Визуальная поддержка
статья по коррекционной педагогике
С каждым годом количество видов поддержки для людей с аутизмом увеличивается.
Визуальная поддержка – это использование изображений и видео для улучшения восприятия и понимания информации.
Виды визуальной поддержки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Визуальная поддержка
Для многих людей с особенностями развития и обучения (РАС, гиперактивность и дефицит внимания, когнитивные нарушения и др.) визуальный канал восприятия информации является ведущим.
Визуальная поддержка – это использование изображений и видео для улучшения восприятия и понимания информации.
С каждым годом количество видов поддержки для людей с аутизмом увеличивается. Что еще более важно, растет количество исследований, подтверждающих действенность различных видов вмешательства.
Широкомасштабные исследований в этой области показали, что использование визуальной поддержки позволяет сделать обучение более организованным и структурированным, а также способствует лучшему освоению академических дисциплин и навыков, увеличивает время, в течение которого человек сосредоточен на задании.
Визуальная поддержка помогает:
-лучше запоминать информацию;
-четче выделять важную информацию;
-снижать тревогу и чувство неопределенности;
-понимать правила;
-прояснять абстрактные концепции, например время;
-лучше принимать изменения.
-самостоятельно справляться с задачей, не полагаясь на помощь или подсказки других людей.
Виды визуальной поддержки:
- Визуальное расписание
- визуально представленные последовательности действий
- Жетонная система подкреплений
- Таймеры
- Мнемотехники
- Опорные схемы
- Комиксы про общение
- Видеомоделинг
Различные виды визуальной поддержки для детей с расстройством аутистического спектра включают в себя (но не ограничиваются этим):
■ картинки, фотографии и/или надписи в качестве составляющих системы коммуникации, системы для создания расписаний, а также системы подсказок при выполнении действий;
■ логико-смысловые карты и опорные схемы для развития понятийного аппарата, формирования навыков общения и расширения словарного запаса, а также для запоминания информации;
■ наглядные мотивационные системы для объяснения принципов отсроченного поощрения, а также как подсказки для повышения мотивации ученика;
■ визуальные составляющие социальных историй и других методов подсказок при овладении социальными навыками и с целью улучшения социальной компетентности.
Необходимо обратить особое внимание на правильный подбор фотографий, карточек с картинками и рисунков. В зависимости от возраста и уровня развития когнитивных способностей ребенок может отдавать предпочтение изображениям одного из перечисленных типов:
■ модели и муляжи;
■ фотографии;
■ реалистичные рисунки;
■ схематичные рисунки (например, подобные тем, которые используются в системе альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS));
■ анимированные изображения, которые можно получить с помощью технических устройств.
Необходимо опробовать каждый из перечисленных типов изображений и посмотреть, на какой из них ваш ребенок отреагирует лучше всего.
Картинки и фотографии — это символические изображения предметов, и ребенок может быть не готов к работе с ними. В то же время ему могут понравиться уменьшенные копии реальных предметов.
В настоящее время интенсивно развивается сфера мобильных приложений для электронных устройств (например, смартфонов и планшетных компьютеров) в качестве средств визуальной поддержки, многие из которых могут быть полезными для обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Результаты исследований (Wellman et al., 2002) показывают, что с помощью
Комиксов про общение люди с аутизмом способны научиться воспринимать как свои собственные переживания (убеждение, намерение, знание и пр.), так и переживания других людей (сформировать т. н. «модель психического» (theory of mind)). После обучения с помощью Комиксов про общение люди с аутизмом в состоянии решить задачу на понимание ложных убеждений и пройти другие тесты. Полученные данные подтверждают результаты более ранних исследований: если ребенок с аутизмом может мысленно представить
какую-либо ситуацию, изображенную на картинке, это помогает ему
понять образ мыслей другого человека.
Эффективность использования видеомоделинга также была подтверждена в ходе научных исследований (Bellini & Akullian, 2007): после того как участникам была представлена модель правильного поведения в формате видеоролика, они могли самостоятельно освоить выполнение показанных в ролике действий. Это исследование представляет собой метаанализ результатов двадцати трех независимых однообъектных экспериментов. Результаты исследования показывают, что видеомоделинг является эффективной стратегией для развития навыков социального общения, функциональных навыков и уместного поведения у людей с аутизмом. При этом достигнутые улучшения сохраняются на протяжении длительного времени.
Потребности каждого ребенка уникальны. Очень важно, чтобы средства визуальной поддержки были подобраны индивидуально, с учетом уровня развития навыков, возраста и интересов ребенка.
Использование методов визуальной поддержки в коррекционной работе с проблемами коммуникации, трудностями освоения академических и социальных навыков, с проблемным поведением детей и взрослых с нарушениями развития, в частности, с расстройствами аутистического спектра (РАС), признается практиками эффективной стратегией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Визуальная поддержка как инновационный метод в работе с детьми с РАС.
В статье рассмотрены основные средства визуальной поддержки в работе с детьми с расстройством аутистического спектра, а также отмечены преимущества их применения.Ключевые слова: аутизм, визуальная под...

Рекомендации для родителей детей с РАС по визуальной поддержке
Руководство рассказывает, как использовать с ребенком разные виды визуальной информации. Родители узнают, что представляет собой доска "Сначала- потом", как с помощью нее научить ребенка сле...

Использование средств визуальной поддержки в работе психолога с детьми с ОВЗ
В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ряд исследователей (В.К. Воробьевой, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леуши...
«Чек-лист – как инструмент для визуальной поддержки детей с РАС».
описание практики работы с детьми с РАС...

Визуальная поддержка и метод наглядного моделирования в работе с детьми с РАС.
Визуальная поддержка и метод наглядного моделирования в работе с детьми с РАС....

Средства визуальной поддержки как развитие навыков коммуникации у детей с ОВЗ с речевыми нарушениями
Дети с ограниченными возможностями здоровья кроме ряда специфических нарушений формирования и развития речевых навыков имеют особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации. В связи с э...