Перспективное планирование нейропсихологических упражнений для детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Косарева Ольга Александровна

Данный материал может быть полещен воспитателям, учителям-дефектологам, учителям-логопелам дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Неделя

Упражнение

Цель

Сентябрь

Детский сад

Упражнение «Веселые мячики»

Развитие моторной координации, умения работать в группе, снятие напряжения.

Ранняя осень

«Пройди и назови»

Упражнение детей в назывании признаков осени по опорным предметным картинкам, одновременно выполняя движения, активизация взаимодействия между полушариями мозга.

Октябрь

Овощи

«Какой, какая, какое?»

Закрепление умения соотносить относительные прилагательные и согласовывать их с существительными; развитие межполушарного взаимодействия, умения работать левой, правой рукой поочерёдно.

Фрукты

«Червячок в яблочке»

Развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук.

Грибы-ягоды

«Грибы да ягоды»

Активизация взаимодействия между полушариями мозга, развитие мелкой моторики рук, развитие познавательных процессов, внимания, мышления, восприятия.

Деревья

«Расставь деревья по высоте»

Формирование навыка сравнения по высоте «на глаз», умения пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже), совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке; развитие межполушарного взаимодействия, концентрации и распределения внимания.

Ноябрь

Поздняя осень

«Когда это бывает?»

Закрепление и систематизация представлений детей о временах года и сезонных явлениях природы по основным существенным признакам; развитие крупной моторики, пространственной ориентации, координации движений, межполушарного взаимодействия.

Мебель

«Зеркальное рисование»

Синхронизация работы полушарий, улучшение восприятия и запоминания информации.

Бытовые приборы

«Что сначала, что потом»

Развитие межполушарного взаимодействия, умения устанавливать причинно- следственных связей.

Посуда

«Кастрюлька-крышечка»

Развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук.

Продукты питания

«Слова называй и движения выполняй»

Закрепление правильного звукопроизношения и дифференциация поставленных звуков;

Развитие зрительного внимания,

межполушарного взаимодействия, координации движений кистей и пальцев рук.

Декабрь

Домашние птицы

Игровой массаж «Гуси и гусята»

Снятие мышечного тонуса, умственного напряжения, повышение энергетизации организма.

Домашние животные

«Животные и детеныши»

Закрепление названий, отработка навыка словообразования; развитие познавательной сферы, межполушарного взаимодействия.

Дикие животные

Речедвигательная гимнастика «Мишка и шарик»

Развитие координационных функций речи и движения.

Зима. Новый год

«Новогодняя нейрогимнастика»

Активизация работы мозга, развитие внимания и памяти, высших психических и моторных функций, межполушарного взаимодействия.

Январь

Зима. Зимние развлечения

«Волшебные перчатки»

Закрепление знаний о временах года; активизация взаимодействия между полушариями мозга, развитие мелкой моторики рук, развитие познавательных процессов, внимания, мышления, восприятия.

Зимующие птицы

«Я знаю пять…»

Расширение кругозора, развитие словарного запаса, внимания и наблюдательности, укрепление мышц рук и корпуса.

Одежда. Обувь. Головные уборы

«Поймай - скажи»

Развитие умения называть слова – действия, слова – прилагательные и т.п.; развитие умения ловить мяч левой и правой рукой, развитие межполушарного взаимодействия.

Февраль

Профессии

«Части суток»

Закрепление названия частей суток, их последовательность. Развитие внимания, памяти,

межполушарного взаимодействия, выполняя заданную моторную программу.

Инструменты

«Кулак-кольцо»

Синхронизация работы полушарий, развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания.

Транспорт

«Виды транспорта»

Развитие умения определять и различать детей виды транспорта; развитие мелкой моторики, внимания, межполушарного взаимодействия.

23 февраля

«Молоток - пила»

Развитие концентрации внимания, синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей, развитие навыка контроля своего поведения.

Март

Мамин праздник

«Займи место»

Формирование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец);

развитие слухового и зрительного внимания, способности чувствовать в пространстве своё тело, различать левую и правую ноги.

Семья

«Узнай на ощупь»

Формирование умения различать форму, используя тактильные ощущения, развитие межполушарного взаимодействия.

Дом. Улица. Город

«Пройди лабиринт»

Упражнение в образовании родственных слов; развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля, формирование правильного захвата карандаша.

ПДД

«О чем говорит светофор?»

Закрепление знаний о значении цветов светофора и правила поведения на улице; развитие познавательной сферы, внимания,

активизация речи.

