Статья Визуальная поддержка как инновационный метод в работе с детьми с РАС.
статья на тему
В статье рассмотрены основные средства визуальной поддержки в работе с детьми с расстройством аутистического спектра, а также отмечены преимущества их применения.
Ключевые слова: аутизм, визуальная поддержка, визуальное расписание, визуальные подсказки, социальные истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vizualnaya_podderzhka_kak_innovatsionnyy_metod_v_rabote_s_detmi_s_ras.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДОУ С ДЕТЬМИ С РАС
Надежина Н.В., воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №17 «Ручеёк»
Аннотация. В статье рассмотрены основные средства визуальной поддержки в работе с детьми с расстройством аутистического спектра, а также отмечены преимущества их применения.
Ключевые слова: аутизм, визуальная поддержка, визуальное расписание, визуальные подсказки, социальные истории.
VISUAL SUPPORT, AS AN INNOVATIVE WORKING METHOD IN TERMS OF PRESCHOOL CHILDREN WITH ASD
Nadezhina N.V., educator,
Municipal budget preschool educational
institution "Kindergarten №17" Brook"
Abstract. The article contains the basic means of visual support in working with children with autism spectrum disorders, as well as the marked advantages of their use.
Key words: autism, visual support, visual schedule, visual cues, social history.
Аутизм – неврологическое расстройство, для которого характерны трудности социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченность и повторяемость поведения. Данное нарушение развития влияет на способность мозга обрабатывать информацию. Так как доказано [1], что обработка и понимание визуальной информации является сильной стороной людей с расстройством аутистического спектра (РАС), то эффективность как коррекционной, так и педагогической работы с детьми с данным расстройством во многом обусловлена использованием специалистами средств визуальной поддержки.
Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
Визуальный способ предоставления информации:
- Помогает концертировать и удерживать внимание.
- Представляет информацию в форме, в которой дети с разными особенностями могут легко и быстро её понять.
- Проясняет вербальную информацию.
- Дает возможность представлять ребенку абстрактные концепции, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения.
- Обеспечивает структуру для понимания и принятия сообщения.
- Помогает при смене активностей или местоположения.
В работе с детьми с РАС зрительная поддержка помогает педагогам и специалистам: тратить меньше времени на повторение требований и инструкций; снижать необходимую для ребенка степень помощи; быть более последовательным в процессе обучения и в использовании языка для вербальных инструкций; заранее планировать изменения.
Можно выделить несколько видов визуальной поддержки: расписание дня, расписание занятия, планшет «сначала - потом», визуальные подсказки, социальные истории, визуальные схемы, визуальные правила и инструкции, расписание активностей. Наглядный материал, использующийся при разработке визуальной поддержки может представляет из себя: фотографии, линейные рисунки, компьютерные изображения, изображения из журналов, наклейки с продуктов, знаки, логотипы, реальные предметы и письменный язык. Используемый наглядный материал выбирается в соответствии с интеллектуальным развитием ребенка.
Визуальное расписание – система, использование которой позволяет ребенку четко видеть последовательность происходящих событий. Структура данной системы предполагает гибкость и возможность внесения изменений под влиянием различных факторов. На зрительном расписании можно наглядно отобразить действия в различные промежутки времени: часть дня, весь день. Различают следующие типы расписаний: функциональный объект, репрезентация объекта, изображение, фото, слово, фраза. Для каждого ребенка с РАС визуальное расписание разрабатывается индивидуально. Детей необходимо обучать использованию визуализированного расписания, а затем его использовать постоянно.
Использование визуального расписания помогает: развивать гибкость; полагаться на что-то, а не на кого-то; увеличивать независимость в разных ситуациях; помогать генерализации; обеспечивать предсказуемость; справляться с тревогой.
Планшет «сначала - потом» представляет собой визуальное отображение чего-то, что ваш ребенок предпочитает, и что произойдет после завершения первой задачи, которая является менее предпочитаемой. Например, на картинке «сначала» ребенок выполняет задания по русскому языку, а на картинке «потом» изображен компьютер или iPad [2].
Визуальные подсказки дают шаги или указания в том, что ребенок будет делать в рамках определённого занятия. Использование данного инструмента визуальной поддержки, позволяет ребенку видеть каковы шаги выполнения конкретной активности. Визуальные подсказки могут быть: визуализацией времени, границей для хранения обиходно-бытовых и игровых предметов, схемой последовательности мытья рук, читки зубов, посещение туалета.
Визуальное структурирование – организация окружающих предметов таким образом, что ребенок понимает, чего вы ожидаете от него в данном месте.
Основные компоненты визуальной структуры:
- Визуальная организация показывает то, как пространство и материалы ограничены, организованы или расположены в определенных местах (например, в контейнерах).
- Визуальная четкость привлекает внимание к важной информации (выделение цветом, ярлыки, подчеркивание);
- Визуальные инструкции показывают, с чего начать, последовательность действий и шагов по выполнению.
Социальные истории – короткие, представлено наглядно истории, которые позитивным образом показывают использование коммуникации и социального взаимодействия, а также поведенческих навыков. Применение социальных историй способствует большему проявлению желательного поведения, улучшению навыков социального взаимодействия (например, делиться, соблюдать очередность), развитию коммуникативных навыков (например, просить того, что хочешь, говорить о чувствах). Социальные истории представляют собой индивидуально написанные история с использованием наглядности (изображения или реальные фотографии), где описывается ситуация и правильные способы поведения ребенком в этой ситуации.
Таким образом организованная среда для воспитанников имеющих расстройства аутистической сферы способствует их дальнейшему развитию, более быстрой социальной адаптации, поддерживает уверенность детей в себе. Разные виды визуальной поддержки помогают развивать коммуникацию, взаимодействие детей с окружающими и быть более успешными в социуме.
Список литературы
- Hodgdon L. Q. Solving Social-Behavioral Problems Through //Teaching children with autism: Strategies to enhance communication and socialization. – 1995. – С. 265.
- Гайдушенко Н. Е. Организация работы ресурсного центра по сопровождению образовательных организаций Хмао-Югры по вопросам инклюзивного образования в КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» //Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного гуманитарно-технологического университета Редакционный совет. – 2016. – С. 543.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему Применение инновационных технологий в работе с детьми старшей группы
Применение инновационных технологий...
Инновационные методы в работе с детьми младшего дошкольного возраста в условия ДОУ: гендерный аспект
Инновационные методы в работе с детьми младшего дошкольного возраста в условия ДОУ: гендерный аспект...
Инновационные методы в работе с детьми–логопатами дошкольного возраста с нарушением зрения
Статья посвящена использованию инновационных методов в работе с детьми-логопатами с нарушением зрения. Представлены кинезиологические упражнения и упражнения, включающие элементы биоэнергопластики, со...
"Сочетание традиционых и инновационных методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
Методическая разработка учителя-логопеда Дорониной Н.О. для детей дошкольного и младшего школьного возраста, отражающая этапность и последовательность коррекционного воздейстия при нарушении звукопрои...
Инновационные методы в работе с детьми по речевому развитию дошкольников.
Цель:- ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса;- применение здоровьесберегающих технологи...
Конкурсный материал практико-ориентированного проекта «Тематические студии как инновационная форма организации работы с детьми и поддержки детской инициативы в условиях ФГОС ДОО»
Актуальность проблематики проектаГлавным ориентиром развития современного дошкольного образования становится качество предоставляемых услуг, а так же, его адресность, акцент на личностное развитие каж...
Инновационные методы в работе с детьми в речевом развитии дошкольников
Развитие дошкольников с учётом их индивидуальных потребностей и возможностей....