Программа логопедического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Булгакова Татьяна Игоревна

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), а также с учетом потребностей и возможностей воспитанников государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, принятых в дошкольное учреждение.

Цель программы: Осуществление коррекционно–развивающей работы с детьми с РАС  для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Задачи:

1. усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

2. развитие общения и взаимодействия ребенка с педагогическим работником и другими детьми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

3. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу обучающихся и педагогических работников в организации;

4. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Практически всем детям с РАС приходится начинать не с овладения социально-коммуникативными навыками, а с формирования предпосылок общения, с выполнения ряда обязательных условий, без которых полноценная коммуникация невозможна. Частично эти задачи могут быть решены на начальном этапе дошкольного образования обучающихся с РАС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ras.docx78 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1579»

115409 Москва, Пролетарский проспект, д.7, корп.3 Тел\Факс (499) 324-78-51 E-mail: 1579@edu.mos.ru Сайт: http://gym1579u.mskobr.ru/

ОКПО 64532846, ОГРН 1097746838947, ИНН/КПП 7724731696/772401001

Согласовано:

Протокол № ____

от «___» ________20____г.

Председатель ППк

_______________________

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Школа № 1579»

___________________

М.Ф. Кудинова

Программа логопедического

сопровождения детей

с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Составлена  на основе ФАОП ДО и АОП ДО, соотнесена с образовательной программой ГБОУ Школа 1579 дошкольное отделение № 3.

Разработчик:

Учитель-логопед Булгакова Т.И.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи Программы

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

1.4 Характеристика реализации Программы

1.5 Планируемые результаты освоения Программы.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Коррекционно-развивающая работа «Речевое развитие»

2.2 Модульная программа «Речедвигательная ритмика»

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Календарно тематическое планировани

3.2. Методическое обеспечение образовательного процесса

3.3. Развивающая предметно – пространственная среда

Приложение


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога Государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа № 1579» разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.12;
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельностипо основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования;
  • Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 25.11.2013 г. №6241;
  • Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г.
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 15 мая 2013 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 28.08.2015)
  • Адоптированная общеобразовательная программа ГБОУ Школа 1579 лоя обучающихся с задержкой психического развития.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), а также с учетом потребностей и возможностей воспитанников государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, принятых в дошкольное учреждение.

1.2 Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: Осуществление коррекционно–развивающей работы с детьми с РАС  для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Задачи:

1. усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

2. развитие общения и взаимодействия ребенка с педагогическим работником и другими детьми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

3. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу обучающихся и педагогических работников в организации;

4. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Практически всем детям с РАС приходится начинать не с овладения социально-коммуникативными навыками, а с формирования предпосылок общения, с выполнения ряда обязательных условий, без которых полноценная коммуникация невозможна. Частично эти задачи могут быть решены на начальном этапе дошкольного образования обучающихся с РАС.

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

Программа основывается на следующих принципах:

  • Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников и детей;

• Реализация Программы в формах, специфических для детей с РАС данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

  • Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
  • Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
  • Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)


1.4 Характеристика реализации Программы

Условия реализации программы:

Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов дошкольного отделения, обладающих необходимыми знаниями о характерных особенностях детей с ОВЗ (РАС), о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей.

Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение учебного года.

Формы занятий: индивидуальная.

Форма работы: 2 раза в неделю – индивидуальное занятие.

Время поведения занятий: продолжительность занятий 20 минут.

Возраст: 3-7лет.

Принципы построения программы.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Единство диагностики и коррекции.

3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

4. Комплексность методов логопедического воздействия.

5. Возрастание сложности.

6. Учет объема и степени разнообразия материала.

1.5 Планируемые результаты освоения Программы.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Для успешного развития и обучения воспитанников с ОВЗ педагогом-психологом формируется стратегия работы, реализующаяся в следующих задачах:

  1. Обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
  2. Повышение коммуникативной компетентности воспитанников путем привлечения внимания детей друг к другу;
  3. Развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
  4. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
  5. Развитие всех видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, слуховое;
  6. Развитие мыслительных процессов: память, внимание, мышление;
  7. Развитие любознательности, воображения; расширение запасов знаний и представлений об окружающем мире.
  8. Профилактика и коррекция агрессивного, тревожного, неуверенного поведения.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание Программы включает два направления коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС и определяет их взаимосвязь и соотношение на этапах дошкольного образования:

- коррекционная работа по смягчению ключевых симптомов аутизма (качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, а также ограниченные, стереотипные и повторяющиеся паттерны интересов, поведения и видов деятельности);

- освоение содержания программ в традиционных образовательных областях (социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии).