Апрель

Весна

«Бывает – не бывает»

Закрепление признаков весны; развитие логического мышления, мыслительной активности, развитие межполушарного взаимодействия.

Перелетные птицы

«Узнай по описанию»

Закрепление умения узнавать предметы по признакам, развитие слуховой памяти, внимания, мышления, обогащение словарного запаса.

Комнатные растения

«Комнатные растения»

Закрепление названий растений, их частей; развитие умения различать, сопоставлять, сравнивать, стимулирование зрительно-моторной точности.

Май

День Победы

«Нейроритмические ряды»

Развитие концентрации внимания, синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей, развитие навыка контроля своего поведения.

Цветы

«Правой-левой ногой мяч отбивай, один-много называй»

Закрепление умения правильно употреблять существительные множественного числа; развитие зрительного внимания, межполушарного взаимодействия, умения

 удерживать равновесие.

Насекомые

«Летает-не летает»

Развитие произвольного внимания, координации движения с речью.

Рыбы

Речедвигательная гимнастика «Рыбки-шалунишки»

Развитие координационных функций речи и движения.


«Молоток-пила»

(Упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Червячок в яблочке»

Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя, чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотворением:

Червяк дорогу сверху вниз

В огромном яблоке прогрыз.

«Грибы да ягоды»

Я в лесу нашел грибок, а сорвать его не смог: (ладонь одной руки лежит на кулаке другой)

Дождь грибочек поливал, (пальцы ласково глядят по щекам)

И грибочек подрастал.  (руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг, называем грибы)

Ягодка росла в лесу, я домой ее несу. (кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем)

Солнце ягодку согрело (пальцы ласково гладят по щекам)

Наша ягодка поспела. (делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим, одновременно на двух руках, называем ягоды)

«Рыбки-шалунишки»

Рыбки, рыбки, где вы, где?

Рыбки плавают в воде.

Вы плывете, рыбки, сами?

Машете вы плавниками.

Рыбки, рыбки, вы не спите.

Вы плывите! Вы плывите!

Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб. По сигналу взрослого, дети замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается.

Рыбка — присесть.

Ночь — закрывают глаза, руки сложенны вместе вперед.

Червячок — руки  сложенны вместе вверх.

«Веселые мячики»

Дети встают в круг, в руке у каждого маленький мячик. По команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в другую, за спиной, соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные: вправо, влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять темп, заданный педагогом. Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе сопровождающего стихотворения или музыки.

«Волшебные перчатки»

Ребёнок надевает перчатки на обе руки, держит руки на столе, тыльной стороной вниз. Педагог закрепляет на пальцах перчаток картинки с явлениями времён года: капелька, снежинка, сосулька, цветок, солнышко, подснежник и т. д. Затем садится напротив ребёнка, показывает картинки с временами года для каждой руки. Ребёнок загибает пальцы с соответствующим явлением природы.

«Пройди и назови»

Взрослый называет предмет. Ребенок, называя часть предмета, встает на массажный коврик, передвигаясь вперед.

«Комнатные растения»

Дети собирают комнатное растение по частям, называют само растение, его части. Составляют описательную загадку. Затем ищут контурное изображение на листе и отмечают карандашом данное растение.

«О чем говорит светофор?»

Педагог раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключает» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

«Животные и детеныши»

Дети стоят парами на визибордах, один бросает мяч другому, называет взрослое животное.   Второй ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращая его называет детеныша.

Усложнение: бросание мяча с ударом об пол, из-за головы.

«Расставь деревья по высоте»

В произвольном порядке расположить деревья разной высоты. Предложить сосчитать деревья, затем расставить, начиная с самого высокого, заканчивая самым низким деревом. Затем сравнить рядом стоящие деревья. Далее предложить найти крону каждого дерева и дорисовать на листе.

«Узнай на ощупь»

Упражнение проводится индивидуально в двух вариантах.

1. Ребенок садится за стол, а педагог рядом. Он показывает ребенку яркий красивый мешочек, в котором находятся геометрические фигуры из фанеры. Потом достает по очереди все фигуры из мешочка и задает вопрос: «Какая это фигура?» Когда все фигуры из мешочка будут рассмотрены, педагог кладет их обратно. Потом просит ребенка, чередуя руки,  поискать в мешочке какую-либо фигуру, на ощупь определить и назвать ее, а после этого нарисовать ее на листе бумаги. Ребенок на ощупь узнает фигуру, называет ее и рисует. Если дошкольник правильно назвал и нарисовал фигуру, педагог хвалит его.

