Использование средств визуальной поддержки в работе психолога с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Ольховик Алиса Витальевна

В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Ряд исследователей (В.К. Воробьевой, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леушина и др.) отмечали, что наглядный материал дети усваивают лучше вербального.

Визуальные способы поддержки способствует развитию мыслительных операций ребенка, и обеспечивают переход от конкретного к абстрактному. Систематическое их применение во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование средств визуальной поддержки при работе психолога с детьми с ОВЗ.

В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд специфических нарушений формирования и развития высших психических функций.

В связи с этим возникает необходимость выбора форм и методов коррекции и развития  детей  данной категории.

Ряд исследователей (В.К. Воробьевой, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леушина и др.) отмечали, что наглядный материал дети усваивают лучше вербального.

В литературе понятия «визуализация» и «наглядность» имеют синонимичное значение. Так, Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин в словаре методических терминов и понятий дают следующее определение: «Визуализация (от лат. visualis – зрительный) – представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия» [3].

Визуальные способы поддержки способствует развитию мыслительных операций ребенка, и обеспечивают переход от конкретного к абстрактному.

Систематическое их применение во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к познавательной деятельности.

С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала.

Необходимость способов визуальной поддержки объясняется конкретностью мышления дошкольника с ОВЗ. Все, что можно, надо показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в дошкольном возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно схематическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее.

Визуализация в коррекционной педагогике не является инновацией, несмотря на это формы и методы работы с детьми при помощи визуальной поддержки развиваются: современные тенденции диктуют необходимость использования наглядных средств обучения, в том числе использование инновационных технологий.

Исходя из анализа имеющихся в литературе визуальных средств в работе с детьми, можно выделить следующие формы: игры с предметами; моделирование ситуаций; работа с карточками, пиктограммами; использование видео роликов и гиф-анимации; тематические книги; календари событий ребенка; жетонная система; визуальное расписание; система «Да-нет»; система «Сначала – потом»; фиксация ребенка на занятии (фотография, рука, карточка с именем); видео-моделирование; моделирование естественных ситуаций; социальные истории; презентации; схемы.

Все средства визуальной поддержки могут быть использованы для решения задачи, поставленной для коррекции того или иного нарушения.

Одним из ярких примеров применения визуальных средств в педагогической практике в процессе коррекционно-развивающей работе у детей дошкольного возраста с ОВЗ являются опорные-картинки.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели – это итог того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны «рождаться» на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Также широко применяются алгоритмические схемы – это  последовательность выполнения практических действий. В процессе коррекционной работе очень актуально научить детей действовать последовательно, для того чтобы достигнуть результата.

Зрительное восприятие – сложная системная деятельность, включающая в себя сенсорную обработку визуальной информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию. С её помощью обнаруживается объект, различаются и выделяются его информативные признаки: цвет, величина, части и детали, их форма.

Основной формообразующей структурой объекта является контур. Его восприятие существенно расширяет сферу зрительного опыта, особенно у детей с ОВЗ. Практический опыт показал необходимость внедрения в коррекционную деятельность знакомства детей с контуром и различные виды работы с ним.

Для повышения мотивации и познавательного интереса у детей с ОВЗ работа с контурными изображениями проводится с использованием разнообразных пособий.

Например, световой стол. С помощь специального карандаша для рисования песком мы прорабатывает контур предмета, при закреплении лексической темы «Игрушки».

Также с помощью светового стола накладываем на контурное изображение шнурок. Это упражнение сложное, и удается сделать далеко не каждому ребенку.

На этапе формирования сенсорных эталонов формы используем цветную мозаику. На начальном этапе мы вместе с ребенком рассматриваем фигуры, а затем из каких геометрических фигур состоит предмет, пробуем составить  предмет методом наложения фигур, а затем ребенок самостоятельно выполняет ориентируясь на схему. (видео фрагмент).

Также в работе психолога с детьми с ОВЗ хорошим подспорьем является прозрачны мольберт.

Например,  при закреплении базовых эмоций человека. В процессе работы с пиктограммами, также можем использовать контурные изображения. Либо при закреплении других лексических тем.

При закреплении сенсорных эталонов у самых маленьких детей с ОВЗ можно использовать методическое пособие «Мандалоги».  Детям предлагается засыпать сектора мандалоги разными цветами, для этого им выкладываются  образец цвета  в каждый из них.

Таким образом, представленный материал способствует расширению у детей сферы зрительного опыта, обуславливает его знание воспринимаемого, улучшает запоминание, развивает зрительно – моторную координацию, помогает компенсировать проблемы развития ВПФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Использование современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) становится все популярнее. Они внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том чис...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...

Использование ИКТ в работе психолога с детьми 2-3 лет

Представленное занятие даёт возможность использовать его как вариант осуществления развивающей работы с детьми раннего возраста с использованием ИКТ....

Использование приёмов Су-Джок терапии в работе психолога с детьми дошкольного возраста. КАРТОТЕКА ИГР.

Су-Джок терапия в данном контексте является нетрадиционным методом коррекции психо-речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Уникальность использования данного метода состоит в том, что приёмы С...

Средства визуальной поддержки как развитие навыков коммуникации у детей с ОВЗ с речевыми нарушениями

Дети с ограниченными возможностями здоровья кроме ряда специфических нарушений формирования и развития речевых навыков имеют особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации. В связи с э...

"Визуальное расписание в работе воспитателя с детьми с РАС"

В статье описывается метод восприятия окружающей среды ребенком -аутистом как визуальное расписание, как его применять и использовать....