2.1 Коррекционно-развивающая работа «Речевое развитие»

Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы

Развитие словаря:

•        уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;

•        обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

 

•        расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам;

•        учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия;

•        расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами;

•        учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам «какой? какая? какое?», обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением;

•        учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов;

•        расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи;

•        обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи;

•        закрепить понятие слово и умение оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

•        обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени;

•        обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, - ат-, -ят-, глаголов с различными приставками;

•        научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;

•        совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже;

 •        совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами;

•        сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

•        сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2—3 слов (без предлога).

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

•        формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;

•        закрепить навык мягкого голосоведения;

•        воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;

•        развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;

•        закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности;

•        активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп;

•        сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности;

•        совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова;

•        учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных;

•        обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза:

•        совершенствовать умение различать на слух гласные звуки;

•        закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках;

•        упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;

 

•        формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности;

•        закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова;

•        совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением);

•        формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой- звонкий, твердый-мягкий;

•        закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук;

•        сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук;

•        сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов;

•        закрепить понятие слог и умение оперировать им.

Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков:

•        воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи;

•        совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца;

•        учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану;

•        совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов;

•        совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Парциальные программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

 

2.2 Модульная программа «Речедвигательная ритмика»

Цель программы: развитие звуковой культуры речи у детей 3-5 лет

Задачи программы:

•        навыков правильного произношения всех звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением слов, фраз;

•        формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;

•        развитие артикуляционного аппарата;

•        развитие фонематического слуха;

•        формировать умение слышать отдельные звуки в словах;

•        развивать слуховое внимание;

•        развитие мелкой и общей моторики

•        совершенствование фонематического слуха, дикции, памяти.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1  Календарно тематическое планирование Лексические темы 2023-2024 на учебный год для работы, И.О. Крупенчук Научите меня говорить правильгно

Месяц

Тематика недели

Крупенчук И.О.

Сентябрь

Давайте познакомимся

 

Правила в детском саду и по дороге в детский сад.

 

Учимся правильно одеваться(одежда, обувь)

79

Хлеб всему голова

25

Октябрь

Осень в городе

31

Достопримечательности города

171

Мой дом (мебель, посуда)

92, 152

Ярмарка на улицах города(овощи, фрукты)

12, 18

Ноябрь

Транспорт в городе. ПДД

99

Игры и игрушки

 

Географические понятия

127

Народы Мира

 

Дикие животные

46

Декабрь

Зима

58

Животный мир Севера

65

Твори добро

 

Новогодний праздник

86

Январь

Экспериментирование

 

Зимние забавы

86

Лес, деревья, кусты

25

Братья наши меньшие (домашние животные)

65

Февраль

Рыцари и дамы – этикет

 

Я и мое здоровье

 

Наша Армия

127

ОБЖ

106

Март

О любимых мамах

145

Семейные праздники и традиции

 

Профессии в моей семье

120

Приглашаем в гости (показ театральных постановок для детей других групп)

 

Апрель

Весна на планете Земля

158

Планеты солнечной системы. Космос

171

Наш дом – Земля (экологическое направление)

 

Книжкина неделя

 

Май

Перелетные птицы

51

День Победы

 

Родина в цветах(первоцветы)

145

Насекомые

178

Водные обитатели водоемов России

 

  1. Методическое обеспечение образовательного процесса

1. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа ДОУ). М., 1993 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

2. Альбом для логопеда. М.,  2000, О. Б. Иншакова  
3. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, М., 2010, О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова.

4. Научите меня говорить правильно! Для детей 4-6 лет. Пособие по логопедии для детей и родителей, М., 2001, О. И. Крупенчук
5. Программа развития и обучения дошкольников. Трудные звуки. Грамматика в картинках. Звуки З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*.,  СПб, «Издательский дом «Нева», 2003, Скворцова И.В.

6. Вводим звуки в речь. Картотека заданий. Звуки З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*. СПб, «Каро», 2006, Т.С.Перегудова, Г.А. Османова.

7. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков: З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*., пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. -2-е изд., испр. И доп. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

8. Дидактический материал для логопедов. Автоматизация звуков: З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*.,/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. -3-е изд., испр. И доп. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013.

9. Популярная логопедия.  Логопедические игры для автоматизации звуков: : З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*./ И.В. Баскакина, М.и. Лынская. - М.:Айрис-пресс, 2009.

10. Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет. Парные звонкие и глухи согласные: Д-Т, Ш-Ж, В-Ф, Г-К, З-С. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. -3-е изд., испр. И доп. –М.: Издательство ГНОМ, 2013.

11. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. СПб.: «Детство пресс», 2004, Буденная Т.В.

12. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.

СПб, издательский дом «Литера», 2005, Крупенчук О.И., Воробьева Т.А.

13. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал. М., «Мозаика-Синтез», 2005, Смирнова Л.Н.

14. Упражнения для развития речи., СПб, 2001, Парамонова Л.Г.

15. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. СПб, 2006, Агранович З.Е.

16. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / Сост. И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 224 с. — (Библиотека логопеда-практика).

17. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Л.В. Забродина, Е.С. Ренизрук

18. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. Н.Ю. Григоренко, С.А. Цибульский.

19. Веселые скороговорки для непослушных звуков И.Г. Сухин

20. Логопедический массаж Е. Краузе

21. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. Н.В. Курдвановская, Творческий центр Сфера» М. 2008.

22. Будем говорить правильно. Н.В. Нищева, «Детство-проесс», С-Пб 2002 г.

23. Развиваем мелкую моторику.  Т.А. Ткаченко. – М.; Эксмо, 2007.

24. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М. Полякова.- М.; Айрис-пресс, 2008.

25.  Игры и упражнения с родственными словами. Учебное методическое пособие. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. – М., Центр педагогического образования, 2009.

  1. Мир родного языка. Игры- занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. Агапова И.А., Давыдова М.А. – М., АРКТИ, 2008.
  2. Будь вежлив всегда! О.Н. Демидова Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж, 2009.
  3. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практикующих работников ДОУ. Швайко Г.С. –М., Айрис-пресс, 2008.
  4. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. Методическое пособие. Болотина Л.Р. –М., Айрис-пресс, 2006.
  5. Логопедические игры ЦОКОЛОЧКА. И.В. Баскакина, М.И. Лынская –М., Айрис-пресс, 2009.
  6. Логопедические игры ЗВЕНЕЛОЧКА. И.В. Баскакина, М.И. Лынская –М., Айрис-пресс, 2009.
  7. Домашнии тетради Коноваленко (3, 5, 6, 2, 8, 1)
  8. Домашняя тетрадь Жихарева-Норкина звук Р.
  9. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Е.Н. Краузе, Санкт- Петербург, Крона-Век, 2007.
  10. Логопедия в картинках. Мария Мезенцева. Москва, Олма, 2009.
  11. Уроки логопеда. Игры для развития речи. Косинова Е.М., Москва, Эксмо, 2008.
  12. Баскакина, И. В.Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш
  13. Баскакина, И. В.Приключения Л. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Л / И. В. Баскакина, М. И. Лын-ская. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 32 с: ил. — (Популярная логопедия).
  14. Баскакина, И. В. День рождения Р. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р / И. В. Баскакина, М. И. Лын-ская. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 32 с: ил. — (Популярная логопедия).
  15. Мазанова Е.В.КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО   АНАЛИЗА  И  СИНТЕЗА. +ТЕТРАДЬ.  Конспекты  занятий  для логопедов / Е.В. Мазанова. - 2-е изд., испр. - М. : Издательство ГНОМ и Д,
  16. Костылева Н.Ю.Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. — М.: ТЦ Сфера, 2007. - 64 с.
  17. Лиманская О.Н.  Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с. — (Логопед в ДОУ).
  18. Агеева И.Д. 500 стишков для зарядки язычков. — М.: ТЦСфера, 2009. — 96 с.
  19. Бачина О.В., Самородова Л.Н.Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
  20. Герасимова, А. С. Популярнаялогопедия: Занятия с дошкольниками/А. С. Герасимова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 224 с.
  21. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова, системный метод устранения нарушений. –М., НКЦ, 2013.- 187 с.
  22. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2014.-96 с. (Серия в помощь логопеду)
  23. Тетрадь. Пишем и читаем. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. -2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательство ГНОМ, 2013.
  24. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Н.Э. Теренкова. -2-е изд., испр. И доп. –М.: Издательство ГНОМ, 2013.
  25. Альбом дошкольника. Автоматизация звука в игровых упражнениях. З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*./ Л.А. Комарова.-М.: Издательство ГНОМ, 2013.
  26. Программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2015.-64 с.
  27. Учебно-методическое пособие с демонстрационным материалом «Слова, слоги, звуки»,  Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2013.
  28. Рабочая тетрадь 5-6 «От А до Я» ,  Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2016.
  29. Серия «Папка дошкольника» , задания: «Логика», «Ребусы, игры, головоломки», «Пройди лабиринт», «Знакомство с клеточками», «Учимся находится по схеме!» -Сыктывкар, Издательство  «Солнечные ступеньки»
  30. Большая Энциклопедия дошкольника. А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова.- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009.- 352 с. – (Программа развития и обучения дошкольника).
  31. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для автоматизации и дифференциации звуков (раннего онтогенеза, С-З-Сь-Зь, Ш Ж, С-Ш-З-Ж, Л. Ль, Й, Р и Рь. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. (5 тетрадей).
  32. Школа для дошколят ТРЕНАЖЕР логопедический. С.Е. Гавриолова, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина.- М.: РОСМЭН, 2016. Разработанно с учетом ФГОС.
  33. Конфетка Занятия по развитию речи. Творческий центр СФЕРА.

