метод наглядного моделирования в работе с детьми с РАС.

Визуальная поддержка и метод наглядного моделирования в работе с детьми с РАС....

Средства визуальной поддержки как развитие навыков коммуникации у детей с ОВЗ с речевыми нарушениями

Дети с ограниченными возможностями здоровья кроме ряда специфических нарушений формирования и развития речевых навыков имеют особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации. В связи с э...