 2. Педагог раскладывает перед ребенком геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка такую же. Ребенок сначала называет фигуру, которую показывает воспитатель, а потом достает из мешочка такую же. Упражнение можно проводить несколько раз по желанию ребенка.

«Займи место»

Играют 3—6 детей, ведущий взрослый. Карточки (изображением вниз) лежат на полу по кругу. В середине круга выложен ряд из 3-х обручей (схема места звука в слове). Заранее показывается детям, где начало слова, где конец (слева направо), запоминается правило: в начале слова нужно стоять на левой ноге, в середине слова на двух ногах, а в конце слова – на правой ноге, задаётся  речевой звук, который будут искать.

По сигналу  взрослого дети двигаются по внешней стороне круга, выполняя задания: идти с высоким подниманием колен,  прыгать на правой ноге, на левой ноге, подскоками и т.п. По сигналу «Стоп» дети останавливаются и берут с пола ближайшую  карточку.  По указанию ведущего, ребенок произносит название картинки, место заданного звука в слове и занимает соответствующий обруч. Остальные дети проверяют. Если правильно, поднимают большой палец вверх, если ошибка – большой палец вниз. Игра заканчивается, когда все дети правильно займут  место заданного звука в слове (в ряду из обручей).

«Пройди лабиринт»

Упражнение выполняется стоя или сидя за столом. Педагог предлагает ребенку называть родственные слова к заданному слову и одновременно  проходить лабиринт на доске  одной рукой с карандашом, а  второй рукой выполнять упражнение  «колечки»: поочередно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Затем смена слова и рук.  

«Правой-левой ногой отбивай, один-много называй»

Ребенку предлагается взять по одному мячу в обе руки и встать на балансировочную доску.

На ковре (или на магнитной доске) перед ребенком картинки с изображением одного предмета и много предметов.

Инструкция: «Если на картинке один предмет, попади в нее и отбивай мяч правой рукой и назови предмет, если много — левой рукой, назови много таких предметов. Постарайся удерживать равновесие, стоя на балансире».

«Я знаю пять...»

Игрок берет мяч,  ударяет его о землю и ловит. Перед первым ударом произносит слова: Я знаю пять имен.  

Во время удара игрок должен произнести имя, счет, поймать мяч, опять ударить, затем  произнести другое имя и счет, ударить и так далее. Например, Я знаю пять имен девочек - (удар) Алла раз, (удар) Света два и так далее. Если игрок забыл, не знает, не может долго вспомнить следующее имя или  если повторил имя,  игра останавливается и мяч передается другому участнику. Вместо имен можно перечислять птиц, название цветов, животных, овощей и так далее. 

«Нейроритмические ряды»

Предложить ребёнку продолжить ритмический ряд. Затем предложить повторить ритм, ориентируясь на ритмический ряд (пример: круг – 1 хлопок, квадрат – 2 хлопка = -   - -, -   - -, -   - -, и т.д.)

Изменять ритмический ряд и виды ритма необходимо исходя из возможностей и возраста воспитанников.

«Поймай - скажи»

Дети встают в круг. Педагог даёт задание, например, я буду называть животных, а тот, кто поймает мяч, скажет, как он подаёт голос. Дети поочередно ловят мяч двумя руками и называют слова – действия. Усложнение: поймай мяч одной рукой.

Таким образом, можно использовать такие игры «Скажи наоборот», «Кто, что делает?» и т.п.

«Угадай по описанию»

Педагог раскладывает перед ребенком картинки.

Инструкция: «Сейчас я буду описывать тебе предмет, а ты слушай его описание внимательно и постарайся угадать, о каком предмете я тебе говорю. Если ты догадался, то подними картинку с изображенным предметом».

После этого взрослый начинает называть несколько признаков, а ребенок искать подходящую для каждого ряда картинку и повторять словосочетания целиком.

Например: зеленый, овальный, хрустящий — огурец; круглый, деревянный, обеденный— стол; толстая, красочная, интересная — книга; стеклянный, высокий, прозрачный — стакан и т. д.

«Что сначала, что потом»

Инструкция: «Подбери пару: левой рукой, что было сначала, а правой, что стало потом». Действие выполняется одновременно двумя руками.

«Когда это бывает?»