Зима

Лето

Буквы, Узнаю Буквы-1, Узнаю буквы-2

Учим звуки С, Ш,Л-Ш, Л-Ж, Л-В

Думай, решай, считай

  1. Картинки для фонетических упражнений. Учебно методическое пособие/ О.А. Безрукова –М.: Русская речь, 2011 -44 с (кар 373 шт).
  2. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. В.С. Володина.-Мю: РОСМЭН, 2014 г.
  3. Альбом по развитию речи для самых маленьких. Говорим правильно. С.В. Батяева, Е.С. Савостьянова.-Мю: РОСМЭН, 2015 г.
  4. Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова «Азбука для дошкольников» Играем со звуками  и словами  Методическое пособие и рабочая тетрадь  №1, №2. –М. Вентана-Граф, 2015.
  5. Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова «Азбука для дошкольников» Играем и читаем вместе. Методическое пособие и рабочая тетрадь №1, №2. –М. Вентана-Граф, 2015.
  6. Л.Е. Журова «Подготовка к обучению грамоте» Методическое пособие и рабочая тетрадь.-М. Вентана-Граф, 2015.
  7. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР речи

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

  1. С.И. Карпова, В.В. Мамаева Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. Лесические темы.

4-5 лет

6-7 лет.

  1. И.Ю. Левченко, Т.И. Дубровина Дети с общим недоразвитием речи Развитие памяти. – М.: национальный книжный центр, 2016.
  2. Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога- М.: ВЛАДОС, 2014.
  3. Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии. Учебно-методическое пособие.- М.: ПАРАДИГМА, 2014.
  4. Д. Денисова, Школа семи гномов «Уроки грамоты». 4-6 лет (3 тетради) Учебно-методическое пособие.
  5. Рабочая тетрадь к программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Уроки грамоты для дошкольников» 3-6 лет (4 тетради).
  6. Рабочая тетрадь к программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Развитие речи  для дошкольников» 3-6 лет (4 тетради).
  7. Е.М. Косинова Грамматическая тетрадь. №1, №2, №3, №4. Развитие речи «Шаг за Шагом».
  8. Е.М. Косинова Лексическая тетрадь. №1 Человек и его мир. Развитие речи «Шаг за Шагом».
  9. Т.С. Резниченко Занимательный букварь. Москва Издательство ГНОМ 2017
  10. Н. Созонова, Е. Куцина, Н. Хрушкова Фонетические рассказы и сказки 5-7 лет Рабочая тетрадь часть1, 2, 3.
  11. Игры и задания для маленьких непосед.
  12. 1000 упражнений для девочек.
  13. 1000  упражнений для мальчиков.
  14. Федеральная образовательная программа дошкольгого образования Приказ Минестерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года. Сфера.
  15. Федеральная адоптированная образовательная программа дошкольгого образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Приказ Минестерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года. Сфера.

  1. Развивающая предметно – пространственная среда

Внутреннее помещение кабинет;

Оборудование: Монитор Sony, системный блок UFQ, клавиатура, мышка.

Рабочий материал.

  1. Собери предмет из геометрических фигур в сумке.
  2. Формы на палочках.
  3. Баночки с крупами 8 ед.
  4. Мячи, разных цветов, размеров, форм, плотности, структуры.
  5. Бусы для мамы
  6. Конструктор 11 деталей
  7. Семья (деревянные человечки)
  8. Пазл на 14 и 24 Смешарики.
  9. Шнуровка овечка.
  10. Головоломка куб.
  11. Лотки сини для карточек 7 шт.
  12. Зеркала двух сторонние 4 шт.
  13. Зонды постановочные 1 набор (7 шт.)
  14. Хозяйственный ящик 1 шт.
  15. Тарелка оранжевая 5 шт.
  16. Фонематические шарики.
  17. Кубики Азбука.
  18. Чудесный мешочек с парными деревянными фигурами.
  19. Матрешка (5 разборов)
  20. Пазл:  противоположность, детеныши, предлоги, профессии,кто что кушает.

Карточки:

  1. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. Образовательная система «Школа 2100», БАЛАСС (Рыбы,  насекомые.  Продукты питания.  Дома, улицы, транспорт, мебель электроприборы. Игрушки инструменты. Спортивный инвентарь. Посуда. Профессии, Человечки, схемы, знаки. Деревья, грибы, цветы.  Овощи,  фрукты, ягоды).
  2. Автоматизация звуков Р, Н, М, Л, Й, Х, Г. Фонематическое восприятие.
  3. Карточки действия.
  4. Картинки: сюжетные, последовательные.
  5. Самые нужные игры. В соответствии с ФГОС ДО.(23 шт)
  6. Азбука в картинках (4 варианта).
  7. Журова Л.Е. обучение грамоте.
  8. «Слова, слоги, звуки»,  Е.В. Колесникова Демонстрационный материал.
  9. Готов ли ребенок к школе? Грамота.

Дидактические игры:

  1. Логопедическое лото.
  2. Ребусы. Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления, навыков чтения.
  3. Развивающий материал. Четвертый лишний.
  4. Лото. Веселые звуки.
  5. В мире звуков. Развиваем фонематический слух, зрительное восприятие, внимание, память.
  6. Слоги и слова. Деление слов на слоги, развитие внимания и логики.
  7. Игры для детей 4-7 лет «Буквы».
  8. Игры для детей 4-7 лет «Цыфры».
  9. Веселые буквы и слова. Книга –игра.
  10. «Самые нужные игры!» издательство Творческий центр Сфера.

Игры со звуками (З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*), Логопедическое лото (З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*)

Найди ударный слог Слова предметы Слова действия (2 части) Деревья

Времена года (Зима, весна, лето, осень) Фрукты Овощи Ягоды Грибы и Цветы

Дикие животные Цвет Ягодное лето

Твердые согласные звуки (Часть1, часть 2)

Слоги (2 части)

  1. Демонстрационный материал для фронтальных занятий:

Логопедические занятия в детском саду Старшая группа

Логопедические занятия в детском саду Подготовительная группа

  1. Развивающая игра «ОАО Радуга»

Развитие речи 5-7 лет.

Грамота 5-7 лет.

  1. Издательский дом  ЗИМОРОДОК «Логико Малыш».

Планшет 1 шт.

Карточки: Домашние животные, Счет от 1-6, Поймай звук, Растения 1, Растения 2, Животные 1, Животные 2, Театр, Последовательности, Цвет в природе, Первый десяток, Цветы.

  1. Скороговорщик. Комплекс настольных игр для развития речи и формирования правильного произношения.
  2. Обучение грамоте Комплект (7 шт.)  круговых тренажеров для подготовки к школе.
  3. Круг Луллия :

Времена года

Профессии

Птицы

Насекомые

Животные

Приложение 1.

Форма № 1

Утверждено Департаментом

образования г. Москвы

27 июля 2010 г.

Образовательное  учреждение                     РЕЧЕВАЯ  КАРТА №

(ранний и  младший дошкольный возраст)                                                                                                                       Дата заполнения «        »        20        г.

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________Возраст______________

Родители (законные представители) __________________________________________________________________

1. Речеязыковое развитие

1.1. Понимание обращенной к ребенку речи (импрессивная речь) _____________________________________________________________________________1dhhaaz013lorb9251h0pejf1ycg39oz25

1.2. Характеристика экспрессивной речи (словарный запас, грамматический строй, звуковая сторона речи)  _____________________________________________________________________________1h0pejf1ycg39oz25

2. Социальное развитие

2.1.Контактность______________________________________________________________1dhhaaz013lorb925

2.2. Эмоциональная сфера _____________________________________________________________________________

2.3. Средства общения (вербальные и невербальные)

_____________________________________________________________________________

2.4. Навыки самообслуживания

_____________________________________________________________________________

3. Познавательное развитие

3.1. Внимание _____________________________________________________________________________

3.2. Познавательная активность и мотивация деятельности _________________________

3.3. Адекватность и характер деятельности (манипулятивной, предметной, предметно-игровой) __________________________________________________________________

3.4. Запас знаний об окружающем мире________________________________________

3.5. Сенсорное развитие

Зрительное восприятие_________________________________________________________

Слуховое восприяти___________________________________________________________

Восприятие пространственных отношений________________________________________

4. Двигательное развитие

4.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы

4.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис)

5. Состояние артикуляционного аппарата

5.1. Строение артикуляционного аппарата

5.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата

5.3. Речевое дыхание, голосообразование, просодика_______________________________

6. Дополнительная информация

6.1. Особенности доречевого развития___________________________________________

6.2. Специфические особенности речи и речевого поведения_______________________________________

6.3. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок________________

______________________________________________________________________

6.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.)________________________________

6.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях____________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель – логопед______________


Форма № 2

Утверждено Департаментом

образования г. Москвы

27 июля 2010 г.

РЕЧЕВАЯ  КАРТА №

(средний  и старший дошкольный возраст)                                                                                                                       Дата заполнения «        »        201        г.