Педагог раздает картинки, предлагает детям хорошенько рассмотреть их и объясняет: «Будем по очереди рассказывать, что бывает в разное время года. Для этого вначале отберем все картинки про осень, потом про зиму, весну и лето». Затем раскладывает дорожку – кружки со следами, и картинки возле кружка с двумя следами. Например, педагог открывает картинку «Осень». Продвигаясь вперёд прыжками по дорожке, ребёнок меняет правую и левую ногу (в зависимости от изображения на кружках). На кружочке с двумя ногами выбирает картинку, связанную с этим временем года. По каждому времени года четыре картинки. Дети выставляют картинки по очереди и тут же рассказывают, что бывает осенью.

«Какой, какая, какое?»

Педагог предлагает набор картинок. Задача ребенка: левой рукой постучать молоточком по выбранной картинке, а правой рукой, нажимая на звоночек, дать ответ. Например: левой рукой ребенок стучит молоточком по картинке КУКЛА, правой рукой, нажимая на звонок, дает ответ: красивая, большая и т.д.

«Бывает — не бывает»

Педагог предлагает послушать предложение, а дети должны дать ответ: бывает или не бывает. Если утверждение верно, то хлопнуть в ладоши, если неверно — топнуть ногами.

«Летает — не летает»

Карточки с картинками летающих и нелетающих объектов выложены в дорожку. Ребенок берет карточку, называет, что там изображено. Если на карточке нарисован летающий объект, ребенок поднимает руки в сторону, если нет – ребенок приседает.

«Зеркальное рисование»

Положить на стол чистый лист бумаги, взять по карандашу и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные фигуры, рисунки, буквы. При этом следует стремиться фиксировать взгляд на центральной линии рисунка, стараясь боковым зрением охватить его целиком. 

«Кулак-кольцо»

Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.

«Кастрюлька-крышечка»

Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька»), другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, потом положение рук меняется с «точностью до наоборот».

«Мишка и шарик»

Педагог рассказывает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения:

Мишка по лесу идёт (руки на поясе, шагаем на месте)

В лапке шарик он несёт (руки на уровне груди, через стороны поднимаем вверх и округло соединяем над головой. Сопровождаем движения рук звуком ш-ш-ш, от тихого до громкого)

Шарик в небо улетел (качаем руками над головой)

Мишка грозно заревел (произносим звук р-р-р, громко и сердито)

«Гуси и гусята»

Гуси важные идут,

И гусят с собой ведут:

(Все пальчики соединяем в вместе в щепоть – гусь)

Раз гусенок – очень белый,

Два гусенок – очень смелый.

Три гусенок- очень важный.

А четвере – был отважный.

Пятый – был уж очень мал,

Потому от всех отстал!

(На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики начиная с большого)

«Виды транспорта»

Три вида транспорта (воздушный, наземный, водный) разложить по коробочкам, на которых изображены вода, земля, небо, чередуя правую и левую руки.

«Слова называй, движения выполняй»

Инструкция: «Положите ладони на стол и четко  называйте картинки в таблице. Если на картинке слово со звуком «С» назовите слово и ударьте по столу правой ладонью;  если слово со звуком  «Ш»– хлопните левой ладонью; а если  в слове есть звуки  «С-Ш» - ударяйте по столу двумя руками.

Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук  «С» стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком «Ш» – влево. Но если в слове есть звуки «С» и «Ш», то стрелочки направлены в обе стороны.

«Части суток»

Ребенок вместе со взрослым рассматривает картинки определяет, что на них изображено и последовательно их раскладывает. После этого ребенок на картинку с изображением утра кладет кисть ладонью вверх, на картинку с изображением дня – кулак, на вечер – ребро ладони, на ночь – ладонь вниз.

Затем картинки перемешиваются, раскладываются в хаотичном порядке, а ребенок называет части суток с использованием движений кисти (ладонь вверх, ладонь вниз, кулак, ребро).


МБДОУ «Детский сад №44»

Перспективное планирование

нейропсихологических игр и упражнений

для детей с ЗПР (старшая группа)

Подготовила:

учитель-дефектолог

Косарева О.А.

Саров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором

В этом материале представлен перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором...

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором

Перспективное планированиеработы по ознакомлению детей дошкольноговозраста с народным фольклором...

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Перспективное планирование по ОБЖ для детей дошкольного возраста.

 Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к само...

перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Перспективное планирование рекомендовано для использования в свой работе педагогам ДОУ  с детьми младшего (3-4 года) и среднего (4-5 лет) возраста...

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного возраста.

Нейропсихология – это сравнительно молодое направление, сочетающее в себе знания психологии, нейронауки и психофизиологии. Буду говорить простым языком. ...