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________Возраст______________

Родители (законные представители) ___________________________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем  мире__________________________

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объем словаря _________________________________________________________

Системная организация словаря (ассоциативные связи) __________________

2.2. Уровень сформированности  грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения     ________________________________________

Словообразовательная деятельность _______________________________________

Синтаксические навыки и умения _______________________________________________

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста_______________________________________________________

продуцирование текста___________________________________________________

Репродуцирование текста _________________________________________________

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции _________________________________

Состояние фонематического слуха________________________________________________

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза____________________________

Слоговая структура слова Звукопроизношение_______________________________________________________________________________

с

с'

3

з'

ц

ш

ж

ч

щ

л

л'

р

р'

н

н'

м

м'

j

1

2

3

т

т'

д

д'

к

к'

г

г'

X

х'

в

в'

ф

ф'

а

о

У

ы

э

и

1

2

3

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата________________________________________

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата _______________________________________________

3.3. Речевое дыхание и голосообразование ______________________________________

4. Просодическое оформление речи____________________________________________

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы____________

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис)______________________

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память ____________________________________________________

6.2. Речевое внимание _______________________________________________________

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) _____________________

7. Дополнительная информация

7.1. Особенности раннего речевого развития ______________________________________

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок ___________________

7.3. Особенности речевого поведения ____________________________________________

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.)  _____________________________________________________________________________

7.5. Анамнез, сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ______________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Учитель-логопед _____________________________________________


Приложение 2.

ПРОТОКОЛ    ЭКСПРЕСС – ОБСЛЕДОВАНИЯ   РЕЧИ   РЕБЕНКА   3х  ЛЕТ

Безрукова О.А., Приходько О.Г., Служакова О.И., Челей Н.С.

Ф.И. ребенка ______________________ Дата рождения _______ Дата обследования _________

БЛОК 1

1. Назови, что ты видишь на рисунках:

машина

корова

дудочка

волк

матрешка

лиса

колокольчик

арбуз

лягушка

капуста

курица

груша

бабочка

лук

рыба

одежду

лошадь

обувь

свинья

тарелку

2. Рассмотри рисунки и скажи…

Что делает девочка?

Пьет воду

Кормит куклу

Поливает цветы

Моет куклу

Моет посуду

Ест пирог

Гладит кофту

3.  Рассмотри картинки и скажи, чем различаются эти предметы.

Стол-стол

Куб-куб

4.  Рассмотри  рисунки назови один - много.

кукла

карандаш

птица

5.  Для чего нужны предметы на картинке:

нож

стул

кастрюля

БЛОК 2

6.  Ответь на вопрос.

Чем забивают гвозди?

Чем вытирают лицо?

В чем варят суп?

В чем хранят одежду?

7.  Рассмотри рисунок и скажи…

Где находится кошка?

под стулом

на заборе

Где находится птица?

в клетке

Что делает собака?

заходит в конуру

выходит из конуры

8.  Послушай предложение и повтори его, ничего не меняя.

Во дворе дома растет клен.

Осенью желтеют листья на деревьях.

БЛОК 3

9.  Послушай и повтори слово.

велосипед

мотоциклист

баобаб

бульдозер

10. Послушай и повтори предложение.

Дети слепили снеговика.

Паук плетет паутину.

11. Повтори слоги.

ТА-ДА-ТА

КА-ГА-КА

ГО-ДО-ГО

МА-МЯ МА

Итог:

Показатели:

мax балл

реально балл

лексика

25

грамматика

11

фонология

10

ВСЕГО:

46

Примечание: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Результаты выполнения заданий № 6, 7 засчитываются в блоках № 1,2.


ПРОТОКОЛ    ЭКСПРЕСС – ОБСЛЕДОВАНИЯ   РЕЧИ   РЕБЕНКА   4х  ЛЕТ

Ф.И. ребенка ______________________ Дата рождения _______ Дата обследования _________

БЛОК 1

1. Назови, что ты видишь на рисунках:

полотенце

велосипед

ключ

перец

молоток

кабачок

кастрюля

репа

бусы

воробей

зебра

голубь

шляпа

ворона

юбка

кузнечик

перчатки

пчела

трамвай

стрекоза

2. Рассмотри рисунки и скажи…

Что делает девочка?

Что делает мальчик?

подметает пол

рубит дрова

гладит белье

забивает гвоздь

стирает белье

3. Найди лишнюю картинку и объясни свой выбор.

репа (фрукт, не овощ)

бабочка (насекомое, не птица)

4. Рассмотри картинки и скажи, для чего нужен этот предмет.

топор

половник

кастрюля

5.  Рассмотри картинки и скажи, чем различаются эти предметы.

табурет – стул

трамвай – автобус

6.  Рассмотри  пары рисунков и скажи, почему их поместили рядом.

удочка - рыба

топор – гвоздь

цыпленок  - курица

7.  Рассмотри рисунки и найди среди них:

дикое животное

уличную обувь

домашнюю одежду

8.  Ответь на вопросы.    * Какое  варенье называют малиновым?

Какой мяч называют футбольным?

Какую посуду называют стеклянной?

Какую обувь называют уличной?

9.  Послушай предложение и ответь на вопрос.

Если дом построили из кирпича, какой это дом, как его можно назвать?

Если кораблик сделали из бумаги, какой это кораблик, как его можно назвать?

Если лопату сделали из железа, какая это лопата, как ее можно назвать?

БЛОК 2

10.  Назови то, что ты видишь на картинке.

куклы

молотки

дома

пилы

стулья

11.  Ответь на вопрос.

Чем забивают гвозди?

Чем вытирают лицо?

В чем варят суп?

В чем хранят одежду?

12.  Рассмотри рисунок и скажи…

Где находится кошка?

под стулом

на стуле

Где находится птица?

в клетке

на клетке

Что делает собака?

заходит в конуру

выходит из конуры

13.  Послушай предложение и повтори его, ничего не меняя.

Во дворе нашего дома растет красивый клен.

Осенью перелетные птицы улетают на юг.

БЛОК 3

14.  Послушай и повтори слово.

велосипед

мотоциклист

баобаб

бульдозер

15. Послушай и повтори предложение.

Дети слепили снеговика.

Паук плетет паутину.

16. Повтори слоги.

ТА-ДА-ТА

КА-ГА-КА

ГО-ДО-ГО

МА-МЯ МА

17. Повтори предложение.

Тома сидит дома.

Пушистая кошка села у окошка.

Итог:

Показатели:

мax балл

реально балл

лексика

44

грамматика

23

фонология

12

ВСЕГО:

79

Примечание: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Результаты выполнения заданий № 8, 9 засчитываются в блоках № 1,2.


ПРОТОКОЛ    ЭКСПРЕСС – ОБСЛЕДОВАНИЯ   РЕЧИ   РЕБЕНКА   5  ЛЕТ

Ф.И. ребенка _______________________________ Дата рождения _______ Дата обследования ________

БЛОК 1    - словарный запас.

  1. Назови, что ты видишь на рисунках:

скворечник

рысь

портфель

синица

кувшин

снегирь

клещи

ласточка

люстра

индюк

клен

баклажан

дуб

малина

ландыш

шляпа

одуванчик

сандалии

носорог

галстук

  1. Рассмотри рисунки и скажи…

Что делает девочка?

Что делает мальчик?

выливает воду

Выбивает ковер

посыпает печенье

Раскрашивает (закрашивает)

Поливает вареники  сметаной

  1. Рассмотри картинки и скажи, для чего нужен этот предмет.

хлебница

холодильник

носилки

половник

отвертка

  1. Рассмотри  пары рисунков и скажи, почему их поместили рядом.

клубок - свитер

сахарница-сахар

велосипед-самокат

5. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются эти предметы.

кофта - свитер

табурет – стул

гвоздь-шуруп

6. Послушай слова и скажи, какое из них лишнее.

вишня, малина, крыжовник, ромашка, земляника

морковь, огурец, репа, яблоко, кабачок

7. Подбери слово по образцу:   Яблоко – это фрукт.

тапочки – это …

ромашка – это …

бабочка – это …

земляника – это …

8. Ответь на вопросы:

Как называется музыкант, который играет на этом музыкальном инструменте?

Как называется музыкант, который играет на гитаре?

Как называется профессия человека, который показывает фокусы?

Как называется профессия человека, который работает на тракторе?

9. Подбери слово, противоположное по значению. Например, длинный – короткий.

темный -

плакать -

далеко -

широкий -


БЛОК 2  - грамматическая    компетенция.

10. Назови то, что ты видишь на рисунке.

колеса -

перья -

деревья -

ведра -

пилы -

11. Рассмотри рисунок и скажи, чего много.

много карандашей

много топоров

много кукол

много чашек

много пуговиц

12. Назови иначе.   Например, Лист дуба – это дубовый лист.

ветка березы -

косточка вишни -

сок моркови -

13. Закончи предложение.

Рыбный суп – это суп из…

Творожная запеканка – это запеканка …

Пуховая подушка – это подушка …

Меховая шапка – это шапка…

14. Закончи предложение.

У зайчихи зайчата, а у львицы…

У лисы лисий хвост, а у собаки - …

Мама тигрят  - тигрица, а мама слонят - …

Хвост волка – волчий, а хвост осла - …

15.  Рассмотри рисунок и скажи…

Где находится кошка?

под стулом

Где находится кошка?

на заборе

Что делает рыжий кот?

Выглядывает из-за …

Что делает кошка?

спрыгивает со стула

Что делает собака?

прыгает через барьер

16. Ответь на вопрос.

Дедушку провожал внук. Кто уезжал?

Катя старше Иры. Кто младше?

17.  Послушай предложение и повтори его, ничего не меняя.

Наступила осень, и перелетные птицы улетели на юг

Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи

БЛОК 3 - фонетико-фонологическая компетенция.

18.  Послушай и повтори.

экскаватор

водопроводчик

эскалатор

аэропорт

пляшущие человечки

пишущая машинка

смеющийся мальчик

щебечущие птички

19. Послушай и повтори.

КА-ГА-КА

ТУ-ДУ-ТУ

СЁ-СО-СЁ

УМЯ –УМА – УМЯ

ФОН-ВОН-ФОН

Итог:

Показатели:

мax балл

набрано баллов

выполнено (в %)

лексика

69

грамматика

34

фонология

13

ВСЕГО:

116

Примечание: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Результаты выполнения заданий № 8, 13, 14 засчитываются в блоках № 1,2.


ПРОТОКОЛ    ЭКСПРЕСС – ОБСЛЕДОВАНИЯ   РЕЧИ   РЕБЕНКА   6  ЛЕТ

Ф.И. ребенка ______________________ Дата рождения _______ Дата обследования _________

БЛОК 1    - словарный запас.

1. Назови, что ты видишь на рисунках:

фонарь

василек

рубанок

смородина

скрепка

рысь

шляпа

крот

жилет

пингвин

фуражка

балалайка

крыжовник

скрипка

ландыш

музыканты

слива

баллерина

2. Рассмотри рисунки и скажи…

Что делает девочка?

Что делает мальчик?

пришивает пуговицу

вырезает бабочку

раскатывает тесто

сворачивает ковер

чистит снег

3. Рассмотри картинки и скажи, для чего нужен этот предмет.

ласты

отвертка

дуршлаг

спицы

4.  Рассмотри  пары рисунков и скажи, почему их поместили рядом.

портфель - чемодан

люстра - фонарь

Доска - рубанок

5. Послушай слова и скажи, какое из них лишнее.

малина, смородина, земляника,  ромашка, ежевика

пила, молоток, гвоздь, отвертка, топор

6. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются эти…

столы

вагоны

столы

7.  Закончи предложение.

Хлеб хранят в хлебнице, а соль - …

Самолетом управляет летчик, а поездом - …

Белка живет в дупле, а пчелы - …

8. Подбери слово, противоположное по значению. Например, длинный – короткий.

веселый

найти

глубокий

выиграть

смелый

покупатель

голодный

9.  Закончи предложение по образцу:   Кошка – это домашнее животное.

земляника – это …

свекла – это …

сандалии – это …

шляпа – это …

БЛОК 2  - грамматическая    компетенция.

10.  Послушай слово и скажи ПОЧЕМУ …

…этот предмет назвали «пылесос»

… этот  предмет назвали «мышеловка»

…этот предмет назвали «снегокат»

11. Рассмотри рисунок и скажи, какой букет здесь нарисован.

Розы-

Тюльпаны -

Ландыши -

12. Рассмотри рисунок и скажи, чего много.

много молотков

много шишек

много коров

много кресел

13. Назови иначе.   Например, Лист дуба – это дубовый лист.

уши зайца

голова осла

хвост коровы

хвост кошки

14. Составь предложение по картинке.

Собаки и кошка сидят под столом, диваном, шкафом

Собаки и кошка вылезают из под стола, дивана, шкафа

Дети и животные спрятались…

15. Ответь на вопросы.

Если книга лежит на столе, откуда ее возьмут?

Если книга лежит в столе, откуда ее достанут?

Если собака залезла под диван, откуда она вылезет?

Если котенок спрятался за шкаф, откуда он вылезет?

16.  Послушай предложение и повтори его, ничего не меняя.

Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке

Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад

17. Правильно ли построено предложение? Исправь его, если нужно.

Наступила зима, потому что река замерзла.

Под домиком в деревне жили бабушка и дедушка

БЛОК 3 - фонетико-фонологическая компетенция.

18.  Послушай и повтори .

эквилибрист

эскалатор

аэродром

шлагбаум

пишущая машинка

щебечущие птички

смеющийся мальчик

19. Послушай и повтори.

БЫН-ПЫН-БЫН

ХА-ГА-КА

ОМЯ-ОМЯ-ОМА

УТА-УДА-УТА

ВАВА-ФАВА-ВАВА

20. Послушай слово и назови… Например,

бусы

1й звук

последний звук

все звуки по-порядку

шапка

все звуки по-порядку

21. Послушай слово и скажи…

стул

сколько всего звуков

Итог:

Показатели:

мax балл

реально набранных баллов

лексика

54

грамматика

25

фонология

14

ВСЕГО:

93

Примечание: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Результаты выполнения задания № 10  засчитывается в блоках № 1,2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год   Составитель:педаг...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра.

В данном материале представлен фрагмент Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования  для детей с расстройствами аутистического спектра. Полностю ознакомиться с...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройством аутистического спектра

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...

Рабочая программа коррекционно-развивающей направленности для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)

Цель: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте уме...

Рабочая программа адаптированной образовательной программы дошкольного образования на ребенка-инвалида с расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития в подготовительной к школе группе обще

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет со сложным дефектом (ЗПРР и РАС) на 2019 – 2020 учебный год (далее - Программа) определяет содержание ...

Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся 5-7 лет с расстройством аутистического спектра

Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся 5-7 лет с расстройством аутистического спектра (РАС, ...